Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Бизнес в трамвае

    Сегодня на пятничный кофе к dv.ee пришёл Сергей Семенов, член правления Vitaadvert OU и один из руководителей медиаканала DypoS.

    Расскажите немного о своей карьере?
    Окончив школу, не зная чем заняться, пошел в армию. Выучил там эстонский язык.
    После армии, случай свел меня с Петером Круусвалом. Он занимается издательством журнала «Heat». На тот момент журнал освещал информацию для эстонской молодежи о том, где и какие мероприятия проходят в Таллинне. Но не было никаких сведений о русских мероприятиях. Он откликнулся на мое предложение делать русскую часть журнала и продавать даже рекламные площади.
    В это же время в газете «Молодежь Эстонии» работала моя мама. Пошел работать в «Молодежку», куда меня сначала брать не хотели, из-за неопытности. Но рискнули, дали план работы на 4 месяца, который я выполнил за два. Это был мой испытательный срок, после которого я задержался в газете на 2 года. Руководил спецвыпуском «Недвижимость». Когда проект только начинался, было 4 страницы, когда я уходил, выпускалось 12 страниц рекламы.
    Почему решили уйти?
    Почувствовал, что хочу перемен. Предложили новый проект, то, что мне еще неведомо.
    Как вы попали в DypoS?
    Через общих знакомых обо мне узнали владельцы компании. Интересно, что за месяц до предложения о работе, я зашел в трамвай и увидел новенькие мониторы. Подумал, что надо бы познакомиться с организаторами проекта. А вскоре мне поступил от них звонок с предложением должности директора по развитию.
    Для чего им понадобились ваши услуги?
    На момент моего появления (2002 год) в фирме ситуация была плачевная. На балансе компании было минус 1,7 миллиона крон. Русскоязычные собственники изначально сделали ставку на профессиональных эстонских менеджеров. Но справится с их запросами – хороших машин, высоких зарплат – фирма не смогла. Менеджеры создали конкурирующий проект в Тарту и в Пярну. Видимо, целью было утопить Dypos и купить его дешево.
    К 2002 году пришлось выбирать одно из двух решений – либо закрыть компанию, либо вложить еще капитал, но уже в новую команду. Все так совпало, что выбрали второй вариант.
    Какие шаги вы предприняли в качестве нового руководителя, чтобы возродить фирму?
    Для начала заказали фирме TNS Emor маркетинговое исследование для огласки реальных показателей этого сегмента рынка. Исследование показало нашу потенциальную аудиторию. Общественным транспортом в Харьюмаа пользуются хотя бы раз в месяц 330 000 человек. Из них замечают экраны 256 000, постоянно смотрят 100 000.
    Каким образом проводились и проводятся эти исследования?
    Первое проводили – спрашивали у людей, когда они выходили из транспорта. В марте 2008 года мы обновили данные. Из ответов опрошенных сделана модель движения бизнеса.
    Результаты улучшились за годы работы?
    Да, увеличились все цифры – замечаемость экранов, запоминание картинки…
    А появились в новом исследовании вопросы, не отмеченные в предыдущем?
    Да, мы учли незатронутые вопросы и сформулировали новые, вытекающие из предыдущих. Были изменены некоторые формулировки.
    Например, в первом исследовании мы задавали вопрос: «Знаете ли вы об экранах, смотрите ли вы на них», но после разговора с рекламодателями, возник новый вопрос: «Запоминаете ли вы то, что видите на экране?». Для заказчиков это намного важнее, чем количество просто заметивших экран.
    Для рекламодателя важен факт, что у нашего зрителя нет пульта в руках, чтобы переключить рекламу. И один канал для эстонских и русских зрителей.
    Изменился ли ваш статус в фирме за эти годы?
    С начала 2008 года меня сделали членом правления компании. Доверие – это лучшая награда.
    Где, кроме общественного транспорта висят ваши мониторы?
    В торговых центрах. В спорткомплексе Kalev-spa. Во всем общественном транспорте и торговых центрах Ида-Вирумаа.
    Много ли у вас конкурентов?
    Мы всегда говорим, что у нас нет конкурентов. У нас есть партнеры. Мы продаем их каналы, они – наши. Работаем в едином медиа-пространстве.
    Есть ли у вас в других странах представительства?
    Есть представительство в Латвии, в Литве. Основным направлением там является аптечный проект – аренда стендов, на лотках которых лежит продукция, а сверху прикреплен экран, где идет рекламный ролик о лекарстве. Расположить экраны в транспорте там сложно. Есть «своя мафия» в распространении в транспорте плакатной рекламы.
    А какие еще услуги оказывает ваша компания?
    Сдаем в аренду стенды, изготавливаем рекламные ролики, предоставляем услуги медиапланирования по всем видам рекламы (телевидение, радио, наружная реклама, медиапринт, дигитальная медиа, Интернет и т.д.). Среди наших клиентов в этой области: Herbapol, Vitadirect, Ecolines, Институт экономики и управления.
    Также организовываем промо-мероприятия. Уже проводили для Hansapank (Эстония, Латвия, Литва), Jysk.
