Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Государство должно смело инвестировать заемные деньги

    предприниматель Райт Кондор.Фото: Andres Haabu

    Если бы Эстония ежегодно брала 600 миллионов заемных денег, то даже спустя десять лет она оставалась бы в списке европейских стран с самой низкой долговой нагрузкой. Однако, это позволило бы построить важные шоссе и инвестировать в повышение конкурентоспособности, пишет предприниматель Райт Кондор.

    Без инвестиций невозможно значительно повысить чей-то уровень жизни. Если семья или человек берет жилищный кредит, то в обществе это считается принятым способом повысить свой уровень жизни. Так же как и семья не должна бояться брать жилищный кредит, не должно бояться и государство брать кредит, если в долгосрочной перспективе это принесет пользу всему обществу. Это особенно актуально, когда министры правительства говорят о том, что можно было бы сделать одно или другое, но для этого нет денег. То есть хорошие идеи есть, но нет желания думать дальше сиюминутных доходов в бюджет.
    Премьер-министр и министр финансов Эстонии получили одобрение за прекрасное
    финансовое положение Эстонии и низкую долговую нагрузку страны. Но насколькоблагосостояние эстонского общества от этого выиграло? Долговая нагрузка эстонскогоправительства составляет 9% от ВВП. В Литве этот показатель равен 42%, тогда какпредприятия и хозяйства платят сравнимые с нашими проценты по кредитам. Больший объем долга не ведет к большому росту интерссов ни для предприятий, ни для частного лица. Если, разумеется, долговая нагрузка на разумном уровне.
    Разумная процентная ставка
    Нас пугают и тем, что в один момент интрессы могут резво вырасти. Что будет тогда?
    Учитывая размер долга европейских стран (в ЕС это в среднем 83,5% от ВВП), то до тех пор, пока нынешние институты Европейского Союза существуют (Европейская комиссия и Европейский центральный банк), они сделают все, чтобы держать уровень процентных ставок на разумном уровне.
    Если эстонское правительство выпустит свои облигации, то оно сможет взять кредит на международном рынке под более низкий процент, чем правительство Литвы. Рейтинговое агентство Moody’s дало Эстонии кредитный рейтинг A1, тогда как у Литвы он A3. В мае 2017 года литовское правительство выпустило 10-летние облигации с годовым интрессом 0,95%. И сегодня эта облигация продается по близкой к номиналу цене. Учитывая это, эстонское государство могло бы выпустить свои 10-летние облигации с интрессом как минимум 0,9%, если не еще более низким.
    Если мы представим, что эстонское правительство выпустит соответственные облигации на 600 миллионов евро, то расходы по интрессам составят 5,4 миллиона евро в год. Это составит 0,052% от всего госбюджета, который по прогнозам в 2018 году будет 10,29 миллиарда евро. Не очень то и большая цифра.
    Низкий уровень долга
    Если мы будем брать в долг ежегодно по 600 миллионов евро, то в Европейском Союзе будет лишь одна страна, у которой долговая нагрузка будет меньше нашей – Люксембург. Остальные 25 стран ЕС будут постоянно опережать нашу страну по уровню госдолга.
    Если Эстония возьмет в долг 600 миллионов евро, то это составило бы 2.6% от ВВП 2017 года. В случае, если объем долга будет ежегодно расти на 2,6% от объема экономики, то уровня долга Литвы – 42% - мы достигнем за 13 лет. Однако рост экономики обходился бы дешевле.
    Если мы возьмем в расчет последние 9 лет, начиная с пика экономического цикла 2008 года до 2017 года, то номинальный рост экономики Эстонии в среднем составил бы 3,8% в год. Такой рост пришелся бы на период, когда Европа переживала самый большой кризис за последние десятилетия.
    Если следующие десять лет эстонская экономика номинально будет расти лишь 3,8% в год, то ВВП страны в 2027 году составит 33,4 миллиарда евро. Если эстонское правительство будет ежегодно выпускать облигации на сумму 600 миллионов евро, то долг страны за десять лет вырастит на 6 миллиардов евро. Если прибавить сюда нынешний долг, то через десять лет госдолг Эстонии будет составлять 23,7% от ВВП. Для примера, долг Дании в 2016 году составлял 37,2%, в Финляндии 63,6%, а в Германии 68,3 от ВВП.
