Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    В Гори бушуют мародеры

    В Южной Осетии и в грузинском Гори хозяйничают мародеры.

    Комиссия ООН по делам беженцев на основании данных, предоставленных властями России и Грузии после окончания пятидневной войны за Южную Осетию, пришла к выводу, что из зоны конфликта бежали в общей сложности около 118 тысяч человек. Дома, в спешке покинутые жителями, стали добычей мародеров.
    После окончания активных боевых действий борьба с мародерством стала одной из первоочередных задач военных и местных властей. Правительство Южной Осетии создало соответствующий комитет сразу после того, как российская армия вернула ему контроль над республикой. Уже на следующий день было объявлено, что два мародера расстреляны в Джаве. Впрочем, их имена так и не сообщили, так что у журналистов возникли подозрения, что власти пытаются таким образом припугнуть грабителей.
    Первой целью мародеров стали, само собой, оставленные жителями грузинские села в Южной Осетии. Это прямо признал в интервью "Коммерсанту" президент непризнанной республики Эдуард Кокойты. "Это последствия любой войны, любой агрессии. Мы все эти факты жестко пресекаем", - заявил он. При этом Кокойты заявил, что грузинских беженцев обратно в Осетию не пустят, то есть, помимо всего прочего, фактически лишил их надежды на возвращение оставленного имущества. Правда, впоследствии Министерство иностранных дел России напомнило Кокойты о международном праве, согласно которому грузинам, которые пожелают вернуться в места привычного проживания, нельзя препятствовать.
    Как пишет журнал "Власть", осетины готовы взять на вооружение тактику абхазов: попросту выжечь дома, где жили грузины, чтобы им некуда было возвращаться. Тех грузин, которые не смогли сбежать, вынуждены брать под охрану российские военные и местные правоохранительные органы. В противном случае им грозят расправы, и на статус некомбатантов линчеватели оглядываться не станут.
    И южноосетинские власти, и правозащитники признают: большая часть грузин, живших в Южной Осетии, покинули свои дома еще до начала наступления грузинских войск в ночь на 8 августа. Южноосетинские ополченцы, как сообщает Human Rights Watch, растаскивают их мебель. Впрочем, грузинские в то непродолжительное время, когда они контролировали почти всю территорию Южной Осетии, вели себя ничуть не лучше: как рассказали ИА REGNUM осетинские беженцы, в селах Дмениси, Хетагурово и других грузинские военные "угоняли машины, из домов выносили технику и даже мебель, угоняли скот, с женщин сдирали золотые цепочки с крестами". Те и другие сжигали все, что не могли унести.
    В разбомбленном Цхинвали уже после того, как оттуда были выбиты грузины, мародерам тоже было где развернуться. Борьба с ними стала одной из причин объявления в южноосетинской столице комендантского часа с семи вечера до шести утра.
    Из оставленных домов тащили прежде всего бытовую технику. Но выбраться с добычей из Южной Осетии непросто: в Джаве, на полпути между Цхинвали и Рокским туннелем, ведущим в Россию, стоят посты, на которых проезжающих обыскивают. Надо полагать, что надежность этого "фильтра" определяется исключительно принципиальностью обыскивающих - российских военнослужащих и южноосетинских ополченцев.
    Согласно той же "Власти", больше других усердствуют в мародерстве добровольцы, приехавшие из России, прежде всего - из Северной Осетии. Далеко не всегда их решаются останавливать даже российские военные. Туда, где шли наиболее интенсивные бои, добровольцев старались не пускать, но на отвоеванных территориях они развернулись в полную силу.
    Грузинские села между Цхинвали и Гори (это около 30 километров) тоже сплошь разграблены. Корреспондент Газеты.Ru приводит красноречивую зарисовку: "Мы едем в Гори из Цхинвали на трех БТР мимо грузинских сел, где никого нет, кроме мародеров и голодной живности. Мародеров ненавидят и стреляют. У дороги уже несколько дней лежит труп мужчины в футболке, рядом выпотрошенный рюкзак и куча тряпок".
    Сам Гори, по свидетельству комиссии ООН, полностью разграблен. Его покинули почти все жители. Пока шла война, было вообще непонятно, кто контролирует город: грузинская сторона утверждала, что российские военные, российская сторона - что никто его не контролирует. Местная администрация сбежала, стоило российским войскам приблизиться к городу. 13 августа секретарь Совета национальной безопасности Грузии заявил, что в Гори "запустили казаков, которые грабят дома и магазины". Казаки действительно были в первых рядах, когда добровольцы из России собирались в Южную Осетию, однако никакие другие источники не подтверждают, что они заходили в Гори. Как рассказали местные жители Газете.Ru, в городе побывали, в частности, бойцы чеченского батальона "Восток" Сулима Ямадаева. В Цхинвали они возвращались на "трофейных" внедорожниках Land Rover.
