Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Передовая ДВ: монополисты прокололись

    Фото: Bandura.ru

    Задержание прокуратурой вице-мэра Таллинна Арво Сарапуу поставило точку в успешной политической карьере этого ветерана Центристской партии, вынужденного объявить, что покидает не только свою должность, но также партию и политику вообще.

    Нельзя сказать, что событие это грянуло как гром среди ясного неба, потому что небо давно уже не было ясным. О некоторых сомнительных моментах в деятельности Сарапуу газета Aripaev писала ещё в сентябре прошлого года, рассматривая странности в проведении тендеров на вывоз мусора в столице. В качестве вице-мэра Сарапуу отвечал как раз за этот участок работы. Несмотря на то, что сам вице-мэр это категорически отрицал, у редакции не вызывало сомнений, по меньшей мере, наличие конфликта интересов в этом деле.
    Суть обнародованных прокуратурой подозрений состоит в том, что господин Сарапуу вышел далеко (в особо крупных размерах, как указывает прокуратура) за пределы тех ограничений на ведение бизнеса, которые налагаются на должностное лицо.
    Это не взятка, не хищение, но тоже уголовное преступление, караемое денежным штрафом или тюремным заключением сроком до трёх лет. Основанием для того, чтобы начать раскручивать это дело, стало подмеченный и журналистами необыкновенный взлёт на столичном «мусорном рынке» фирмы BWM, начавшей выигрывать один тендер за другим у значительно более опытных в этом бизнесе конкурентов.
    Быть опытнее BWM было не так уж трудно, поскольку у означенного предприятия, в сущности, никакого опыта в этом деле и не было. Зато был надёжный покровитель в лице вице-мэра. В заявления Сарапуу о том, что он «ни сном ни духом» верилось с очень большим трудом. И дело не только в том факте, что глава BWM Кайдо Лаанъярв возглавлял в своё время «мусорный сектор» городского департамента окружающей среды, подведомственного вице-мэру Сарапуу.
    Прокуратура подозревает, что Лаанъярв всего лишь подставная фигура, за которым стоят сам Сарапуу и его зять Марго Томингас,  руководящий фирмой ATKO Grupp, председателем совета (т.е. собственником) которой является Сарапуу.  Согласно подозрению, в качестве вице-мэра Сарапуу направлял ход тендеров в нужном ему, как бизнесмену, направлении, а в качестве бизнесмена финансировал BWM через предприятия ATKO Grupp.
    Впрочем, довольно подробностей, о которых можно прочитать в пространных газетных материалах. За этим конкретным случаем стоит намного более широкая проблема, о которой мы не раз и не два писали. Хотя прокуратура сейчас заявляет, что у неё нет оснований обвинять вице-мэра в извлечении прямого криминального дохода, но скрытое и небескорыстное участие должностных лиц в запретных для них коммерческих сделках не столь уж редкое явление, и  далеко не всегда их удаётся выводить на чистую воду.
    Но в рассматриваемом случае фигурантам можно даже посочувствовать, потому что они элементарно прокололись. «Мусорный рынок» мало того, что очень прибыльный, но на нём в силу различных муниципальных нормативных ограничений и установлений не слишком остра конкуренция. И поэтому такая неосторожная попытка устроить очередной его передел не могла не вызвать самого пристального интереса. В ходе проявления этого интереса выяснилось ещё и то забавное обстоятельство, что у BWM не было необходимой для занятия данным бизнесом лицензии. У нас нет оснований не верить заявлению вице-мэра Таави Ааса о том, что он, мол, беспредельно доверял своему заместителю, да и проведённый недавно аудит ничего недозволенного не обнаружил. Но Станиславский всё равно воскликнул бы: «Не верю!»
    Беда в том, что многолетняя монополия на власть неизбежно приводит к монополии или, во всяком случае, к стремлению к монополии на всё. Однако обратной стороной этого является сладкое чувство вседозволенности и притупление других чувств – ответственности, например, и опасности. Разум, который должен предостерегать от неё, погружается в глубокий сон. Что же касается тендеров вообще, а не только конкретно этих, то единственная панацея тут – их полная прозрачность, открытость, с предоставлением их участникам всей полноты информации, включая открытие протоколов, чего действующее законодательство не предусматривает.
  • Самое читаемое
Вкус биржи: любишь какао, люби и денежки платить. Биткойн отдыхает
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Тийт Пруули: обсудим введение налога на собак!
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
«Вечером стулья – утром деньги». Боль в спине вдохновила таллиннца начать бизнес
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.