Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Бизнес, который не всем по зубам

    Сегодня на пятничный кофе к dv.ee пришла владелица и лечащий врач таллиннской стоматологической клиники Kulinits Hambakliinik OU, Галина Кулинитс.

    Почему именно этот бизнес? Как все начиналось?
    Выбор медицины был предопределен. Брат учился тоже на врача в Питере, нужно было держать планку. Сначала я хотела быть фармацевтом, но в год моего поступления на фармацевтов в Москве иногородних студентов не набирали. Поэтому родители повезли меня поступать в ближайший мединститут на Украине. Там дяди и тёти определили, что я должна стать педиатром, но в процессе экзаменов я поняла, что педиатром быть не хочу, сознательно получила двойку по физике и на следующий год поступила на стоматолога.
    А как Вы попали в Эстонию?
    Вышла замуж. В Эстонии я начала работать 2 января 1991 года в Силламяэской поликлиннике. Вообще, у меня в жизни так складывается, что всё, что бы я ни начинала, происходит в эпоху перемен. Как у китайцев, знаете? «Не дай Вам бог жить в эпоху перемен», так и у меня.
    Как же Вы перешли из государственной структуры в частную?
    В 1993 году врачи Силламяэ создали первую частную клинику «Альмеда». Существует она и по сей день. Там я проработала два года на диком энтузиазме. Интересной работы было много. Но понятия собственники и коллеги - разные вещи, и в какой-то момент встал вопрос: А кто тут главный?
    Главный стоматолог Эстонии доктор Янес всегда говорил нам, что стоматология в Эстонии будет частная, поэтому морально я была готова к тому, что и у меня будет свой стоматологический кабинет.
    В 1996 году сделала на себя лицензию, ушла из клиники, взяла кредит.
    Что, в то время так легко было с кредитами?
    Конечно, нет. С банками было тогда очень тяжело, первые лизинги они давали по знакомству. Первый мой кредит был взят под 18,5%.
    А начальный капитал у Вас был?
    У меня в то время не было ни копейки, но мир держится на добрых людях, и они помогли. Все было так: приехала я на семинар в Таллинн, зашла в клинику к знакомому доктору, он сказал: «Я купил себе установку, пойдем покажу». Я увидела и ахнула: «Я тоже такую хочу». Доктор позвонил своей знакомой из Toostusliising и поручился за меня своим именем. Ни залога, ни стартового капитала у меня не было.
    Выплачивать лизинг поначалу было трудно?
    Да. На то время я уже ушла с работы, и заработков у меня не было. Правда и тут мне повезло. В один прекрасный день звонят мне из Горуправы и говорят: «Вы у нас зарегистрированы, как частный предприниматель, и по новым законам Вам нужно написать бизнес-план. Я его написала и получила пособие в 8,5 тысяч крон, как стартовый капитал. Это была ровно сумма, необходимая мне для месячного взноса по лизингу.
    Фирма Ваша сегодня большая или маленькая?
    Наверное, я назвала бы её маленькой фирмой. У нас работает 4 лечащих врача плюс прочий технический персонал, итого где-то 12 человек. Не все работают на полную ставку.
    Какова сегодня ситуация на рынке стоматологических услуг Эстонии? Конкуренция велика?
    - Да. Конкуренция высокая.
    А как с ней бороться?
    Бороться с ней не надо. Надо честно работать. Постоянно приходится учиться. В Эстонии раз в месяц точно посещаю 2-3-х дневные семинары. Часто езжу и заграницу, во все наши Балтийские страны и в Петербург. В мае была, например, в Петербурге и в Италии. В сентябре поеду в Стокгольм. Учится часто приходится по выходным.
    А своих врачей Вы заставляете учиться?
    Никто никого не заставляет, но вообще существует стандарт – 150 часов повышения квалификации в год. Многие набирают и больше. Не учиться невозможно, тогда будет застой.
    Как Вы справляетесь с кризисом? Он на Вас повлиял? Клиентов становится больше или меньше?
