Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Кто осмелится нажать на кнопку?

    События в Грузии для наших политиков и чиновников стали предлогом снова заговорить о возможном отключении каналов российского телевидения в Латвии.

    На прошлой неделе представитель Национального совета по радио и телевидению Даце Буцениеце заявила о том, что существует теоретическая возможность отключения вещания в Латвии российских телеканалов. Высказывание Даце Буцениеце, от которого позже она пытается откреститься, заявляя, что ее слова интерпретировали неверно, все равно наделало много шума в медийной среде: Союз журналистов Латвии углядел попытку введения цензуры. Эксперты немедленно обозначили эту инициативу емким словом: «Абсурд!». Но сплетня уже пошла по кругу. Против российских каналов высказалась, например, экс-министр иностранных дел Сандра Калниете. Телезрители хотят знать, может ли узколобость некоторых власть имущих лишить нас любимых программ? Этот вопрос мы задали Олегу Солодову, председателю правления медиахолдинга Baltic Media Alliance (BMA).
    Первой разговоры о возможном отключении в Латвии российских телеканалов, любимых не только русскими, но и латышами, завела Даце Буцениеце. Эта дама является заместителем председателя Национального совета по радио и телевидению (НСРТ). Новостные агентства цитировали слова Буцениеце о том, что «в случае необходимости НСРТ может принять решение об отключении российских каналов».
    Неофициальная причина, по которой чиновники хотели бы нажать на кнопку отключения эфира, - это страх перед тем, что жители Латвии узнают точку зрения России, которая зачастую не совпадает с мнениями, навязываемыми нам из-за океана. Но законы Латвии позволяют вводить цензуру только на отдельные передачи, разжигающие межнациональную рознь, призывающие к войне. Подобного на российских каналах не наблюдалось. Поэтому сторонники отключения додумались, что проще обвинить Россию в нежелании ратифицировать Европейскую конвенцию надграничного вещания. Латвия эту конвенцию приняла в 1998 году, а россияне не спешат (между прочим, имеют право).
    Так можем ли мы остаться без российского телевидения? Председатель BMA Олег Солодов считает, что это маловероятно. Он надеется, что Латвия – более цивилизованная страна, чем Грузия, где сегодня действительно отключены не только телеканалы России, но и доступ в Рунет.
    За свои слова нужно отвечать!
    В медиахолдинг, возглавляемый Олегом Солодовым, в числе прочих входят популярные телеканалы - Первый Балтийский канал, РЕН ТВ Балтия, 1 Балтийский музыкальный. В Латвии, Литве и Эстонии потенциальная аудитория трех телеканалов BMA насчитывает 4 миллиона человек. Верить в то, что чиновники пойдут против интересов всех этих людей, как-то не получается.
    - История Первого Балтийского канала в Латвии началась в 1996 году, - рассказал «МК-Эстонии» Олег Солодов. – Двенадцать лет нас постоянно грозились отключить. С такими ситуациями мы сталкиваемся приблизительно раз в два года (как правило, осенью). Не думаю, что причиной этому только политические спекуляции. Разговоры о запрете российского телевидения в Латвии вызваны совокупностью обстоятельств. Конкурентам выгодно закрытие наших каналов, держащих большую долю рекламного рынка в Латвии. Политики же усиленно делают себе имя на подобных заявлениях. Поэтому из очередного скандала я не стал бы делать трагедию. За двенадцать лет у нас выработался иммунитет.
    - Выходит, на такие заявления нужно закрывать глаза, чтобы лишний раз не рекламировать политиков-националистов?
    - Не совсем так. Косвенно такие люди наносят урон имиджу нашей компании. Партнеры, работающие с нами много лет, не относятся к нападкам серьезно. Но новые клиенты могут усомниться в нашей стабильности. Поэтому мы обязательно дадим оценку высказываниям Даце Буцениеце. Законы Латвии пока не предусматривают для чиновников ответственности за громкие, но пустые фразы, однако мы не исключаем возможности обращения в суд.
    Эстонии хватило на три дня
    - Как считаете, можно ли запретить российское телевидение в Латвии? Хотя бы теоретически?
