Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Бизнес, крещённый перестройкой

    Сегодня на пятничный кофе мы пригласили председателя правления нарвского предприятия AS NTT, выпускающего теннисные ракетки и открывшего в Нарве крупнейшний в Ида-Вирумаа торговый центр Fama, Олега Углова.

    Расскажите немного о своём производстве. Как вы занялись изготовлением ракеток для настольного тенниса?
    В середине 80-х на базе Нарвского мебельного комбината было решено создать самый большой и единственный на весь огромный Союз завод по изготовлению ракеток для настольного тенниса. Я тогда был начальником одного из цехов на комбинате. Не знаю почему, но в 1987 году меня выбрали руководителем нового, как мы его называем, «ракетного» производства, которое мы и запустили в 1990 году. Это было по-настоящему впечатляющее своим масштабом производство. Всё, от брёвен из стволов деревьев до упаковки, мы могли делать в Нарве. Для этого у нас в распоряжении была большая территория в центре города и цеха на мебельном комбинате. Однако, когда мы только вышли на полную мощность, в 1991 году Союз распался. Наши склады продолжали заполняться, а рынка не было. Нам пришлось самим нащупывать путь к выживанию, срочно переориентироваться на западный рынок, о котором мы не знали ничего, даже языка. Это был первый серьёзный удар. Потом уже предприятие пережило и переход из рук в руки, и дефолт в России. В 1994 году в целях спасения производства мною и ещё несколькими единомышленниками с предприятия было создано акционерное общество AS NTT (Narva Table Tennis).
    Можно считать это отправной точкой вашего занятия бизнесом?
    Пожалуй, да. Приходилось изворачиваться, чтобы не закрыть завод и не оставить голодными около 300 человек и их семьи. Одно время параллельно с ракетками мы выпускали даже деревянные двери – кстати, мы одними из первых начали их делать в Эстонии. В середине 90-х вторые двери себе ставили очень многие. Это были сложные времена, когда мы не знали, чего ждать от завтра. Вообще, я считаю, что нам всем крупно повезло тогда, когда столь крупная в масштабе всего мира «перестройка» прошла для нас практически бескровно.
    Позитивный взгляд на вещи. Вы из тех, для кого стакан всегда наполовину полон?
    Наверное, да. Главное, чтобы этот оптимизм не превратился в «розовые очки». В 1994 году, когда стало совсем туго, мы отправили 30 писем с предложением о сотрудничестве по всей Европе. Это было нашей последней надеждой. Из тридцати откликнулась лишь одна французская фирма, занимавшаяся сбытом спортивного инвентаря. Точнее, её руководитель даже не написал ответ, а просто позвонил спросить, «что это было». Решив не упустить этот шанс, мы пригласили его сюда, в Нарву. В итоге нам пришлось продать им контрольный пакет акций по смешной для Европы цене в обмен на хоть какой-то рынок сбыта на Западе. И это помогло. Но пробиваться приходилось всё равно в основном самим. Уже в 1997 году из 3,5 миллионов продаваемых в Европе ракеток около миллиона были нашими – внушительный результат, если учесть, что до нас хватало и других производителей. Хотя далось нам это «вползание» в европейский рынок ценой огромных потерь и убытков. До 2004 года мы постоянно находились в чьей-то собственности. Сначала французов, потом итальянцев. Их отношение к NTT было как к чемодану без ручки – и нести тяжело и бросить жалко. И тогда, создав отдельную фирму, мы сами выкупили NTT. Через месяц, кстати, будет ровно четыре года с того момента.
    Как родилась идея о развитии чего-то другого, кроме производства ракеток?
    Мы пришли к мысли, что сохранять производство в том виде, которое у нас было, невыгодно. Конкурировать с китайцами в условиях, когда мы не можем поднимать цену конечного продукта вслед за ценой электроэнергии или воды, в то время как перед ними такого вопроса не стоит вовсе, мы бы не смогли. Мы начали сокращать нерентабельные участки производства: закупать шпон, фанеру, спонч (основа для резинового покрытия - авт), а не производить их. Сегодня даже дешёвые ракетки для комплектации поставок мы покупаем у китайцев. В итоге нам пришлось сконцентрировать всё производство в одном месте, предварительно выкупив часть территории у мебельного комбината Narova. У нас освободилась большая территория в центре Нарвы. Начали думать, что с ней делать.
    Говорите словами Матти Харайоки – директора «Кренгольма». Как считаете, у вас схожие трудности?
    Да, точно. Они тоже начали закупать сырьё, а не производить его. Потому что иначе никак. Европейский экспортёрам конкурировать с азиатскими невозможно. Такой бизнес подобен ракете, которой, чтобы лететь дальше, надо отстреливать ненужные ступени.
    Идея построить торговый центр появилась сразу?
    Нет, мы долго думали, что будет лучше. Были мысли даже продать этот участок, рассчитавшись с долгами NTT, но всё же решили, что заработать в долгосрочной перспективе на нём можно больше. Хотелось построить что-то большое и красивое. Я тогда много общался с банкирами, консультантами в области развития недвижимости. Пришёл к выводу, что Нарва как-то неестественно разделена: в городе как бы два центра – исторический и бизнес. Наша территория находилась как раз между ними, вот я и решил эти два центра сблизить, построив комплекс Fama посередине. Были долгие переговоры с Rimi и Selver-ом о том, кто станет якорным арендатором. Остановились на первом.
