Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Глава Apranga: не верим в перспективы Kristiine Keskus, Rocca Al Mare и T1

    В бизнесе по продаже одежды чувствуется творческий кризис во всём мире, считает член правления Apranga Римантас Первенецкас.

    ДВ поговорили с руководителем Apranga Group Римантасом Первенецкасом.
    Оборот Apranga в Эстонии за первые 6 месяцев вырос больше, чем в Латвии и Литве. В тех двух странах рост составил всего 1-2%, а в Эстонии - 6%. Нет ли планов более агрессивно расширяться в нашей стране?
    Apranga - лидер рынка Латвии и Литвы. В Эстонии мы занимаем второе место и отстаём от своих планов. Но видим там большой потенциал развития. За последние 7 лет наш оборот в вашей стране вырос в 2,5 раза.
    Эстонский рынок очень конкурентный, и на нём много местных и иностранных игроков. Мы не хотим делать ошибок, поэтому новые магазины открываем только в исключительных местах.
    Чем вам не нравятся наши торговые центры?
    В Эстонии есть только 3 объекта, которые соответствуют нашим требованиям: торговый центр Viru, торговый центр Ülemiste и, в принципе, Rotermanni. Мы не верим в перспективы таких торговых центров как Kristiine, Rocca Al Mare и T1.
    Почему?
    Просто не верим. Apranga не инвестирует в падающие торговые центры. Общий оборот Kristiine Keskus и Rocca Al Mare Keskus за последние 2-3 года, кажется, только падал. Есть 10 торговых центров в странах Балтии, у которых мы видим перспективу. Все остальные нам не интересны.
    Насколько интернет-торговля угрожает вашему бизнесу?
    Мы же сами её ведём уже второй год. Рост этого бизнеса составил примерно 50%. В следующем году в Литве будем торговать через интернет почти всеми брендами, которыми располагаем (на данный момент - только Inditex).
    2-3 года назад получить прибыль от интернет-продаж одежды было невозможно, поэтому мы туда и не инвестировали. Теперь перспектива получить прибыльный бизнес есть. Думаю, что основная цель всех ведущих игроков мира - соединить физические и электронные магазины в одну цепь. Так, чтобы они друг друга дополняли.
    Физических магазинов станет меньше?
    Не думаю. В 2016 и 2017 годах Apranga Group не увеличивала количество магазинов. Мы хотели оптимизировать и отказаться от неэффективных точек. К тому же, мы сфокусировались тогда на новом офисе и логистическом центре, которые открыли в Вильнюсе.
    Однако в 2019 году планируется самое крупное расширение Apranga Group в истории. Это где-то 35-37 проектов общей площадью 25 000 квадратных метров (треть всего того, что мы имеем сейчас). Главный упор сделаем на увеличение существующих магазинов. Некоторые расширим в 2 раза. Магазины Zara в Латвии и Литве имеют сейчас площадь 1500 квадратных метров. Теперь же будем открывать магазины и по 3000-3500 квадратных метров.
    Зачем?
    Большинство ведущих игроков мира идут сейчас в одном направлении: количество магазинов можно не увеличивать, а площадь существующих хороших магазинов нужно расширять. 80% нашего развития в 2019 году произойдёт в Риге. Но и в Таллинне мы планируем расширение в центре Ülemiste.
    Apranga раньше платила неплохие дивиденды. Продолжится ли это в будущем?
    За последние 10 лет мы платили их всегда, за исключением 2008 и 2009 годов. Но эти вопросы решаю не я, а акционеры. Мы пока чуть-чуть отстаём от графика по прибыли.
    Как раз хотел сказать: у вас же прибыль за первое полугодие упала в 2 раза по сравнению таким же периодом 2017 года.
    У нас был очень трудный первый квартал и очень хороший второй. Третий - где-то на уровне прошлого года. 2018 год был очень трудным для всех производителей одежды по всему миру. Погода была столь хорошей, что людям хотелось отдыхать на природе, а не идти в торговый центр. Хотя это не единственная причина. Меняется покупатель, его приоритеты и потребности.
    А может быть, это просто Amazon с Alibaba увели ваших клиентов?
    Не думаю. Едва ли продажи через интернет, скажем, в Эстонии превысили 5-6%. Это не такие уж и большие цифры.
    Пару лет назад вы говорили о том, что можете выйти на рынок Польши. Почему этого не произошло?
    У нас были и есть немало предложений о покупке торговых сетей в Польше. Но мы больше говорили о Белоруссии. В этой стране сегодня нет экономического рынка и свободной торговли. Потому пока не изменится политическая ситуация, туда идти мы не собираемся.
    С 2013 года у вас растёт оборот, а прибыль при том остаётся на одном и том же уровне: около 11 миллионов евро.
