Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Женская логи(сти)ка

    Ирина Зайцева: “Мне очень нравится, что я женщина, но женщине вести?? бизнес куда труднее, чем мужчине”.

    “Не волнуйтесь, всё будет в порядке!” - говорит она собеседнику на другом конце провода, и я почему-то сразу начинаю верить, что иначе и быть не может. Свой бизнес Ирина Зайцева считает тяжёлым ежедневным трудом, а по-настоящему большой удачей в жизни - то, что имеет двоих сыновей.
    В её кабинете всё стильно и женственно, даже подставка для визиток. Да и сама она похожа на эльфа, окончившего Кембридж. Она уверяет, что живёт одним днём. Но, как ни странно, это не мешает успешно руководить крупным логистическим холдингом.
    В фойе вашего дизайнерски выверенного офиса висят часы. Одни указывают время в Таллинне, другие - в Санкт-Петербурге. Почему именно этот город?
    Потому, что он тоже родной. Все мои родственники - в Петербурге. Я там училась. Но часы, конечно, не только поэтому. А и потому, что транзит - та область, которой мы занимаемся и которая сейчас в Эстонии, увы, не в почёте, - ориентирован на Россию. В Петербурге работает наш филиал, он оперирует нашими грузами, которые сейчас частично перебазировались туда. Появится ещё какой-то важный для нас город - повесим новые часы.
    До вас было трудно дозвониться, с вами непросто встретиться, вы постоянно в разъездах. Вас не утомляет такой ритм жизни?
    Разумеется, это трудно. Тем более для женщины, у которой есть семья, дети. Но мне это нравится. Такое, что я целый месяц никуда не выезжаю, бывает редко. Каждую неделю - случается чаще. Особенно часто в Россию, но приходится ездить и в страны Скандинавии, Германию, где у нас тоже есть партнёры.
    Что такое сегодня Nelgeron? Кстати, откуда такое название?
    Это холдинг, состоящий из трёх компаний, которые принадлежат мне (в Nelgeron Grupp OU- 25% пая у Натальи Ламеховой, члена правления и ближайшей соратницы), и одно из слов в названии которых - Nelgeron. Название интригует всех. Оно - с самого начала, с 93-го года. Это моя придумка, сочетание слогов из названий частей бизнеса и идей, которые тогда были. Расшифровывать не стану, нынче это просто название, к которому привыкли.
    С чего начиналась ваша дорога в бизнесе?
    Моя первая фирма - это компания Habgees. Я создала её в 91-м году. В ту пору люди занимались всем, лишь бы только научиться работать, выйти на рынок, занять на нём какое-то место. Поэтому мы и торговали, и оказывали логистические услуги, в общем, в Habgees делалось всё, на чём можно было приобрести опыт и найти себя.
    Как появилась фирма Nelge shy;ron?
    После того как стало ясно, что именно меня занимает. Что это называется логистикой, я тогда, конечно, не понимала. Просто видела, что на это есть спрос, что я умею это делать и что это однозначно может приносить деньги. У всех компаний есть владельцы и структуры, которые работают в этих компаниях. Я всегда была и тем, и другим. Сказать, что я просто владею и получаю дивиденды, к сожалению, никогда не получится.
    Вы рискнули заняться предпринимательством в такие неспокойные времена?
    Я бы, наверно, занялась ещё раньше, но у женщины проволочки ведь очень часто связаны с семьёй. Моему сыну в то время исполнилось три года, и я почувствовала, что готова к новой жизни.
    Уже после появления Nelge shy;ron компания Habgees всегда так рядышком со мной и существовала. В 1999 году я подарила её своему гражданскому мужу Сергею Иванову, отцу моего второго сына. В этом году она вышла из холдинга и теперь станет функционировать самостоятельно.
    Мы помним, какими лихими были начало и середина 90-х. Бандиты “не наезжали”?
    Слава Богу, такого опыта не имею. Наверно, я была им неинтересна, так как компания росла постепенно и не на огромных деньгах, полученных в наследство.
    О вас говорят, что со своими фирмами вы вторглись в мужской мир транспортного бизнеса. Это действительно мужской мир?