    Нашей новой услугой является создание совместно с видеокомпанией OU Promovid Promovideo, - короткого рекламного видеоролика (до 2 минут) с использованием отснятого материала о компании заказчика, Web-видео, корпоративное видео, видео для презентации - яркая видеопрезентация вместо длинных цифр и отчетов.
    С недавнего времени мы активно участвуем в различных государственных конкурсах.
    С этого года выпускаем газету «Kristiine Leht».17 000 тираж. Распространение – бесплатно во все почтовые ящики района. Мы выиграли государственный подряд на верстку, дизайн газеты и право продажи рекламной площади.
    Сергей, вы получили профильное образование? Или все знания получены самообразованием и опытом работы?
    Вернувшись из армии, поступил в Таллиннскую Экономическую школу, на бухгалтера.
    Почему именно на бухгалтера? С математикой было все хорошо?
    Нет, с математикой, как раз все было плохо. Нравились деньги. Хотел научиться их считать.
    Деньги до сих пор нравятся?
    В разумных пределах. Их надо любить, уважать.
    Уже работая в «Молодежке», параллельно первому учебному заведению, я поступил в Таллиннский университет на специальность «реклама, создание имиджа». В этом году летом я закончил учебу. Как только появится немного свободного времени, обязательно пойду учиться дальше. На лекциях знакомишься с эрудированными, добившимися успехов людьми, у которых берешь много на вооружение. Среди наших преподавателей были такие знаменитые личности как Линнар Примяги. На его лекции было интересно ходить. Благодаря ему мы узнали о технике пропаганды, о том, как надо строить предвыборные кампании, как правильно «зацепить» массовое внимание людей.
    Что значит «DypoS»?
    Это название торговой марки. Аббревиатура расшифровывается как «Dynamical advertising at point of sales», - «Динамическая реклама в точке продаж».
    А Vitaadvert OU?
    Это название фирмы. Такой ход двух названий был выбран для того, чтобы бренд не зависел от фирмы и наоборот.
    Большой ли у вас штат?
    Сейчас у нас работает 12 человек.
    Как вы «переманиваете» больших клиентов?
    Мы их не переманиваем. Мы работаем с агентствами, занимающимися большими компаниями, такими как Selver, Kaubamaja. В нашей стране такие правила, что если пойдешь к такому клиенту напрямую, то рискуешь не получить больше ни одного бюджета от агентств. Мы можем только предложить агентству провести непосредственно крупному клиенту презентацию наших видов рекламы. Но заказ все равно пойдет через агентство. Таковы правила игры.
    По какому принципу вы отбираете работников? Смотрите ли на опыт работы?
    Образование – не самый главный критерий отбора. Мне самому когда-то предоставили шанс. Смотрим на достижения человека, его способности. Главное, чтобы было призвание к практике, а не к теории. Владение тремя языками обязательно. Не приветствуем в коллективе сплетни, склочность. Самое главное – результативность работы.
    Студентов берете?
    Пять человек в свое время проходили у нас практику. Один из них до сих пор у нас работает.
    Возрастная субординация у вас соблюдена?
    Мы уважительно относимся друг к другу. Я намного моложе некоторых сотрудников. Но моя должность не позволяет мне относиться к ним с пренебрежением или с высокомерием.
    Откуда пришла идея заниматься жидкокристаллическим мониторами в общественных местах?
    Все начиналось с аптечных стендов. Для рекламы лекарств были просто стенды, решили их усовершенствовать, добавив мониторы. Таким образом, охватили весь спектр рекламы – звук, видео, осязание. Идея понравилась и рекламодателям. Бизнес пошел неплохо, решили еще куда-нибудь повесить экраны. Туда, где люди находятся в режиме ожидания и где их много, - в транспорте, напротив очередей.
    Оборудование закупаете в Эстонии?
    Да, конечно. С самого начала работали с эстонскими техническими фирмами. Кстати, компания, с которой был заключен первый большой контракт, в «ТОП-100 фирм года» Aripaev поднялась с 200 на одно из лидирующих мест!
    Сейчас техническим обеспечением занимается эстонская фирма EDS Systems. Они следят за работой компьютеров, за своевременным ремонтом, обслуживанием.
    Много ли у вас проектов в перспективе?
    Мы постоянно развиваем направления. Стараемся находить первоклассных специалистов в различных областях. Искать не занятые ниши на рынке. Пока получается.
    Где берете идеи?
    По-разному бывает. Какие-то идеи рождаются спонтанно. В разговоре. Другие требуют долгой подготовки, проведения исследований.
    У нас отличный коллектив. Периодически устраиваем мозговые атаки или так называемые «брейнстормы», на которых обсуждаем новые идеи.
    ыкристаллизованные, уже сформулированные рассматриваем с руководством, просчитываем эффективность того или иного проекта.
    Чего бы хотел достичь в масштабе Эстонии?
    Желания уже давно выходят за рамки Эстонии. Езжу в командировки в Москву, Питер, любой другой большой город, - от мегаполисов заряжаюсь энергетикой. Когда возвращаешься в Эстонию, пыл немного затихает.
    Есть ли планы выходить за пределы Прибалтики?
