Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Как отбирают бизнес в России

    Глава Hermitage Capital рассказал о том, как в России отбирают бизнес.

    Жил-был честный капиталист и британский подданный Уильям Браудер. В 90-х годах прошлого века он решил, что его призвание - делать бизнес в России и открыл там инвестиционный фонд Hermitage Capital Managment, активы которого быстро выросли с 25 млн до 4 млрд долл. и в их числе оказался довольно крупный пакет акций "Газпрома".
    Сам Браудер всегда выступал с поддержкой российских властей и в западной прессе не раз появлялись его комментарии, защищающие экономическую политику Владимира Путина. Бизнесмен считал, что российскому государству требуется "крепкая авторитарная власть", и он был одним из немногих западных предпринимателей, кто поддержал действия российских властей в "деле ЮКОСа", пишет point.ru со ссылкой на газету New York Times.
    А бизнес Уильям Браудер вел следующим образом: покупал значительный, но не контрольный пакет акций и начинал поднимать стоимость компании, "обращаясь в суд, борясь с коррумпированным руководством, оповещая о проблемах и призывая к переменам". На Западе так принято, даже выражение есть - "акционер-активист". Со временем качество корпоративного руководства улучшалось, и, соответственно, возрастал курс акций. В результате фонд Hermitage стал считаться экспертом в проведении судебно-бухгалтерской экспертизы, способным раскрыть любые нарушения: от инсайдерских сделок до прямой кражи. По мнению Браудера, российские власти должны были по достоинству оценить его усилия, поскольку он активно боролся с коррупцией и пытался сделать Россию лучшим местом на земле.
    Но российские власти отплатили ему черной неблагодарностью. После того, как Браудер попытался применить свои методы ведения бизнеса в случае с газовым монополистом "Газпромом" и опубликовал досье, содержащее в себе информацию об ошибках в управлении и коррупции в компании, в ноябре 2005 года его въездная виза была аннулирована. В дальнейшем Браудер управлял своей инвестиционной компанией из Лондона. На все запросы компетентные органы ссылались на статью 27 "Закона о порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию". Положение закона запрещает въезд в Россию иностранцу, "если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения". Напомним, что именно эта статья позже стала причиной отказа во въезде журналистке газеты New Times Наталье Морарь.
    Но Браудер не отчаялся и продолжил свои попытки вновь увидеть столь полюбившиеся ему российские пейзажи. Очередная попытка вернуться в Россию была предпринята в прошлом году, когда во время экономического форума в Давосе, бизнесмену удалось побеседовать с Дмитрием Медведевым. Браудер попросил будущего российского президента замолвить за него словечко перед Владимиром Путиным.
    И его просьба была услышана. Спустя некоторое время с Браудером связался некий высокопоставленный милицейский чиновник, который сказал, что изучил проблему с визой и может помочь ее решить. По его словам, "положительное решение будет зависеть от того, как вы будете себя вести и что сможете предложить". Собеседник заверил, что все проблемы исчезнут, как только бизнесмен предоставит все необходимое.
    Как выяснилось позже, проблемы у Браудера только начинались. В июне 2007 года в московские офисы фонда и его юридической компании нагрянули сотрудники правоохранительных органов, конфисковавшие компьютеры и документацию. Руководил операцией подполковник Артем Кузнецов из Управления по борьбе с налоговыми преступлениями ГУВД Москвы, - тот же самый милицейский начальник, который связывался с Браудером по вопросам визы несколькими месяцами ранее. Он утверждал, что выемка документов была осуществлена в рамках расследования дела о неуплате налогов компанией "Камея", которая, по версии следствия, была звеном цепи в схеме ухода от налогообложения, организованной руководителем московского отделение Hermitage Capital Иваном Черкасовым и лично Уильямом Браудером. Сумма налоговых претензий превысила 4 млрд руб.
    Обоснованность налоговых претензий в Hermitage отрицали. По одной из версий, высказывавшихся тогда в СМИ, действия российских правоохранительных органов могли иметь политическую подоплеку. Так, газета "Коммерсантъ" писала о том, что ситуация вокруг фонда обострилась в связи с общим охлаждением в отношениях между Россией и Британией. Однако позже представители Hermitage Capital выдвинули новую версию, заявив, что фонд стал жертвой настоящего рейдерского захвата.
    Представители компании утверждают, что во время обысков в офисах Hermitage Capital были изъяты реквизиты трех фирм, принадлежащих фонду Hermitage. Новым собственником стала некая организация в Казани. Причем владельцем этой организации является мужчина, имеющий судимость по статье "убийство". После того, как фирмы были "мошеннически перерегистрированы", в суды начали поступать иски от неизвестных компаний с целью взыскать крупные суммы. В частности ряд гражданских исков поступил в октябре 2007 года в суд Санкт-Петербурга от компании под названием "Логос плюс". В исках утверждалось, что эти три бывшие компании фонда согласились продать акции "Газпрома" компании "Логос плюс", но потом отказались выполнить условия сделки, не заплатив отступных. Суд постановил выплатить "Логос плюс" компенсацию в размере 376 млн долл. Всего же было 15 исков на общую сумме 1,26 млрд долл.
    Но рейдеры и "насквозь коррумпированные российский власти" просчитались. Уильям Браудер предвидел такой поворот событий и своевременно втихую вывел все свои российские активы в оффшор, где их благополучно продал. Российские компании холдинга оказались пустышкой. Тем не менее рейдеры получили свою долю. Как удалось выяснить сотрудникам фонда Hermitage, у задуманной злоумышленниками схемы была и другая цель. Используя судебные решения они внесли изменения в бухгалтерский баланс попавших под их контроль компаний холдинга, показав в нем отсутствие прибыли за 2006 год. Это позволило им обратиться в налоговые органы с просьбой вернуть из бюджета уплаченный за это период налог на прибыль, который без малого составил сумму в 230 млн долл. Их просьба была удовлетворена.
    Теперь российский бизнес Уильяма Браудера окончательно разрушен, весь британский персонал фонда Hermitage вернулся в Лондон, а сам фонд занимается инвестициями в других уголках мира. Однако адвокаты компании продолжают бомбардировать российские судебные инстанции десятками жалоб на различные правительственные учреждения. Недавно им удалось убедить Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ рассмотреть их дело. В прошлом месяце юрист Hermitage пришел на заседание СКП по их делу и увидел там знакомое лицо. Вести следствие помогает старый знакомый Браудера, подполковник Кузнецов.
    Autor: dv.ee Istsenko Olga
  • Самое читаемое
Справедливость перехода Кивиыли проверит на себе: может закрыться главный работодатель города, который его отапливает «Это тепло просто пойдет на воздух»
Завод сланцевого масла Kiviõli Keemiatööstus должен прекратить работу до начала 2025 года по требованию Департамента окружающей среды. Директор завода закрывать его к сроку не собирается и намерен судиться с государством.
Завод сланцевого масла Kiviõli Keemiatööstus должен прекратить работу до начала 2025 года по требованию Департамента окружающей среды. Директор завода закрывать его к сроку не собирается и намерен судиться с государством.
Активность Китая на рынке капитала упала до минимума за десятилетия
Китайские компании стали минимально активны в размещении акций – оно в худшем состоянии за десятилетия, как и сделки слияний и поглощений. Так потеря темпов второй по величине экономики мира повлияла на доверие инвесторов.
Китайские компании стали минимально активны в размещении акций – оно в худшем состоянии за десятилетия, как и сделки слияний и поглощений. Так потеря темпов второй по величине экономики мира повлияла на доверие инвесторов.
Эксперт: банки ожидают резкого роста цен на медь
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.