    Мужчинам приятно так думать. У нас любой мир - мужской. Даже в бизнесе, который считается больше женским (например, в парикмахерском), у мужчины всё складывается гораздо легче и проще, чем у женщины.
    Значит, то, что вы женщина, скорее, мешает?
    Мне очень нравится, что я женщина, но женщине вести бизнес куда труднее, чем мужчине. Особенно, когда это касается контактов с восточными партнёрами - скажем, в Средней Азии. Если бы все, с кем приходится общаться, заведомо относились ко мне равноценно и спокойно, наверно, никаких проблем не было бы. Но встречаются мужчины, которые считают, что женщина изначально глупее, необразованнее, что она не предназначена для работы. Спорить с такими тяжело, а иногда - невозможно. Поэтому с такими клиентами дела ведёт мужская половина компании. Между прочим на руководящих должностях в Nelgeron - преимущественно женщины. Не потому, что я воинствующая феминистка, а потому, что они терпеливее, аккуратнее, лучше выдерживают сложную монотонную работу.
    Ваша фирма и в самом деле может доставить груз из любой точки мира?
    Это в состоянии сделать любая логистическая фирма. Сначала надо понять, что это за груз, после чего наши логистики начинают выбирать оптимальный маршрут. Скажем, вам нужно перевезти из Австралии в Эстонию, к примеру, ехидну. Везти её самолётом или морем? Самолётом быстрее, но дороже. А ещё на неё надо оформить документы, содержать её. Стоит прислушаться и к советам специалистов-зоологов и ветеринаров. Мы вам выложим всю информацию, и последнее слово - за вами как клиентом.
    Какие грузы составляют основной поток? И как вам удаётся достигать, привожу цитату с вашего сайта, “высокой скоординированности действий участников всей транспортной цепочки”?
    В основном занимаемся транзитными мультимодальными перевозками, когда часть пути грузы проделывают по воздуху, часть - по воде, часть - по земле. Логистик, организующий ту же, надо сказать, непростую перевозку вашей ехидны, руководит процессом с начала и до конца. Ему надо знать, что животное необходимо покормить в Париже, поменять ему подстилку в Риге и т.д. Логистик отвечает за всё, в том числе за тех людей, которые в Австралии должны правильно доставить ехидну на борт.
    Вы лично как-то участвуете в процессе?
    Только если возникают проблемы или речь идёт о чём-то новом, с чем мы прежде не сталкивались. Иногда я принимаю решение вместе с коллегами, иногда, когда абсолютно уверена в своей правоте, выношу его единолично. Если всё благополучно, то я даже не в курсе, какой груз и как у нас едет.
    Не страдаете от чудовищных пробок на границе с Россией?
    Конечно, страдаем. Мы специализируемся на доставке грузов в Россию. И если груз срочный, то сейчас мы или вообще не везём его через Эстонию, или везём, но потом объезжаем все эти границы через Финляндию, например.
    Как руководитель фирмы, вы видите какой-то способ исправить ситуацию?
    Решение проблемы очередей - прерогатива правительства. Очень надеюсь, наше правительство знает, что делает.
    Ощущаете ли вы последствия неважных отношений между Эстонией и Россией?
    Если раньше я, как и мои коллеги, уверенно, убеждённо и открыто говорила в России, что им обязательно надо работать через Эстонию, что все наши свободные таможенные зоны - это такое замечательное достижение, то теперь это порой не срабатывает. Приходится констатировать, что политические события мешают нам работать. Посмотрите, как тихо стало в порту Мууга. За последний год количество перевозок через другие страны у нас заметно возросло. Кстати, звоним, скажем, в Италию, Голландию, начинаем говорить по-английски, а потом переходим на русский. Дело в том, что сегодня многие работающие с Россией западные компании держат секретарей или менеджеров, владеющих русским языком.
    В бизнесе, которым занимаетесь и вы, жёсткая конкуренция. За счёт чего выживаете?
