Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    50-летний путь Harju Elekter по дороге перемен

    В 2017 году на заводах концерна было изготовлено более 3000 комплектных трансформаторных подстанцийФото: Harju Elekter

    «Даже мы не ожидали, что год будет настолько удачным. Все наши планы претворены в жизнь», - подвел итог прошедшему году Андрес Алликмяэ, председатель правления отмечающей 50-летие компании Harju Elekter. - Концерн Harju Elekter Grupp увеличился на четыре компании - одна в Финляндии, одна в Эстонии и две в Швеции. Успех принесла также идея реорганизации системы управления в компании. Это придало нам смелости при принятии решений», - отметил Алликмяэ, добавив, что благодаря росту акций, кошелек акционеров стал примерно в два раза толще.

    Harju Elekter в юбилейный год:Родилась 22 января 1977 в ТартуВ концерн Harju Elekter Grupp входит 13 компанийКомпании Harju Elekter Grupp находятся в пяти странах Балтийского регионаОсновная деятельность - производство, разработка и продажа оборудования для распределения и передачи электроэнергии Консолидированный оборот по реализации за 9 месяцев 2017 года составил 74 млн. евро.В концерне Harju Elekter Grupp работает около 700 человекС 1997 года компания Harju Elekter котируется на Таллиннской бирже. У компании более 2500 акционеров.

