Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Врачебная ошибка: кто виноват и что делать?

    Казалось бы, распространенная косметическая процедура по удалению капилляров на ногах имела для Елены Шигановой довольно печальные последствия. Причастные к операции пациентка, клиника Fertilitas и лечащий врач профессор Мяннисте до сих пор не разберутся, кто и как должен компенсировать ущерб пациентке.

    14 февраля Елена Шиганова обратилась в клинику Fertilitas по вопросу склерозирования капилляров на правой ноге. По словам молодой женщины (31 год), её интересовал чисто косметический эффект.
    В Fertilitas Елена попала на консультацию к профессору Мяннисте, который предложил ей небольшую амбулаторную операцию. На ноге под местным наркозом делаются два небольших надреза, рубцы от которых скоро заживают и исчезают вместе с некрасивыми капиллярами, и ноги становятся как новые. По словам Елены, Мяннисте заверил её, что операция настолько элементарна, что ни о каких рецидивах не может быть и речи: "Единственное, чего Вам не следует делать в день операции, так это бежать 20-километровый марафон". Кроме того, по словам Елены, у неё был позитивный опыт лечения в Fertilitas, поэтому она и обратилась именно в эту клинику.
    Но в этот раз оказалось всё по-другому… Во-первых, профессор почему-то счёл целесообразным оперировать обе ноги. Нет предела совершенству!? Во-вторых, на следующий день после операции, уже дома, у Елены возникло кровотечение, боль в ноге, головокружение, слабость, поднялась температура, нога онемела, опухла и стала фиолетового цвета.
    Далее начались походы в Fertilitas, звонки профессору, повторная операция, которая только усугубила состояние пациентки, обращения в скорую помощь Laane Tallinna Keskhaigla, приём у семейного врача, хирурга, невропатолога, который назначил Елене курс антидепрессантов и т. д. В течение месяца после операции Елена не могла ухаживать за своим 3-х летним ребёнком, водить автомобиль…
    Пострадавшая обратилась с жалобой в Департамент здравоохранения (Tervisehoiuamet), но ни о какой компенсации морального и материального ущерба Елене речь пока не идет. До сих пор не решено, кто виноват в случившемся. Со слов пострадавшей и из письменных объяснений сторон следует, что клиника Fertilitas отказывается от ответственности, так как операцию делал профессор Мяннисте. Профессор просто не отвечает на звонки. Иск в суд Елена не подает, так как до сих пор отсутствует заключения комиссии Департамента здравоохранения по её делу, и так как она не в состоянии оценить нанесенный ей ущерб, потому как просто не знает в какую ещё сумму ей обойдется ликвидация последствий операции.
    Из письменного объяснения руководителя AS Fertilitas Иво Саарма следует, что клиника и профессор Мяннисте сотрудничают на договорных условиях. Согласно этому договору, AS Fertilitas предоставляет профессору кабинет для приема пациентов, а также в случае необходимости операционную, услуги анестезиолога, медсестры и послеоперационную палату для его пациентов. При этом, никакой ответственности за результаты и последствия медицинских услуг, предоставляемых профессором, клиника не несет. Более того, в п. 2.2.4 договора между профессором и Fertilitas сказано, что профессор обязуется делать все возможное, чтобы не вовлекать AS Fertilitas в разбирательства, которые могут возникнуть между Мяннисте и его пациентами, как результат его медицинской или финансовой деятельности.
    Договор между AS Fertilitas и профессором Мяннисте датирован 2004 годом, и вероятно все эти 4 года их сотрудничество протекало успешно. «У AS Fertilitas заключено довольно много подобных договоров с юридически независимыми фирмами, которые арендуют у нас базу для ведения медицинской практики, - говорит Иво Саарма, - но до сих пор подобных проблем не возникало. И я не осмелился бы утверждать, что операция была произведена не профессионально. Профессор Мяннисте автор монографии и многочисленных научных работ по операциям на венах, и имеет очень большой опыт работы. Возникшее у пациентки послеоперационное кровотечение, по нашим данным, наиболее частое осложнение при подобного рода операциях, и предсказать его не всегда возможно.»