    За счёт отличного выполнения работы и крепких профессионалов. Вот пример. Было непонятно, как правильно записать в документах один груз, чтобы он мог нормально въехать в Россию и встать на российскую таможню. Нашему работнику пришлось потратить уйму времени на контакты с московским институтом. Профессора прислали нам оттуда письмо, в котором сообщили, что такая номенклатура товара в России не производится, но на Западе выпускается и называется так-то. На основании этого заключения груз удалось провезти. Важно, чтобы с точки зрения законодательства всё было корректно. Думаю, не каждая фирма стала бы так возиться.
    Что важнее всего, чтобы удержаться в бизнесе?
    Мне кажется, порядочность, то есть умение держать слово, выполнять принятые на себя обязательства. А ещё важно не бояться принимать решения, даже рисковые, и быстро ориентироваться в ситуации.
    Что на работе и вообще в жизни способно выбить вас из колеи?
    Таких ситуаций, слава Богу, мало. Одна из них - когда ошибаюсь в человеке. Я пытаюсь ко всем относиться дружелюбно, понять, помочь, даже на работу всех всегда принимаю в надежде, что это будут наши лучшие работники: будь то рабочий на складе или финансист. И жаль, когда они разочаровывают. Тяжело воспринимаю людей, которые не оправдывают доверия.
    За что вы способны расторгнуть трудовой договор?
    За неработу или если сотрудник предаёт. То есть работает и на нас, и на кого-то ещё. Такие вещи в логистическом бизнесе случаются, но быстро вскрываются.
    Если вы думаете, что с вами поступают несправедливо, что вы делаете?
    Расстраиваюсь. За того человека, который вынуждает меня так думать. Первое, что ассоциируется с богатой женщиной (в рей shy;тинге 2006 года вы с 84 млн. крон - среди 500 самых состоятельных людей Эстонии), это салоны красо shy;ты, бриллианты, курорты.
    Как вы ко всему этому отно shy;ситесь, это занимает в вашей жизни какое-то место?
    Отношусь замечательно. Наверно, так же, как и вы. Но на это нет времени. Если бы была возможность постоянно ходить по салонам и не работать, наверно, было бы хорошо, но я так не пробовала. Для того чтобы выбраться, я должна что-то изменить в своём графике, а уже в салоне - отключить телефон. Отпуск у меня - хорошо, если неделя выдаётся.
    Однозначно сейчас есть люди, которые могут замещать меня, но так получается, что по кардинальным вопросам они всё равно звонят мне. Да-да, наверно, я их избаловала. Хотя всегда успокаиваю - за все ваши решения, и неудачные тоже, отвечаю я.
    Как я понимаю, вам и не до хобби?
    Одно время я любила на лошадках кататься. Это прошло, потому что стало отнимать слишком много времени. А теперь мне очень нравится в саду копаться, сажать и пересаживать цветы. Но исключительно в первый летний месяц, на дальнейшее меня уже не хватает. Вообще я человек городской. Когда в первый раз попала в деревню, удивилась, что там асфальта нет. Поэтому моя мама всё не понимает - как это я цветами занимаюсь?
    Ваш пример доказывает, что бизнес и семья вполне совместимы.
    Конечно. Моему старшему сыну Юрию - девятнадцать, он окончил двенадцатый класс и будет поступать в университет, его интересует экономика. Младшему - Якову - семь, в этом году пойдёт в первый класс. Дети - моя радость, опора.
    При вашей занятости, пожалуй, и на воспитательный процесс времени нет?
    Не воспитываю, но общаюсь. Читаю книги, стараюсь на велосипеде с ними кататься. А вот воспитывать не умею. Я не воспитатель, у меня не получается. Конечно, я не могу обходиться без няни, которая и ночует у нас, когда я уезжаю.
    Хоть раз хотелось бросить всю эту чумовую работу и заняться чем-нибудь иным?
    Я знаю, что не брошу, но нет-нет да посещает мысль: была бы я секретарём, как было бы здорово!
    Что бы вы назвали уроком на всю жизнь?
    Он состоит в том, что людям нельзя верить. Но всё равно верю. И всё повторяется.
    Ваш главный жизненный принцип?
    Никогда не изменять самой себе.
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.