    Я не могу быть объективной в оценках. Дело в том, что опять же в переломный момент мы решили взять кредит и переехать на новое место. Переезжали с мая по август прошлого года, а в сентябре начался кризис. Нам сложно, но мы живы. Пока не задерживали ни одного платежа банку, тьфу, тьфу… Кредит большой. Дело в том, что наши помещения очень дорогие по отделке и оборудованию. Ведь они должны отвечать очень строгим требованиям: вентиляция, канализация, освещение, нормы по метражу кабинетов – всё это гораздо дороже, чем просто офис.
    В плане пациентов, на себе и на своем приёме я не чувствую изменений. Но у нас три молодых врача. Я предполагаю, что если бы мы были на старом месте, то у них, возможно, было бы больше пациентов.
    Ваши услуги подорожали в связи с ростом цен?
    В связи с кризисом, нет. Мы очень консервативны и поднимаем цены одними из последних. В прошлый раз цены подняли на 5-7% под Новый год. С одной стороны, стоматология - это бизнес, с другой - это медицина, социальная помощь. Я не говорю, что мы меценаты, но мы выходцы из «прошлого», и я не могу ощипывать людей, как кур.
    Какой процент от расходов уходит на материалы?
    Думаю, что не менее 75 – 80% стоит поддержание на уровне материальной части.
    Все говорят – пломбы дорогие. На самом деле, пломбировочный материал - это довольно маленький процент от общих расходов. В нашем бизнесе дорогие инструменты и разные специальные приборы. Каждая маленькая иголочка и куча крошечных вещей в ящиках, стоят, как минимум, 60 крон за штуку. А у нас их тысячи.
    Вы предлагаете услуги элите, или людям со средним достатком?
    Людям со средним достатком. Мы рассчитываем на средний класс.
    Раньше зубных все боялись. А как обстоят дела сейчас?
    После Советского Союза люди, на какой то момент, перестали следить за зубами. У нас не было, да и сейчас ещё не особо развита культура предварительной профилактики. Стоматология - это ведь не ОРЗ. Однако, не могу сказать, что сегодня пациенты идут только с острыми проблемами.
    А дети Вас боятся?
    В случае детей – все зависит от первого опыта общения с врачом. Если первый опыт позитивный, то все нормально. Даже когда ребенок вырастет, то приведет к нам и своих младших братьев и сестер. Важно когда, в какой стадии заболевания ребенок попал к врачу. Бывает ночью, по срочной, мама его тащит и приговаривает: «Ой я так боюсь, так боюсь, больше него». Конечно, и ребенок пугается.
    А если он пришел не в период обострения, то все можно обыграть. Существует и местная анестезия и аппликационная, плюс подарки даем. Детям очень у нас нравится. Сейчас очень хотим сделать договор с Haigekassa, чтобы лечить детей бесплатно.
    А помимо современных технологий и обезболивающих средств, что-нибудь ещё имеет значение?
    Конечно. Сегодня у нас и инструменты другие, и атмосфера. Кабинеты выглядят по-другому. У врача больше времени на Вас. У нас часто пациенты на приеме спят.
    Люди в основном приходят только острые проблемы решать?
    Нет, так сказать нельзя. Сегодня у здоровья появилась социальная ценность. От состояния и внешнего вида зубов зависит не только здоровье людей, но и их социальный статус. Если у них красивый рот и красивая улыбка, то у них больше шансов получить лучшую работу.
    Вам приходится жертвовать семьёй ради бизнеса? Как вообще к Вашему бизнесу относится семья?
    Мой муж раньше был инженером, но когда все советские структуры были разрушены, и инженеры Эстонии стали не нужны, он переучился на зубного техника.
    Есть ли среди Ваших клиентов эстонцы?
    Есть около 25%. 75% - все остальные. Я вообще не люблю разделение по национальному признаку. Что значит русский? Сама я из Украины. Из докторов у нас работал один армянин, белоруска, эстонка, русская. Скоро к нам на работу придет курдка. Так кто мы?
    Есть ли разница между эстонским и русским стилем работы подчиненных? Например, врачей?
    Разницу в работе я не стала бы объяснять национальностью, а скорее индивидуальными особенностями человека. У меня, например, отличные отношения с одним врачом, которая когда-то пришла ко мне на работу. Она родом из Тартумаа, с хутора. Она - ни слова по-русски, а я не очень в эстонском была сильна. Сейчас эта женщина работает в Норвегии.