    - Чтобы поставить в этом вопросе жирную точку, давайте смоделируем такую ситуацию. Национальный совет по радио и телевидению, которому напрямую подчиняются только государственные вещательные организации, не может приказать операторам кабельных сетей: «Ребята, закрывайте-ка эти каналы, потому что мы так хотим!» Это будет незаконно. В Конституции Латвии есть статьи, которые противоречат таким запретам. НСРТ может только РЕКОМЕНДОВАТЬ операторам не продлевать договора с каналами определенных стран. И все.
    - Получается, что решение о нажатии кнопки в действительности принимают операторы кабельных сетей?
    - Это так. Кнопка находится у них. Но вспомним ситуацию, которая наблюдалась в 2002 году в Эстонии. Тогда два крупных оператора, обслуживавшие 85 процентов рынка, договорились отключить российское телевидение до тех пор, пока право на вещание каналов не будет предоставлено им бесплатно. Но сейчас нигде в мире нет бесплатного телевидения! Поэтому у них ничего не получилось. Российское телевидение было отключено 1 января, но в Эстонии поднялся такой шум, что через три дня каналы пришлось телезрителям вернуть. Люди не хотят смотреть телевидение на немецком языке, им нужны привычные передачи. Если говорить про Латвию, то у нас нет картелей операторов кабельного телевидения, на рынке услуги существует острая конкуренция. Конкуренция же делает отключение любого популярного канала невозможным, потому что фирма потеряет клиентов, они перебегут к другому оператору. К тому же, многие компании предлагают спутниковое телевидение, которое запретить нельзя. Зрители просто поставят «тарелки» и декодеры и продолжат смотреть Первый канал.
    Российские СМИ будут развиваться
    - Предположим, что правительство Латвии все-таки усмотрит в эфире каналов России пропаганду и решительно запретит трансляцию по примеру Грузии и Украины. Какими будут ваши действия?
    - Во-первых, на мой взгляд, нет ничего плохого в так называемой пропаганде, которую Россия ведет в телеэфире. Это пропаганда укрепления государства и семьи, здорового образа жизни. Латвия тоже должна иметь телевидение, которое побуждало бы нас гордиться своей страной. На данный момент ничего подобного я не вижу. Никакой пропаганды. И гордиться нам можно только самыми высокими показателями инфляции в Европе. Но если правительство Латвии примет решение отключить наши каналы, думаю, коммерческие кабельные сети первыми подадут в суд, отстаивая интересы своих клиентов. Поймите, в наш век такое отключение бессмысленно! В том же интернете программу «Вести» можно смотреть в полном объеме 24 часа в сутки. Тогда в Латвии нужно запретить Рунет. И прессу. И телефоны, потому что через них также можно отправлять сообщения, не совпадающие с официальным мнением властей. Украина решила запретить российское телевидение, и что получилось? В стране зреют перевыборы. Тимошенко и Янукович могут создать новое правительство, при котором все на Украине будет совсем по-другому.
    - Каковы планы вашего холдинга в новом вещательном сезоне?
    - Холдинг Baltic Media Alliance совсем молодой. Он был создан в 2007 году, чтобы объединить русскоязычные медиа Балтии в мощную структуру с единой стратегией и тактикой развития. В дальнейшем мы планируем развивать деятельность, инвестируя в программинг наших телеканалов и создавая новые инновационные медиа. Например, активно задействуем интернет и уже осенью запускаем в сети новый инновационный проект. Телевидение также интегрируется в интернет. Как только будут решены связанные с этим правовые вопросы, любой ТВ-канал можно будет видеть как по телевизору, так и на мониторе компьютера или на экране своего мобильного телефона. Поэтому разговоры об отключении телеканалов в наше время абсурдны. Противникам глобальных средств массовой информации проще самим закрыться в пещере. В Латвии много свободных пещер...
    Кто поднимет руку на российское телевидение?