    Лишь 14 августа в Гори вернулась местная администрация, и ей стали возвращать контроль над городом. Впрочем, российские военные по-прежнему контролировали основные магистрали вокруг города, охраняли брошенные военные склады (некоторые из них сжигали, чтобы оружие и боеприпасы не растащили). Российский военный по имени Валера рассказал корреспонденту "Коммерсанта", что на грузинской базе в Гори "два банкомата раздолбали и 22 тысячи лари (около 16 тысяч долларов) крестьянам раздали".
    Части российской 58-й армии под командованием генерала Вячеслава Борисова (именно он руководил операцией против Грузии после того, как 9 августа был ранен командующий 58-й армией генерал Анатолий Хрулев) продолжали "наводить порядок" в Гори и после того, как было объявлено о завершении "операции по принуждению к миру". Как пишет "Коммерсант", вечером 14 августа солдатам пришлось отбивать у "непонятных людей в потрепанном камуфляже" джипы, принадлежащие журналистам.
    Но и российской армии не удается поддержать имидж "силы порядка" в раздираемом хаосом регионе. По сообщениям грузинских СМИ, солдаты тоже не гнушаются мародерств. Многие журналисты (не только грузинские) видели российских военнослужащих в форме натовского образца, явно "позаимствованной" с грузинских армейских складов. Хотя о боеспособности грузинской армии, а также о качестве ее вооружения, соответствующего натовским стандартам, российские военные отзываются в основном презрительно, их форма, по общему признанию, удобнее и легче. А в Грузии вот уже который день не спадает 30-градусная жара.
    В Южной Осетии обвинения в мародерстве уже стали средством политической борьбы, что, с поправкой на местный колорит и на обстоятельства военного времени, фактически означает банальные разборки. Неэффективная борьба с мародерством стала одной из причин отставки южноосетинского правительства. С другой стороны, поведение самого Кокойты во время войны (он в первый же день сбежал из Цхинвали в относительно безопасную Джаву) подорвало его авторитет в республике. Поддерживать его пока удается репрессиями.
    "Большие" участники конфликта тоже разыгрывают "мародерскую" карту в политическом противостоянии. 17 августа Министерство обороны России заявило, что Грузия готовит провокацию: людей славянской внешности оденут в российскую военную форму, запустят в Гори, и они станут там бесчинствовать, мародерствовать и издеваться над местными жителями. Министерство иностранных Грузии, само собой, гневно опровергло эти утверждения, заявив, что провокации выгодны скорее России, которая с их помощью сможет оправдать дальнейшее присутствие своих войск в Гори.
    Корреспонденты, находящиеся на месте событий, единодушно признают: мародеры ведут себя нагло, фактически именно они стали хозяевами в большей части зоны конфликта. Более или менее умеряет их пыл только наличие в зоне прямой видимости российского военного начальства. Журналистов, которые пытаются заснять сцены грабежа, прогоняют под угрозой расправы. Скоро ли все дограбят - неясно. А пока этого не случится, рассчитывать на хоть какую-нибудь стабилизацию в регионе не приходится.
    Мародерство - это военное преступление международного характера: похищение на поле сражения вещей, находящихся при убитых и раненых, а также ограбление жителей неприятельской территории. Гаагская конвенция 1907 года и Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года запрещают мародерство, за исключением тех случаев, когда оно "совершенно необходимо". Уголовный кодекс Грузии (статья 413) предусматривает до двадцати лет лишения свободы за мародерство. В Уголовном кодексе России статьи "мародерство" нет. Но зачастую во время войны мародеров судят "по законам военного времени", то есть расстреливают на месте преступления без суда и следствия. Захват неприятельского оружия, снаряжения и военных документов не подпадает под определение мародерства - это все считается трофеями.
    Autor: lenta.ru Валерий Панфилов
  • Самое читаемое
«Вот раньше были продажи на Паэ! А теперь... остались одни заиньки»
Работа на рынке Паэ – не только бизнес, но и что-то вроде социальной миссии, говорят местные продавцы. Но выполнять ее приходится на грани рентабельности, признают старожилы торговой зоны.
Работа на рынке Паэ – не только бизнес, но и что-то вроде социальной миссии, говорят местные продавцы. Но выполнять ее приходится на грани рентабельности, признают старожилы торговой зоны.
Индрек Касела подал в отставку с поста руководителя PRFoods
Индрек Касела подал в отставку с поста руководителя производителя рыбной продукции PRFoods. Он также покинул правление дочерних компаний Saaremere Kala и Saare Kala Tootmine.
Индрек Касела подал в отставку с поста руководителя производителя рыбной продукции PRFoods. Он также покинул правление дочерних компаний Saaremere Kala и Saare Kala Tootmine.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.