    В 2013 году на рынок стран Балтии пришёл второй производитель одежды в мире - Hennes&Mauritz Group. Они агрессивно зашли на рынок и имеют уже более 40 магазинов. Оборот Apranga за прошлый год составил 202 миллиона евро, H&M - 125 миллионов. Третий крупный игрок в странах Балтии, польская LPP (сейчас активно развивается в том числе и в Эстонии), получила 75 миллионов. За всё это время мы не потеряли в продажах и продолжали расти (за последние 12 месяцев даже быстрее, чем Hennes&Mauritz), однако прибыль пострадала.
    H&M заставили вас снизить цены?
    Они увеличили предложение, особенно в молодёжном сегменте и сегменте детской одежды. Тем самым, мы должны были инвестировать в другие сегменты, не молодёжные (например, в лакшери). Это первая причина, почему прибыль не росла. Вторая заключается в том, что в связи с развитием интернет-торговли цены стали почти одинаковыми во всех странах. Поэтому в розничной торговле всё труднее и труднее остаться рентабельным.
    Как планируете исправлять ситуацию?
    Я бы не стал говорить, что она плохая. Мы растём.
    Планируете ли кого-нибудь покупать?
    Нас могли бы заинтересовать бренды, которые имеют несколько магазинов (скажем, 2-3). Это не обязательно большие сети. Однако поскольку падающие бренды мы не покупаем, не так уж много вариантов могут нас заинтересовать. В своё время мы покупали в регионе такие бренды как Mango или Karen Millen.
    Вы как-то рассказывали, что планировали купить Next. Они вначале отказались, потом сами предложили их купить, но вы посчитали, что "там покупать уже нечего".
    Я не вижу больших перспектив в странах Балтии у Next или Marks & Spencer. Наши магазины лучше, чем их. Мы вели переговоры с Next, но купили бы их только в том случае, если бы нам предложили хорошую цену.
    За последние 7 лет акции Apranga не растут, а в 2018 году и вовсе падают. Вас это устраивает?
    Здесь могут быть разные мнения. Акционеры Apranga в последнее время много инвестируют в акции, и им выгодно, чтобы цена была более низкой. Но всё же падение акций нас, конечно, не радует. Тем не менее, у H&M и Inditex акции тоже в последние годы дешевеют (в случае H&M даже быстрее, чем у нас). В бизнесе одежды вообще во всём мире чувствуется кризис. Нет фундаментальных идей, куда развиваться и как сделать бизнес рентабельным. Это отражается и на курсе акций. Равно как и то, что на рынок приходят и активно развиваются игроки, занимающиеся исключительно электронной торговлей.
    Специалист в области оценки предприятий Асват Дамодаран выдвинул теорию, что компании бывают трёх видов: растущие, зрелые и увядающие. Растущие должны привлекать инвестиции, зрелые - занимать деньги на рынке, а увядающие - платить как можно больше дивидендов. К какому виду относите Apranga?
    Мы никогда об этом не думали. На рынке стран Балтии мы видим большие перспективы, то же самое можно сказать и о скандинавском рынке (есть конкретные предложения оттуда). Мы, кстати, скорее там смогли бы успешно работать, нежели в Польше.
    И всё же, дивиденды вы платите высокие.
    Мы много инвестировали, имеем высокую рентабельность по EBITDA и почти не имеем кредитов. Поэтому есть свободные средства, которыми мы готовы поделиться с акционерами.
    Снизятся ли дивиденды из-за того, что прибыль Apranga пока что ниже, чем в прошлом году?
    О прибыли говорить рано. В розничной торговле одеждой основная прибыль зарабатывается в последние 5 месяцев: август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Обороты во втором полугодии на 10-15% больше, чем в первом, при том, что расходы почти одинаковые. Всё будет зависеть от того, каким будет четвёртый квартал. Если будет так же тепло, как сейчас, то наверстать упущенное будет трудно. Если будет зима, то всё возможно.
    Сколько денег вы потратите на ваше расширение в 2019 году?
    Инвестиции составят примерно 25 миллионов евро.
    Это ваш типичный объём инвестиций или раньше было по-другому?
    Это самые большие инвестиции в истории компании. Так совпало. В Риге открывается новый торговый центр Akropolis, и мы открываем там 11 магазинов. Происходит полная реконструкция торгового центра Alfa, где мы делаем 10 магазинов. Идёт расширение центра Ülemiste, где мы делаем 2 больших магазина. Расширяемся также и в Akropolis в Вильнюсе.
    Насколько я знаю, вы - любитель бриджа. Это так?
    Возможно.
    Помогают ли вам в бизнесе качества, которые требуются в бридже?
    Конечно. Я вообще считаю себя математиком от бизнеса продажи одежды. Умею предвидеть, прогнозировать и считать. Я в бизнесе уже давно, нигде не работал, кроме как в Apranga.
    Ого! Вся карьера в одной компании?
    Я уже 36-й год в Apranga. Начал этим заниматься после окончания университета.