    Говоря о Норвегии… Не уезжают ли сегодня из Эстонии стоматологи в Финляндию и другие страны, где лучше платят?
    И уезжали и сейчас уезжают. У молодежи очень высокий критерий старта.
    Как же они туда попадают без опыта?
    На профессиональные выставки в Эстонию приезжают вербовщики. Как правило, из Финляндии специалисты уезжают в Швецию и Норвегию. Шведы тоже стремятся в Норвегию, так как там им платят больше. Поэтому в Финляндию свободные вакансии едут заполнять эстонцы, как ближайшие соседи. Многие также уезжают и учатся в Англии.
    Им там нравится?
    Слышала, что многие не очень довольны жизнью. Говорят, что зарплата нормальная, а делать в английской деревне нечего. О Швеции слышала, что общество не очень принимает чужаков. Но сама ничего утверждать не могу.
    А Вы? Не было ли у Вас планов бросить все и уехать?
    Последний старт у меня был в 40 лет, и больше я уходить никуда не хочу, только если на пенсию. Есть свой круг пациентов, и на хлеб мы себе всегда заработаем. Кроме того, и потребности с возрастом снижаются, и не нужно больше столько денег. Надеюсь, что экономическая и политическая ситуация не заставит меня срываться и куда-то ехать.
    Как Вам кажется, уровень стоматологических услуг в Эстонии сегодня на уровне европейских?
    Безусловно. У нас стоматология на хорошем уровне, нет эксклюзива, но на обычном уровне все в порядке.
    Вас устраивает предметная подготовка сегодняшних выпускников?
    У молодежи сегодня очень большие ожидания и очень высокий критерий старта. Прежде чем эта планка самооценки начинает снижаться, молодой челловек набивает много шишек, меняет несколько мест работы. А вообще уровень хороший. Нормальная эндодонтия (лечение каналов). Протезирование – не очень. Но вообще обобщать, или кидать камни в чей-либо огород не хочу. Всё индивидуально.
    Сложно ли одновременно быть руководителем и лечащим врачом?
    Да. Когда Вы спрашиваете меня о процентах, то мне сложно их высчитывать. Очень помогает муж. Чисто организационные вопросы, общение с чиновниками – это на нём.
    Таким образом, Ваш бизнес можно назвать семейным?
    Безусловно. Иногда бывает, конечно, перебор. По выходным перетираем стоматологию, особенно когда нужно принять какие-то стратегические решения.
    Как о Вас узнают люди?
    Мы себя рекламируем по мере возможности, однако, надо признать, что в случае врачебной практики, люди узнают о тебе по «сарафанному радио». Знакомый сходил – понравилось, и я туда пойду. Многие дети, которых я когда-то лечила, уже стали взрослыми, но по старой памяти все ходят ко мне, и вероятно, приведут и своих детей.
    Надо признаться, что раньше я разделяла мнение большинства людей «из прошлого». А именно, раз я рекламируюсь, то дела у меня идут не очень. Хорошей работе, мол, реклама не нужна. Теперь же я так не считаю. Особенно в случае переезда фирмы на новое место, информация о ней должна быть доступна. Реклама в онлайн и в газете – это лишь напоминание о том, что мы есть.
    Как планируете развивать бизнес в течение ближайших 5 – 10 лет?
    Надеюсь, что все будет стабильно. Не нужно будет думать, хватит ли денег на выплату кредита. Хорошо было бы думать только о том, как хорошо лечить людей.
  • Самое читаемое
Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
EfTEN выплатит инвесторам более четверти миллиона
Фонд EfTEN Capital, как управляющая компания EfTEN United Property Fund, принял решение произвести финансовую выплату владельцам паев в размере 10 центов за единицу. Размер выплаты составит 1,3% от последней цены закрытия пая.
Фонд EfTEN Capital, как управляющая компания EfTEN United Property Fund, принял решение произвести финансовую выплату владельцам паев в размере 10 центов за единицу. Размер выплаты составит 1,3% от последней цены закрытия пая.
Это жизнь, это карма. Хоть и не Нарва
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.