    Проект Fama чисто нарвский или кто-то ещё принимает в нём участие?
    Мы были уверены в своих возможностях и верили, что сами осилим этот проект. Но затем на меня вышли мои нынешние компаньоны из Тарту, владеющие тартуским Lounakeskus-ом. Они предложили мне партнёрство по развитию недвижимости. Я согласился, и сейчас нисколько об этом не жалею. Их опыт и команда сыграли неоценимую роль в строительстве комплекса.
    Всё это время производство ракеток не останавливалось?
    Да, работа над одним начинанием и продолжение другого шли параллельно. Причём работы по переносу производства и сносу старых сооружений в центре Нарвы начались задолго до того, как мы решили, что же в итоге должно появиться на этом месте.
    Как вы сами оцениваете успехи AS NTT на рынке ракеток сегодня?
    Сегодня NTT – это мировой производитель теннисных ракеток для любителей и профессионалов. Причём, в последнем классе нам уже не приходится соревноваться с китайцами. Вообще, всего в мире заводов, выпускающих ракетки такого высокого уровня, включая нас, пять. Большинство из них – в Европе, один в Японии.
    Сами вы в теннис играете?
    До того, как начал руководить предприятием, не играл. Потом, конечно, пришлось научиться.
    Откуда пришло название «Fama»?
    Из уважения к истории Нарвы. Это название единственного несохранившегося нарвского бастиона, который находился в непосредственной близости от нашей территории. Когда-то он был разобран для строительства дороги. Внутри торгового центра на стенах много упоминаний о том – фотографии и планы Старой Нарвы.
    Можно сделать вывод, что не переживай производство ракеток такой кризис, не появилось бы и торгового центра?
    Наверняка. Не развались Союз, мы бы так и производили ракетки, миллионами экспортируя их на восток; не выводили бы производство из центра города и гребли бы деньги лопатами. Но гадать, как могло бы быть, я не люблю.
    И всё же, каким вы видите NTT через 10 лет?
    Крепко стоящим на ногах. На нескольких ногах. Опыт показал, что одна опора в бизнесе – это слишком опасно, будет шатать. Поэтому не исключено, что вдобавок к производству ракеток и торговому центру добавится ещё что-то. У нас ещё есть свободные площади на территории мебельного комбината, и на них мы планируем развивать промышленную зону.
    Что сегодня занимает больше времени и сил – производство ракеток или Fama?
    На сегодняшний день производство ракеток я считаю своей основной заботой. Там коллектив, который пережил со мной все эти трудности. Этому производству я посвятил двадцать лет своей жизни. Торговому центру – всего четыре года. Для меня это больше как хобби.
    Дорогое хобби. 350 миллионов крон – цена двух из трёх этапов строительства Fama. Каков предполагаемый срок отдачи?
    Не менее 16 лет. Это очень большой риск. Наивно было бы полагать, глядя на это красивое здание, что мы тут купаемся в деньгах. Это все многомиллионные кредиты в банках, и, как и все сегодня в Эстонии, мы очень осторожны в прогнозах. Однако, уверен, региону нужны такие проекты. К «таким» я отношу также строительство в Нарва-Йыэсуу спа-отеля Meresuu. Именно с появлением таких серьёзных объектов возможно возрождение былой славы Нарвы. Я рад за наш регион и искренне желаю удачи этим смелым инвесторам.
    А, например, проект Akropolis-a (торгово-развлекательного центра, который владельцы сети Maxima планируют построить на той же улице, что и Fama) – им тоже желаете удачи?
    Да. Это также будет огромный вклад в развитие Нарвы и нашего региона в целом.
    Расскажите немного о планах на третий этап Fama
    Пока говорить ещё рано. Только запустили вторую очередь. Однако детальная планировка территории утверждена, есть эскиз, включающий 16-этажное офисно-жилое здание. Хотелось бы построить что-то общественно полезное для горожан – место, куда люди ходили бы с удовольствием с семьями, с друзьями не только за покупками, но отдохнуть, развлечься, поработать, позаниматься спортом. Если экономика не рухнет и у правительства хватит мудрости повернуться лицом к России, то мы это обязательно осуществим.
    Autor: Кирилл Смирнов
  • Самое читаемое
Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
EfTEN выплатит инвесторам более четверти миллиона
Фонд EfTEN Capital, как управляющая компания EfTEN United Property Fund, принял решение произвести финансовую выплату владельцам паев в размере 10 центов за единицу. Размер выплаты составит 1,3% от последней цены закрытия пая.
Фонд EfTEN Capital, как управляющая компания EfTEN United Property Fund, принял решение произвести финансовую выплату владельцам паев в размере 10 центов за единицу. Размер выплаты составит 1,3% от последней цены закрытия пая.
Это жизнь, это карма. Хоть и не Нарва
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.