    Вы как-то сказали: "Лучшая работа в мире уже занята, и ей занимаюсь я". Неужели не надоело 36 лет делать одно и то же?
    Каждый год происходит что-то новое. Когда ты становишься больше, интересных вопросов и проблем меньше не становится. У меня очень интересная работа. Тут и мода, и интерьер, и строительство. К тому же, мы лидеры рынка, а значит, всегда нужно доказывать, что твои решения и проекты являются лучшими. У нас всегда такие амбиции: никогда не смотреть назад, а только вперёд.
    Вы демократ или диктатор?
    Руководителем крупного предприятия я стал 30 лет назад, потому мои методы менялись. Раньше был автократом, сейчас больше демократ. Когда ты растёшь, то без сильной команды и обсуждения вопросов работать невозможно. Думаю, что время авторитарных руководителей прошло.
    Делегируете или всё контролируете?
    Я сторонник работы с экспертами. Не верю в тех руководителей, которые управляют разными предприятиями в разных сферах. Верю в специалистов и экспертов. Рядом со мной работают высшие профессионалы в области закупок, продаж, маркетинга, финансов и технологических проблем. Основные директора работают в Apranga от 15 до 28 лет.
    А опыт, который мы получаем по франшизным договорам с лучшими игроками мира, вроде Inditex, Giorgio Armani, Max Mara, Hugo Boss, Mango, помогает нам находить современные решения проблем, а не то, что пишут в учебниках. Учебники пишут историю 2-3-х летней давности. Они не говорят о современных проблемах.
    Т.е. книги бесполезны?
    Очень полезны. Но отстают по времени на 2-3 года.
    Правильно ли я понимаю, что вы не согласны с фразой "хороший продавец продаст что угодно, а хорошему менеджеру всё равно, чем управлять"?
    Думаю, что есть сферы деятельности, в которых компанией должен руководить эксперт. В первую очередь, это розничная торговля одеждой. Хотя, думаю, что и для развития торгового центра тоже нужен опыт. Мы - сторонники выращивания людей, а не привлечения их со стороны. Многие наши руководители и ведущие специалисты начинали в своё время работать продавцами.
    Вы - человек планирования или спонтанности?
    Не любитель составлять распорядок дня или месяца. А вот бюджет мы составляем на протяжении 4 месяцев (с сентября по декабрь), и он насчитывает 100 страниц. Там прогнозы по каждому из магазинов и по каждому основному виду расходов. Это позволяет нам договориться об основных вопросах и тенденциях, а мне - больше заниматься новыми проектами, а не текучкой. Благодаря такой системе, нам нет разницы, находится ли конкретный магазин в Таллинне, Риге или Клайпеде. Всё равно мы управляем им из Вильнюса.
    Бюджет составляете на год?
    Да. А планы развития отдельных брендов - на 3 года.
    Зачем вам, кстати, аж 24 дочерних компании?
    Inditex требует, чтобы каждая страна и каждый бренд имел отдельное предприятие. Здесь есть свои плюсы и минусы, но такова их философия. Так что, в основном, это из-за требований партнёров по франшизе.
    Считаете ли вы спорт важным для бизнеса?
    В бизнесе важно всё: хорошая форма, умение быть в нужное время в нужном месте. Но самое главное - это много работать и иметь любимую работу. Если много работаешь, то успех обязательно придёт. Без трудной работы его не бывает. Особенно в розничной торговле.
    Сколько работаете вы?
    Раньше много, сейчас меньше. Но такого, чтобы я, скажем, не работал в воскресенье, не бывало никогда.
    TLMPM04:RIMANTAS PERVENECKAS : TALLINN, EESTI, 17AUG04Pildil on Apranga direktor Rimantas Perveneckas Viru Keskuses Zara poe ees.lt/ Foto LIIS TREIMANN/ POSTIMEESФото: LIIS TREIMANN, Scanpix
  • Самое читаемое
Справедливость перехода Кивиыли проверит на себе: может закрыться главный работодатель города, который его отапливает «Это тепло просто пойдет на воздух»
Завод сланцевого масла Kiviõli Keemiatööstus должен прекратить работу до начала 2025 года по требованию Департамента окружающей среды. Директор завода закрывать его к сроку не собирается и намерен судиться с государством.
Завод сланцевого масла Kiviõli Keemiatööstus должен прекратить работу до начала 2025 года по требованию Департамента окружающей среды. Директор завода закрывать его к сроку не собирается и намерен судиться с государством.
Генеральный директор Nike винит удаленную работу в недостаточных инновациях
Трудно осуществить большие изменения на рынке, когда люди работают из дома – так генеральный директор Nike Джон Донахью пояснил малое количество инноваций, которая компания выводит на рынок.
Трудно осуществить большие изменения на рынке, когда люди работают из дома – так генеральный директор Nike Джон Донахью пояснил малое количество инноваций, которая компания выводит на рынок.
Эксперт: банки ожидают резкого роста цен на медь
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.