    Саарма при этом отметил, что единственное, в чем был не прав профессор, так это в том, что использовал для ведения истории болезни фирменные бланки клиники Fertilitas. Не мудрено, что Елена была уверена, что доверяет своё здоровье клинике с известным в Эстонии именем. Об этом свидетельствует и договор об оказании медицинских услуг, который она заключила перед операцией. Пункты договора буквально гласят:
    «1. Стороны договора
    Лицо, оказывающее медицинские услуги, частная больница АS Fertilitas в лице договорного представителя Prof. Juri Manniste, (далее Fertilitas) и Siganova Jelena…..
    2.1 Пациент и Fertilitas заключают настоящий договор об оказании медицинских услуг …..
    4.4 Fertilitas обязуется информировать Пациента о …… существе и целях предполагаемых медицинских услуг, сопряженных с их оказанием опасностях и последствиях, ……»
    6.5 Fertilitas не должно высказывать пациенту обещаний полного выздоровления или успешности операции».
    Тем не менее, ни AS Fertilitas, ни профессор Мяннисте о возможных «наиболее частых осложнениях», как прокомментировал позднее Саарма, Елену не предупредили.
    Не предупредили её лишний раз и о том, что Мяннисте – не есть Fertilitas, а из формулировок договора и медицинских бланков, согласитесь, об этом догадаться трудно.
    «Пациент настаивает на том, что в регистратуре её не предупредили об условиях сотрудничества клиники и Мяннисте. Я не могу это прокомментировать, однако, вся информация выставлена у нас в регистратуре в письменном виде, и мы предполагаем, что пациенты её читают», - оправдывается руководитель Fertilitas.
    Как бы там ни было, а параграф №766 Закона о долговом праве (VOS) гласит: «Лицо, предоставляющее услуги здравоохранения, обязано уведомить пациента о результатах его осмотра …… об опасностях и последствиях, связанных с предоставлением этих услуг …
    Лицо, предоставляющее услуги здравоохранения, как правило, не может обещать выздоровление пациента или успешность операции.»
    В параграфе № 770 того же закона сказано: «Лицо, предоставляющее услуги здравоохранения, отвечает за нарушение своих обязанностей, прежде всего, за ошибки диагностики и лечения, а также за ошибки в информировании пациента и получении его согласия.»
    Как сообщил dv.ee генеральный директор Департамента здравоохранения Юллар Кальюмяэ, дело Елены Шигановой направлено на рассмотрение в Экспертную комиссию по качеству услуг здравоохранения. "Эта комиссия, к сожалению, действует теперь не при Департаменте здравоохранения, а при Министерстве социальных дел. В министерстве же жалоба может рассматриваться до 2-3 месяцев", - добавил Кальюмяэ.
    7 марта 2008 года AS Fertilitas и профессор Мяннисте прекратили договор о сотрудничестве.
    К телефону профессор не подходит.
    А вопросы "Кто виноват? Что делать? " остались лишь пациенту.
  • Самое читаемое
«Вот раньше были продажи на Паэ! А теперь... остались одни заиньки»
Работа на рынке Паэ – не только бизнес, но и что-то вроде социальной миссии, говорят местные продавцы. Но выполнять ее приходится на грани рентабельности, признают старожилы торговой зоны.
Работа на рынке Паэ – не только бизнес, но и что-то вроде социальной миссии, говорят местные продавцы. Но выполнять ее приходится на грани рентабельности, признают старожилы торговой зоны.
Прибыль Coop Pank в первом квартале снизилась Утверждены рекордные дивиденды
В первом квартале Coop Pank заработал чистую прибыль в размере 9,2 млн евро. По словам члена совета банка, процентные доходы и расходы достигли своего пика.
В первом квартале Coop Pank заработал чистую прибыль в размере 9,2 млн евро. По словам члена совета банка, процентные доходы и расходы достигли своего пика.
Эксперт: банки ожидают резкого роста цен на медь
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.