Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    20 лет Balti Spoon: стремительный рост, не нарушая спокойствие леса

    Производство на Balti Spoon.Фото: РАУЛЬ МЕЭ

    Член правления расположенного возле Лахемаа завода по производству шпона Balti Spoon и вице-президент его материнской компании Mohring Group Эдмунд Смоларек рассуждают о том, какой юбилей лучше всего отмечать: “В этом году мы отметим 20 лет с момента запуска производства, но по бумагам компания была создана 25 лет назад - фирма была зарегистрирована уже в 1993 году”. Если вернуться к году создания Mohring Group, то можно отметить 70-летний юбилей.

    Люди считают более качественным равномерный шпон, без сучков, но посмотрите на эти узоры! Это уникальное искусство, созданное природой!Эдмунд Смоларек, член правления Balti Spoon

    “Для нас важнее начало производства в Эстонии, поскольку тогда здесь началась жизнь!” - выбирает он самую скромную цифру, но сразу же начинает перечислять впечатляющие достижения. Завод находится в небольшой деревушке Купу, возле национального парка Лахемаа. всего в 5 км от моря. Смоларек отметил, что как он, так и командированные из других подразделений Mohring Group работники особо отмечают расположение завода. Нельзя не упомянуть, что производство не наносит никакого вреда природе. Глаза Смоларека не перестают сиять, когда он проводит экскурсию по заводу, поясняя, о чем рассказывают нарисованные природой сучки и полоски на листах шпона. “Люди считают более качественным равномерный шпон, без сучков, но посмотрите на эти узоры! Это уникальное искусство природы!” Он показывает на полоски, переводя их на понятный нам язык - где жили жучки, где оставил след год с обильными осадками. Эти записанные природой истории попадают на полки IKEA и приборные панели автомобилей Volvo, нужно только уметь их читать.
    В Balti Spoon это умеют. Здесь только самая качественная древесина, специалисты отбирают только лучшие 5% из сваленных деревьев. “Мы хотим рассказать общественности о том, что сумели сделать здесь в лесу с 1998 года. Скорее всего, люди видели только виднеющийся из-за деревьев свет. Многие даже не представляют, что здесь находится один из трех крупнейших с мире заводов по производству шпона”, - рассказал Смоларек, добавив, что компания Balti Spoon не ищет известности, а просто хорошо выполняет свою работу.
    Утонченный дизайн
    О деятельности предприятия может рассказать местный офис. “Офис является нашим шоурумом”, - показал Смоларек на покрытые шпоном стол, двери и стены. Разные поверхности покрыты здесь разной древесиной. Самой солидной можно назвать стену, которая была покрыта прошедшим специальную обработку старинным дубом. “Мы не производим вещи, которые были придуманы 70 лет назад, и которые не меняются. Мы постоянно развиваем технологии, людей и продукцию”, - указал Смоларек на дубовую стену.
    “Это дуб с трехмерным эффектом, идею создания которого мы почерпнули из одного старинного замка. Одному охотнику пришла в голову мысль взять старые деревянные балки, обработать их (это то, что мы делаем — обрабатываем древесину) и обить ими стену. Идея была великолепной, но сколько тех замков с такими балками?” Таким образом компания Balti Spoon придумала способ, как превратить свежую балку в нечто, что выглядит таким же предметом старины. По словам Смоларека, такое изделие занимает самое высокое место в мире дизайна. “Древесина является природным материалом, который всегда использовался в строительстве, и теперь для этого есть новые способы. Кто-то сказал, что шпон - это карпаччо из древесины. Это так. Эти тонкие ломтики древесины как карпаччо, предлагаемое Итальянскими ресторанами”.
    Семечко завода, отмечающего сегодня в Эстонии свое 20-летие, было посажено 70 лет назад, когда Карл Хейнц Мохринг основал в Германии свою фирму. После успешного начала в 1948 году, Мохринг расширился в Африку, Южную Америку и США. Эстония была последним шагом на его пути. Сейчас помимо Эстонии у Mohring Group два завода в США, предприятие в Германии, но флагманом считается именно подразделение в Эстонии.
    В свое время решение начать деятельность в Эстонии было очень смелым, если не сказать, сомнительным. Мохринг путешествовал по миру и нашел поблизости от порта, сырья и дешевой рабочей силы поселок Купу. Помимо этого ему очень понравился Таллинн. Все же купленному в 1993 году участку, который когда-то был в распоряжении Советской Армии, пришлось немного подождать. “Люди спрашивают, что же произошло между 1993-м и 1997-м годом. На самом деле ничего не произошло. Строились планы, высказывались сомнения, стоит ли вообще инвестировать в страну с неясным будущим”, - отметил Смоларек, который пришел в Balti Spoon через несколько месяцев после открытия производства.
    В 1997 году время подошло, и было начато строительство завода. “У Мохринга был свой способ ведения бизнеса - он купил здание в США, погрузил его на судно и привез сюда”, - рассказал Смоларек, добавив, что производство было начато в 1998 году. В то время на заводе работало 100 человек. Через два года было принято решение построить здание номер два. На этот раз из местного сырья. Еще годом спустя, в 2001 году, приступили к строительству третьего здания. “Партнеры требовали клееный шпон, и нужно было пойти им навстречу”, - отметил Смоларек. В 2003 году началось строительство четвертого, на этот раз складского здания. Пятое здание было возведено в 2009 году. Одновременно с этим в компании постоянно происходили технологические обновления.
    Отечественный лес отечественной полки
    “Если первоначальная инвестиция была 8–9 млн. евро, то сегодня объем вложений достиг более чем 35 млн. евро”, - отметил Смоларек, добавив, что освобождение реинвестированного дохода от налога превращает Эстонию в привлекательное место для расширения. “Поэтому наш рост здесь был столь быстрым”. Модернизация идет своим ходом, оборудование снабжено планшетами, и летом из Швейцарии в один цех прибудет новое оборудование. “Не из-за того, что старые станки плохие, они очень хорошие, но мы стремимся использовать лучшие технологии”, - отметил председатель правления.
    Второе обстоятельство, которое привело компанию к успеху, это хорошо продаваемый товар. “Мы работаем с IKEA. Это один из наших основных клиентов. Все слышали про IKEA, а для нас данная компания означает большие объемы”, - доволен Смоларек. Прогуливаясь по заводу, он объяснил, что на первый взгляд мебель IKEA кажется анонимным массовым производством. Несмотря на это, шпон на каждой полке был изготовлен из конкретного дерева, срубленного в конкретном лесу, и по серийному номеру мебели можно узнать, в каком (эстонском) лесу выросла ваша полка.
    Это возможно благодаря тому, что производитель шпона обязан доказать, что его продукция изготовлена из законно заготовленного леса. То есть, при добыче сырья никто не пострадал. Поэтому каждый лист шпона должен сохранять документированную связь со своим лесом. Учитывая, что в год завод выпускает 30 миллионов квадратных метров готовой продукции, это впечатляет. “Бизнес должен быть прозрачным и понятным для всех”, - отметил член правления, пояснив, что в Европе нельзя купить бревна, если не знаешь, где они были вырублены. Поскольку в Африке и Южной Америке много проблем с незаконной вырубкой леса, в 2003 году концерн Mohring Group принял решение, что в Европе будет обрабатывать только европейскую древесину, в США - только североамериканскую.
     