    Без кредита дорог не построишь
    Если бы Эстония выпустила облигации и начала брать кредиты на финансовых рынках, то государство смогло бы расширить свой бюджет и сделать разумным инвестиции не за счет какой-нибудь заинтересованной группы.
    Один из последних примеров – у государства нет денег, чтобы построить четерёхполосную магистраль на маршруте Таллинн-Тарту. Это самое значимое шоссе для внутригосударственного пользования и третье по значению для внешней торговли. По подсчетам Департамента шоссейных дорог, строительство трассы 2+2 обойдется в 2-4 миллиона евро за километр. Если взять в расчет самую высокую цену, то есть 4 миллиона за километр, и вычесть уже существующие четырехполосные отрезки, то получатся следующие цифры. Для отрезка Таллин-Пярну- Икла 640 миллионов евро, шоссе Таллинн-Тарту 560 миллионов (От Тарту до Лухамаа потребуется еще 260 миллионов), для шоссе Таллинн-Нарва 512 миллионов.
    То есть, в сумме на строительство четырёхполосных дорог основных магистралей уйдет 1,71 миллиард евро. Если сюда прибавить еще ожидаемый рост цен и непредвиденные расходы, то построить эти дороги можно было бы за 2 миллиарда евро. Для примера, с 2014 по 2020 годы в новые эстонские дороги и реконструкцию старых уже инвестировано и планируется инвестировать 373 миллиона евро, 254 миллиона из которых деньги Европейского Союза.
    Сколько бы и где бы мы не экономили, но без кредита нам не удастся построить
    четерёхполосных шоссе даже в следующие 20 лет.
    Инвестирование в науку и окружающую среду
    Строительство дорог – понятная инвестиция и таким образом мы могли бы и действовать. Увеличение расходов на науку и проекты развитие считать текущими расходами или инвестированием? В госбюджете 2018 года предусмотрено 15 дополнительных миллионов на финансирование науки и проектов развития. Для достижения значительных результатов эту сумму необходимо увеличивать и важно объединить научную деятельность с предпринимательством. Это бы объединило в себе развитие как научно-предпринимательского направления, в чем мы уже преуспели, так и развитие новых перспективных направлений. Такой подход должен базироваться на конкретных принципах и инвестирование должно иметь определенные рамки и контроль. Мы не сможем быть конкурентоспособными, если не предложим наилучшие решения.
    Третья сфера, куда необходимо вкладывать финансовые ресурсы, это наша среда. Среда напрямую влияет на наше здоровье, а расходы государства на здравоохранение являются одной из самых больших статей расхода. До сих пор эстонские земли мы рассматривали, как один из источников финансового капитала. Но мы могли бы проанализировать опыт других стран и решить, а в каком направлении мы хотим развивать свою среду, сельское и лесное хозяйство? В лесном хозяйстве нам необходимо понять, в каких сферах и промышленностях задействовать эстонский лес и используется ли лесной ресурс оптимально?
    Эстония могла бы идти в ногу с развитием в мире финансов. У нас действительно есть
    хорошие е-решения, но мы отстаем в классическом управлении финансами.
    Статья вышла в рамках конкурса Edukas Eesti, который поддерживают Aripaev, Tallinna
    Kaubamaja, Danske Bank, Eesti Gaas, Silberauto, Nortal ja Harju Elekter.
  • Самое читаемое
Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Глава Harju Elekter: в этом году роста ждать не стоит
В первом квартале чистая прибыль Harju Elekter снизилась вдвое. По словам руководителя предприятия Тийта Атсо, ожидания были выше.
В первом квартале чистая прибыль Harju Elekter снизилась вдвое. По словам руководителя предприятия Тийта Атсо, ожидания были выше.
Это жизнь, это карма. Хоть и не Нарва
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.