Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Кристьян Тамла: с пенсионным имуществом все в порядке

    В последнее время много говорят об управляющих пенсионными фондами второй ступени. В средствах массовой информации высказываются мнения, что фонды взимают слишком высокую плату и делают рискованные инвестиции. Кристьян Тамла отвечает на вопросы о том, соответствует ли это действительности и как влияет на пенсионное имущество.

    С середины лета прошлого года на глобальных финансовых рынках наблюдается значительный спад, от которого страдает и доходность пенсионных фондов. Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
    Во-первых, не надо забывать, что накопление пенсии – долговременный процесс. Начавшийся прошлым летом глобальный кредитный кризис неизбежно оказал влияние на финансовые рынки и, таким образом, отразился на доходности пенсионных фондов.
    Главной задачей пенсионных фондов является долговременный и, по возможности, стабильный рост денег. Периоды движения рынков в соответствии с экономическими циклами более кратковременные, чем период накопления пенсии. В условиях падения рынков прибыль вообще приносят только рискованные инвестиции. Пенсионные фонды с консервативной стратегией инвестирования движутся значительно более синхронно с движением рынков. Исторические данные говорят о том, что в долгосрочной перспективе рынки поднимаются. К тому же, доходность эстонских пенсионных фондов можно считать хорошей – например, доходность фонда Hansa К3 с момента создания равна 8,5% на базе года. Следовательно, у тех, кто делает пенсионные накопления, нет оснований беспокоиться по поводу сбережений.
    Пенсионные фонды инвестируют часть денег в акции, и часть – в облигации. Какой логикой они при этом руководствуются?
    Главный смысл состоит в рассредоточении имущества. Нынешнее положение на рынке демонстрирует необходимость рассредоточения – облигации частично компенсируют влияние падения рынков акций. К марту индексы, отражающие движение большинства развитых рынков, снизились более чем на 20% от своего максимального значения, ситуация на развивающихся рынках была еще хуже. Однако стоимость пенсионного имущества, напротив, снизилась не столь значительно. В большинстве случаев движение рынков акций оказывает на стоимость пая фонда значительно большее влияние, чем процентные ставки облигаций или, в худшем случае, списание облигаций.
    Что представляют собой облигации с высокой степенью риска, о которых говорят СМИ? Почему пенсионные фонды Hansa в них инвестируют, и как это влияет на имущество клиентов?
    Облигации делятся в соответствии с присваиваемым им рейтингом. Самыми безопасными считаются облигации развитых стран, которые обеспечивают очень низкую доходность. Например, вероятность погашения правительственных облигаций Греции оценивается как 99,997%. Более рискованные облигации, обеспечивающие более высокую доходность, как правило, выпущены предприятиями. Подавляющее большинство облигаций, выпущенных предприятиями стран Балтии, относится к так называемым рискованным облигациям, поскольку в глобальном контексте это маленькие предприятия и рейтинговые агентства просто не присвоили им рейтинги.
    При рассредоточении инвестиций много внимания уделяется соотношению риска и доходности различных инструментов. В нынешней рыночной ситуации многие облигации обеспечивают достаточно высокую доходность, компенсирующую соответствующий риск. Однако в мире инвестиций необходимо иметь в виду, что в отношении отдельно взятой инвестиции всегда есть риск, что в течение определенного периода или даже в конечном итоге она окажется убыточной.
    В связи с охлаждением экономики Эстонии финансовое положение многих местных предприятий ухудшилось. Это естественное явление, сопутствующее цикличности развития экономики – например, в Европе в последнее десятилетие средний показатель нарушения долговых обязательств со стороны предприятий с высокой степенью риска был равен примерно 4%. Важно, что это обстоятельство принимается во внимание, его признают, за ним внимательно следят, и вносят соответствующую корректировку как при оценке предприятия, так и при определении процентной ставки облигаций.
    Говоря о рискованных инвестициях, наши СМИ делают из мухи слона – пенсионные накопления местных жителей никуда не пропадали. В фокусе СМИ оказались, главным образом, облигации TR Majad, которые есть и в портфелях пенсионных фондов Hansa K2 и K3. В фонде K1 и в V-фондах этих облигаций нет. В портфеле фонда K2 облигации составляют 0,3% от общего объема, а в фонде K3 соответственно 0,2%. Таким образом, названные доли процента – максимум, на который может измениться стоимость паев фондов в случае списания этих облигаций.
    Кроме того, в портфелях пенсионных фондов есть некоторое количество облигаций предприятий, связанных с секторами недвижимости и строительства. 2% в фонде K2 и 1,2% в фонде K3. Однако эта информация не дает оснований предполагать, что эти облигации могут быть списаны.
    В качестве контраргумента прозвучавшему в прессе мнению, что пенсионные фонды Hansa принимают необдуманные решения, инвестируя в облигации, можно привести тот факт, что пенсионный фонд Hansa K3 на общеевропейском конкурсе IPE (Investment Pension Europe) был признан был признан лучшим в Европе фондом, инвестирующим в облигации. На этом конкурсе пенсионный фонд Hansa снискал признание именно благодаря своей прекрасной стратегии в отношении облигаций.
    Много недовольства высказывалось в связи с высокими платами. Можно ли сказать, что они оправданы?