    Председатель союза журналистов Латвии, Юрис Пайдерс:
    - Больше всего меня в этой ситуации удивляет молчание правозащитников, которые буквально год назад ратовали за запрет цензуры. Напомню, год назад на государственном телевидении был случай цензуры – с эфира сняли фильм «Система Путина». (фильм обвиняет Путина в тоталитарных методах - прим. Авт.) Тогда было столько пламенных высказываний о недопустимости цензуры, столько красивых слов о свободе слова, такие красивые жесты... Тогдашний директор телеканала подал в отставку из-за нарушений принципов свободного информационного обмена. И что же мы видим сейчас? Глухое молчание тогдашних борцов с цензурой. Это свидетельствует о том, что принципы свободного информационного обмена для этих людей не святыня, а всего лишь инструмент борьбы. С моей точки зрения, любая политическая цензура - это грубое нарушение принципов демократии и становление на путь тоталитаризма. Ко всему прочему, мне абсолютно непонятно, как эти господа хотят достигнуть такой цензуры технически? Запретить кабельным сетям ретранслировать Россию? Или пойти дальше и глушить российские спутники? Я еще понимаю, когда на такой шаг идут во время войны. Но в мирное время демократическая страна такого просто не делает.
    Гунта Лидака, директор Латвийской ассоциации вещательных организаций:
    - Это чистой воды политика! Калниете просто делает громкое заявление, чтобы поднять рейтинг своей малопопулярной партии. С точки зрения технологии политики - это хороший шаг. Но с точки зрения экономики – это полный абсурд. Плюс ко всему, предлагая подобное, Калниете делает то же самое, за что ранее критиковала Кремль – пытается ввести политическую цензуру. Но если Кремль, меняя руководство НТВ, политическими методами решал экономические вопросы, то здесь политика ради политики, без какой бы то ни было оглядки на экономические последствия.
    Абрам Клецкин, Директор национального совета по радио и телевидению:
    - Сандра Калниете - свободный человек в свободной стране. Она может говорить все, что ей заблагорассудится. Что касается совета, который я возглавляю, в наши полномочия ни коим образом не входят решения таких вопросов. Мы не можем отменить трансляцию любых иностранных каналов. Когда мою коллегу по совету Даце Буценеце, спросили, существует ли такая юридическая возможность, то она ответила утвердительно. Юридически такая возможность есть. Но такие решения - полномочия верховного суда или сейма, но никак не нашего совета. Лично я полагаю, что это не нужно и малореально. Чисто теоретически, если смогла Грузия как-то отключить от своей территории Россию, то можем и мы. Но разница все-таки существенная – Между Грузией и Россией была война, а у нас - мир. Ко всему прочему я не верю, что информационная блокада Грузии, осуществляемая ее правительством, продержится долго. Просто потому, что в наше время длительная информационная блокада невозможна.
    Андрис Экис, директор телеканала ЛНТ:
    - В нашу эпоху информационный обмен остановить невозможно. Как не запрещай информацию, люди все равно найдут возможность ее найти. Информация очень доступна. Ко всему прочему Латвия никогда не будет зависимой от других стран, и поэтому русскоязычная телеаудитория имеет право на доступ к русским каналам и каналам на русском языке. Результаты ЛНТ доказывают, что русские сериалы популярны не только среди русской, но и среди латышской аудитории. А что касается реальности запрета на трансляцию, то здесь можно сказать только одно – язык как оружие используют только демагоги.
    Autor: МК-Эстония Маргита СПРАНЦМАНЕ
  • Самое читаемое
«Вот раньше были продажи на Паэ! А теперь... остались одни заиньки»
Работа на рынке Паэ – не только бизнес, но и что-то вроде социальной миссии, говорят местные продавцы. Но выполнять ее приходится на грани рентабельности, признают старожилы торговой зоны.
Работа на рынке Паэ – не только бизнес, но и что-то вроде социальной миссии, говорят местные продавцы. Но выполнять ее приходится на грани рентабельности, признают старожилы торговой зоны.
Прибыль Coop Pank в первом квартале снизилась Утверждены рекордные дивиденды
В первом квартале Coop Pank заработал чистую прибыль в размере 9,2 млн евро. По словам члена совета банка, процентные доходы и расходы достигли своего пика.
В первом квартале Coop Pank заработал чистую прибыль в размере 9,2 млн евро. По словам члена совета банка, процентные доходы и расходы достигли своего пика.
Эксперт: банки ожидают резкого роста цен на медь
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.