    Член правления Balti Spoon OU Эдмунд Смоларек.Фото: РАУЛЬ МЕЭ
    Ищет работников
    Вместе с производством расширялся штат работников. Если на первом заводе работало 100 человек, то пик пришелся на 2004 год, когда на заводе Balti Spoon работало 695 человек. “Это было связано с устаревшей технологией и большим объемом ручной работы. Все участки работали в три смены. Сегодня у нас 335 работников, некоторые участки работают в две смены, некоторые - в три. Все зависит от рыночного спроса. Помимо этого мы сотрудничаем с производителями шпона из других стран”, - пояснил Смоларек, по словам которого, несмотря на небольшие потребности в работниках, их приходится искать днем с огнем по всей Эстонии.
    “В Эстонии дела с рабочей силой стали очень сложными. Страна маленькая, и ее возможности ограничены. Тем более, что многие жители Эстонии, в свою очередь, пользуются возможностью работы в Финляндии. Их нельзя в этом обвинять, никто бы не упустил ее. Если в экономике подъем, то и у фирм дела идут хорошо. Мы всегда рады видеть в нашей команде заинтересованных в производстве людей, которые умеют работать с деревом и обучались лесоведению”. Он пояснил, что некоторые производства нельзя автоматизировать бесконечно. С какого-то уровня без людей не обойтись. “Мы не можем функционировать без опытных специалистов. Используем аутсорсинг рабочего персонала и иностранную рабочую силу, приглашаем к нам людей и надеемся, что они останутся с нами”.
  • Самое читаемое
Reuters: подписка на Reddit превысила предложение в пять раз
По данным источников Reuters, подписка на Reddit на данный момент превышает предложение в четыре-пять раз. Это свидетельствует о том, что капитализация медиаплатформы по итогам размещения может достигнуть $6,5 млрд.
По данным источников Reuters, подписка на Reddit на данный момент превышает предложение в четыре-пять раз. Это свидетельствует о том, что капитализация медиаплатформы по итогам размещения может достигнуть $6,5 млрд.
Тийт Пруули: обсудим введение налога на собак!
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
«Вечером стулья – утром деньги». Боль в спине вдохновила таллиннца начать бизнес
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.