    В отношении плат предельные ставки установлены законом. Плата за выпуск пая пенсионного фонда Hansa II ступени составляет 1,5%, плата за обслуживание – 1,59%. В Польше, к примеру, максимальная ставка в отношении платы за обслуживание составляет всего 0,6%, но плата за выпуск пая может достигать 7%. В Хорватии максимальная плата за выпуск пая и за обслуживание составляет 0,8%, но пенсионные фонды имеют право брать в качестве платы за эффективность до 25% от доходности фонда.
    Поскольку в разных странах фондами взимаются очень разные платы, невозможно провести прямое сравнение. Например, в Польше доля акций в пенсионных фондах меньше, чем у нас, при этом в силу налагаемых ограничений большая часть инвестиций делается внутри страны, а это значит, что реальные расходы на управление фондом значительно меньше. Во-вторых, покрытие расходов зависит от эффекта масштабности, который определяется объемом управляемого пенсионного имущества. В регионе Центральной и Восточной Европы общая стоимость пенсионного имущества составляет более триллиона крон, из них 60% управляются Польшей и только 1% – Эстонией.
    Много говорится и о том, что пенсионные фонды покупают паи других инвестиционных фондов Hansa. Зачем вообще пенсионные фонды инвестируют в другие фонды? Означает ли это, что с клиентов взимается двойная плата?
    Начнем с того, что не всегда целесообразно инвестировать непосредственно в акции. В пенсионных фондах Hansa инвестиционный процесс сосредоточен на глобальном распределении имущества, т. е. рассматривается не столько отдельные акции, сколько классы имущества, секторы или регионы, обладающие значительным потенциалом в долгосрочной перспективе. Рассредоточение позволяет избегать риска, связанного с инвестициями только в один финансовый инструмент.
    В среднем фонде акций уже проведен глубокий анализ, на основании которого отобрано большое количество акций. Сотрудники фонда постоянно следят за ними и, в случае необходимости, перераспределяют. Чтобы пенсионный фонд обладал столь же рассредоточенным портфелем акций, на совершение сделок и управление нужно будет расходовать, зачастую, больше, чем при инвестициях в другой фонд.
    Второй очень важный фактор – специализация фондов акций. Например, о фондах акций, принадлежащих Hansa Investeerimisfondid, можно сказать, что они довольно уникальны в мировой практике. Инвестируя через другие фонды, мы значительно более эффективно получаем доступ к разным регионам, обладающим высоким потенциалом, что, в свою очередь, обеспечивает инвестициям пенсионных фондов еще большее рассредоточение.
    И в-третьих, это выгодно с точки зрения платы: пенсионные фонды Hansa, инвестируя в другие фонды, получают значительные льготы. Например, инвестируя в управляемые нами фонды, пенсионные фонды не платят за вход и выход. Кроме того, пенсионным фондам Hansa возвращается 50% платы за управление. Договоры о сотрудничестве заключены также со многими иностранными управляющими фондами, в результате взимаемые ими платы намного меньше установленных для розничных клиентов.
    Расскажите немного подробнее, как все же действует эстонская пенсионная система и почему в мировой практике она считается уникальной?
    Эстонская пенсионная система действительно считается уникальной, и ее часто приводят в пример. Наша пенсионная реформа была проведена в 1999 году, что позволило нам учесть опыт других стран и при формировании собственной системы опираться на наиболее успешные практические решения. В Эстонии, как и в других странах мира, старение населения является серьезной проблемой, так как оно означает сокращение поступлений от социального налога и увеличение числа людей, которым из этих поступлений выплачивается пенсия. Согласно прогнозам, к концу ближайших десятилетий государство сможет обеспечить людям пенсию, равную всего 25% их прежнего дохода.
    Эстонская пенсионная система основывается на трех ступенях пенсионного страхования – первая их них государственная, вторая обязательная и третья добровольная. В отличие от стран Западной Европы, где пенсионные фонды, как правило, связаны с предприятиями и секторами, в Эстонии основной упор сделан на индивидуальные накопления. Главное преимущество такой системы в том, что люди сами могут влиять на размер своей будущей пенсии.
    Еще одно важное преимущество системы – пенсионные фонды дают возможность значительного рассредоточения инвестиций, и тем самым снижения риска, связанного с зависимостью от развития экономики одной конкретной страны. Согласно эстонскому законодательству, мы можем инвестировать в акции до 50% имущества, кроме того, мы можем делать значительные инвестиции за пределами Эстонии. В то время как, например, в Польше пенсионные фонды могут инвестировать в акции не более 40% имущества и не более 5% за границей. Это значит, что в Польше, в отличие от Эстонии, пенсионные накопления людей в значительной мере зависит от того, как будет складываться экономическая ситуация в стране.
    Autor: Hansapank
  • Самое читаемое
Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Meta в I квартале удвоила чистую прибыль, но разочаровала рынок
Meta Platforms представила отчет за первый квартал – чистая прибыль выросла более чем вдвое, выручка подскочила более чем на четверть. Однако дальнейший прогноз разочаровал инвесторов и вызвал падение цены акций.
Meta Platforms представила отчет за первый квартал – чистая прибыль выросла более чем вдвое, выручка подскочила более чем на четверть. Однако дальнейший прогноз разочаровал инвесторов и вызвал падение цены акций.
Это жизнь, это карма. Хоть и не Нарва
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.