    «За год акции подорожали на 79%. Если посмотреть показатели за пару лет, то это больше, чем в два раза. Было бы странно, если бы акционеры были недовольны. Ожидания были высокими, но мы их даже превысили», - улыбается Алликмяэ удовлетворенно, но сразу же добавляет, что на самом деле дела у Harju Elekter всегда шли хорошо.
    «Поразительно, что с самого основания фирмы 1968 году дела у нее шли в гору. Мы не формулировали целей, которых хотели бы добиться в идеале, но всегда стремились расти», - отметил он, пояснив, что были другие времена, другие ожидания, но и тогда компании Harju Elekter жилось неплохо. Последнее подтверждает также то, что люди связаны с Harju Elekter десятилетиями. «Люди, которые сюда пришли, здесь и остались. Я не думаю, что из-за того, что им лень куда-то уходить», - улыбается он. Сам Алликмяэ переступил порог компании в 1982 году.
    1970-е: десятилетие нужности
    С самого момента создания компания Harju Elekter должна была быть предприимчивой, другого пути не было. «Когда Harju KEK начал строить, мы стали производить необходимое для строительства оборудование – кабели, щиты, автоматику. Все, что требовалось, и чего было не достать. Нам приходилось все делать самим», - пояснил Алликмяэ, по словам которого советская система KEK представляла собой нечто среднее между колхозами-совхозами-хозяйствами. У нее было два плюса.
    «Первый плюс - разрешали делать больше, чем позволяла государственная система. Разрешали больше платить и строить людям квартиры. Никаких особых благ мы не предлагали, но у нас было лучше, чем в среднем. Второй плюс - мы уже в то время учились правилам капитализма». Каналов поставок не было, все приходилось добывать самим. «Если сегодня трудности с продажей, то тогда были тотальные проблемы с покупкой. У продавцов никаких проблем не было, за дверью стояли очереди. Всем была нужна наша продукция. Полученная деловая хватка никуда не исчезла. Именно благодаря этому в мире очень много предприимчивых людей среднего возраста», - заверил Алликмяэ. Компанию Harju Elekter просили строить лучшее, но и сумасбродства было много. «Что-то мы игнорировали, нас наказывали, а потом благодарили. Торжественно заработанные тумаки укрепляли волю», - улыбается Алликмяэ, вспоминая старые времена.
    1980-е: десятилетие перемен и развития
    Дефицит рос. Ключевые фигуры в Москве менялись каждые два месяца. Мир менялся и Harju Elekter становился все смелее. По словам Алликмяэ, это выражалось в усиленном росте и расширении видов деятельности. В 1983 году компания была переименована в Harju Elekter.
    Вторая половина десятилетия прошла под девизом общения со странами ближнего зарубежья. Люди начали выезжать за границу, иностранцы приезжали в страну, возникали интересные проекты по сотрудничеству. «Для нас это стало катализатором. Мы мало что знали о бизнес-культуре, но мы изучили, какого цвета рубашка к какому костюму и галстуку подходит», - вспоминает Алликмяэ. По его словам, это был очень интересный период.
    Перед отправкой клиенту каждая установка проходит тщательную проверку Фото: Harju Elekter
    1990-е: десятилетие учебы и сотрудничества
    строй развалился, и продажи в Россию прекратились. Мы практически сразу поняли, что эту карту уже не имеет смысла разыгрывать», - отметил Алликмяэ. Компания стала закупать материалы и компоненты на западе и продавать свои товары на востоке. Появились реальные бизнес-контакты. Первыми были Nokia, Glamox и ABB, при помощи которых изучали технологии и бизнес-культуру. Люди получили уникальный опыт», - сказал директор, добавив, что таким образом была заложена прочная основа экономической независимости.
    В 1990-е была выполнена первая финансовая инвестиция Harju Elekter. Когда компания Nokia отказалась от всего - производства кабеля и резиновых сапог, оставив только телекоммуникации, было продано также подразделение, производящее электрооборудование и электропроводку для машин (позднее PKC Grupp), для которого Harju Elekter осуществляла субподряд. «Мы инвестировали гигантскую на то время сумму - один миллион эстонских крон. Сегодня это немного, но когда 20 лет спустя мы продали последнюю часть этой компании, то наша доля стоила 25 млн. евро. Неплохая инвестиция», - смеется Алликмяэ. Если прибавить дивиденды, аренду и проданные подразделением товары, то сумма получится значительно больше. По словам Алликмяэ, это был первый смелый шаг в том десятилетии. Не менее важным он считает выход на Таллиннскую биржу в 1997 году.Инвестицией в PKC компания не ограничилась. Принимавшиеся при купле-продаже стратегические решения были полезны для всех сторон. «Мы привели в Эстонию своего крупнейшего конкурента - ABB», - привел Алликмяэ пример. Он рассказал, что ABB уже много лет мечтает о поглощении Harju Elekter, но кусок стал таким большим, что ежегодные традиционные предложения перестали поступать.Также в 1990-е годы компания научилась видеть различия в бизнес-культуре разных стран. Были как неловкие моменты, так моменты, которыми можно гордиться. «Если обе стороны встают из-за стола переговоров удовлетворенными, то сделка была удачной. Это мы прочно усвоили. Знакомство с разными бизнес-культурами, опыт... Все было настолько интересно, что когда я выйду на пенсию, то буду читать лекции на эту тему», - описал Алликмяэ.
    2000-е: годы самоуверенности
    немало о бизнес-культуре, твердо стояли на ногах, выпускали качественную продукцию, а лучшая команда инженеров у нас была всегда», - перечислил Алликмяэ. - Мы шли вперед, появились новые партнеры, новые технологии, а сама сфера деятельности стала более атрактивной. Компания Harju Elekter вернулась к своей основной деятельности и стала расширятся за счет покупки фирм.
    Прежде всего, вместе с PKC отказались от выполняющего субподряды завода, поскольку сеть распределения продукции отнимала слишком много ресурсов. Было разумнее забрать оттуда деньги и вложить их в основную деятельность - производство электрооборудования. У старого партнера, компании Siemens, была приобретена первая фирма в Финляндии, а еще через год - мажоритарное участие в Литве. «Это изменило наш мир. Не все получалось с первого раза. Излишняя самоуверенность никого еще до добра не доводила, а вот достаточная уверенность в себе придает смелости для движения вперед, если делать все с умом и не быть чрезмерно жадным», - пояснил Алликмяэ. Он добавил, что они сохранили достоинство: отправившись в Финляндию покупать компанию, удалось успокоить финнов. «На момент покупки в компании работало 25 человек, сегодня их 100. Всего в Финляндии на концерн работает 140 человек. Очень лояльная команда».В конце десятилетия разразился кризис. «Мы усвоили, что всегда остаются регионы и сферы, не вовлеченные в кризис». Кризис может сильно ударить по компаниям, которые действуют в очень узкой нише, но у Harju Elekter было достаточно опор, чтобы выжить. Строительство приостановилось, а инвестиционные решения были отложены - это оказало свое влияние, но для Harju Elekter процесс означал, скорее, застой. К счастью, массовых сокращений удалось избежать, зато был введен режим неполного рабочего времени, который нужно было солидарно распределить между работниками. Тогда из компании ушли единицы, принцип солидарности сработал.
    2010-е: новое расширение в Северные страны
    «Мы почувствовали, что больше не можем органично расти», - охарактеризовал Алликмяэ новую эпоху в жизни Harju Elekter. Компания начала искать новые возможности, и в 2014 году занялась снова покупкой фирм. Успешно для обеих сторон прошла продажа Keila Kaabel. «Выиграли все. У нас много общих клиентов, но мы не конкурируем», - удовлетворен Алликмяэ сложившимся положением. Также был куплен крупнейший в Финляндии производитель садовых домиков. Участие в Литве было доведено до 100%. «Теперь основной «кулак» Harju Elekter находится в Эстонии - большой завод, изготавливающий подстанции. Второй завод работает в Финляндии. Мы являемся одной из самых сильных компаний в регионе».
    В 2017 году компания Harju Elekter поглотила четыре фирмы. Интересным, по словам Алликмяэ, является судостроение. Компания активно инвестирует в различные суда. «Традиционные, коптящие воздух судна переводятся на электричество. Это очень интересно», - пояснил Алликмяэ, по словам которого между норвежскими фьордами курсирует 1200 судов типа ро-ро. «Все они будут постепенно переведены на электричество, и Harju Elekter не хочет оставаться в стороне от этого».Амбиции уже давно вышли за пределы Эстонии, но Harju Elekter хочет быть все же эстонской компанией. «Мы не хотели бы, чтобы наша доля в Эстонии упала ниже 20% от объемов. Время показало, что защита этих 20% - сложный процесс», - отметил Алликмяэ и признал, что в прошлом квартале показатель был всего 16,9%. Снижение доли обусловлено, скорее, увеличением общего оборота, абсолютные объемы в Эстонии остались прежними. «Условно мы больше не Эстонская компания, но хотим быть ею. Наши собственники находятся в Эстонии, но насильно ведь продавать не будешь, - ищет Алликмяэ равновесия. - Это вопрос чести, быть Harju Elekter, а не Soome или Rootsi Elekter».
  • Самое читаемое
Reuters: подписка на Reddit превысила предложение в пять раз
По данным источников Reuters, подписка на Reddit на данный момент превышает предложение в четыре-пять раз. Это свидетельствует о том, что капитализация медиаплатформы по итогам размещения может достигнуть $6,5 млрд.
По данным источников Reuters, подписка на Reddit на данный момент превышает предложение в четыре-пять раз. Это свидетельствует о том, что капитализация медиаплатформы по итогам размещения может достигнуть $6,5 млрд.
Тийт Пруули: обсудим введение налога на собак!
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
«Вечером стулья – утром деньги». Боль в спине вдохновила таллиннца начать бизнес
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.