    Есть. Но пока не буду говорить. Скоро услышите об этом!
    На ваших экранах крутится что-нибудь кроме рекламы?
    Помимо рекламы, еженедельный прогноз погоды. С этого года мы обновили контент. Добавили ролики о спорте, природе, животном мире. Планируем добавить городские новости.
    Соотносите ли свои планы на будущее с этой компанией?
    Может не с этой компанией, но с этими партнерами. Каждый корабль строится на продажу. В любой момент мы можем продать компанию и заняться чем-нибудь новым.
    Какова мотивация вашего стремления к достижению успеха?
    Мне нравится работать. Нравится видеть семьи наших сотрудников и понимать, что благодаря нашей работе какое-то количество людей имеют работу, семьи сыты, довольны.
    Я не любитель быстро заработанных денег. Они также быстро кончаются, как и зарабатываются. Поэтому работаю всегда на перспективу. Считаю, что ни дня не должно быть без нового пополнения в моей визитнице. Как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей.
    А вы сами давно ездили в общественном транспорте?
    Постоянно проверяю работу мониторов. Смотрю за реакцией на тот или иной ролик.
    С какой периодичностью меняются ролики в транспорте?
    У нас в основном еженедельные блоки, по 20 клипов. Есть сезонная реклама. Есть разовая, есть годовая.
    У вас есть лозунг компании?
    Взять место в аренду, продать время.
    Как на вас отражается экономический спад в стране?
    У нас в среднем 35% годового роста. Когда идет спад спроса на продукт, фирмы вкладывают в рекламу. Соответственно у нас прибыль. Чем сложнее продавать, тем больше рекламы.
    Можно ли заработать в Эстонии, занимаясь только одним направлением?
    Нет. Один должен быть профилирующий и несколько дополнительных, но связанных между собой одной тематикой.
    Какой статус компания занимаете на местном рынке?
    Сейчас у нас порядка 6-7 % наружный рекламы по Эстонии. Мы на 4 месте после крупных рекламных компаний. У нас много постоянных клиентов. Много работаем с агентствами. Это тоже своего рода показатель высокого статуса.
    Какие трудности у вас сейчас актуальны?
    Офис тесноват. Скоро переезжаем на Нарва мнт., в Кадриорг.
    Есть ли разница между русским и эстонским ведением бизнеса?
    Цель одна – заработать деньги. Поэтому язык бизнеса един как для русского, так и для эстонца.
    Чем жертвуете ради работы?
    Отдыхом.
    Как избавляетесь от негативной информации?
    Стараюсь в момент ее поступления думать о хорошем.
    Какое главное достижение вашей фирмы на данный момент?
    Первый год, когда собственный капитал в плюсе.
    Никогда не жалели о содеянном?
    Любой результат, будь то положительный или негативный – это результат, продвижение вперед. Главное проанализировать и с пользой использовать пережитый опыт.
    Самое страшное – это ничего не делать. Стоять на месте.
    У вас есть люди, которым вы подражаете, с которых берете пример?
    Читаю ли я биографию известного деятеля или общаюсь с человеком, стараюсь перенять от него что-то важное и адаптировать на себя. Не всегда получается только хорошее перенимать, к сожалению.
    У вас есть вредные привычки?
    В меру. Иногда могу выкурить сигарету. Выпить коктейль. Я вырос в районе Ласнамяе. Многих моих товарищей из детства уже нет в живых. Иногда удивляюсь, как я не ввязался в эту среду. Думаю, что помогло воспитание и общение непосредственно дома, в семье, с родителями.
    Как относитесь к эстонской рекламе?
    Могла бы быть и лучше. У нас в стране нет больших бюджетов для создания рекламы высшего класса.
    Должна ли быть эстонская реклама адаптирована на русского зрителя?
    Да, конечно. Сейчас копирайтером для русскоязычного потребителя стараются брать русского человека, который бы переводил грамотно рекламу, под аудиторию.
    Блиц-опрос:
    Образ жизни?
    Активный.
    Свои рекламные ролики просматриваете?
    Обязательно.
    Как проводите свободное время?
    На природе.
    Семья и бизнес совместимы?
    Да.
    Как предпочитаете отдыхать?
    Активный отдых – в компании, пассивный – приватно.
    Деньги?
    Деньги – инструмент для головной боли. Денег становиться достаточно тогда, когда перестаешь о них думать.
    В каком городе смогли бы вести бизнес?
    В большом.
    В какой стране хорошо жить?
    Хорошо там, где нас нет! ?
    Лучшая награда для бизнесмена?
    Экономические показатели.
    Партнеры?
    Это мои друзья, товарищи.
    Какое время года предпочитаете?
    Лето.
    Dress-code?
    На работе – костюм. В жизни – casual.
    Офис?
    Второй дом.
    Автомобиль?
    Качественный, немецкий.
    Мобильный телефон?
    С техникой не дружу. Ломаются быстро. Привязанностей нет.
    Любимый напиток?
    Махито.
    Какие языки надо знать?
    Русский, английский и европейский какой-нибудь. Можно китайский.
    Autor: Людмила Вересинина
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.