Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Admiral Markets: Полсону пора взять выходной

    Не знаю, чем планирует заниматься Генри Полсон, министр финансов в США, на этих выходных. Возможно, наблюдать за птицами. Если так, хотелось бы, чтобы он не отвлекался от этого занятия.

    Г-н Полсон заядлый орнитолог, но помимо этого, он еще и горячий поклонник интервенций на финансовых рынках, берущий работу на дом. При этом в последнее время его работа сверхурочно, по выходным, дорого обходится налогоплательщикам США. В марте результатом такого труда стала спасительная кредитная линия того, чтобы передать инвестиционный банк Bear Stearns в добрые руки JPMorgan Chase. В прошлые выходные им стало спасение Fannie Mae и Freddie Mac, квази-государственных ипотечных кредиторов, которое может обойтись американскому правительство ни много ни мало в 200 млрд. долларов.
    Еще только четверг, а многие уже готовятся к тому, что заслуженный отдых в конце недели снова придется отложить до лучших времен. Во-первых, это Lehman Brothers, акции которого резко упали после неудачных переговоров с Корейским банком развития относительно вливания капиталов, направленного на компенсацию убытков от ипотечных бумаг. В среду банк сообщил о своих убытках в размере 3.9 млрд. долларов, а также озвучил свой план продажи доли в подразделении управления фондами. Затем, региональные банки США, на руках у которых привилегированные акции Fannie и Freddie, рухнувшие в цене по вине г-на Полсона. Они столкнулись с собственным финансовым кризисом, при этом Тони Джеймс, президент частной акционерной группы Blackstone, на этой неделе выступил с мрачным прогнозом "массовых дефолтов".
    Помимо банка, в их числе производители автомобилей из Детройта, которые уговорили Конгресс выдать им льготные кредиты на сумму 25 млрд. долларов. Это намного больше суммы, потраченной в 1980 на спасение Chrysler, но они все равно хотят еще удвоить сумму, при этом оба кандидата на пост президента, и Барак Обама, и Джон МакКейн, малодушно согласились. В год выборов ни одна партия не рискует ставить финансовую дисциплину выше политики и необходимости заполучить как можно больше американских избирателей и иностранных инвесторов. Правительство США много говорило о риске недобросовестности, о том, что оно не намерено спасать все нерадивые компании, однако, на поверку, оказалось мягкотелым. В конце концов, кто-то должен сказать решительное "нет" всем, пытающимся взгромоздить свои собственные убытки на дефицит бюджета страны, который уже в следующем году может достичь $440 млрд. И этим волевым, смелым человеком должен стать г-н Полсон, возглавлявший Goldman Sachs до периода охлаждения.
    Заверения рейтинговых агентств о том, что спасение Fannie и Freddie никак не отразится на суверенном рейтинге компании, который сейчас обозначается троекратным "А", мало помогли. Когда людей уверяют, что все хорошо, что беспокоиться не о чем, они начинают что-то подозревать. Рейтинг поддерживал статус доллара, как резервной валюты в течение почти всего прошлого века. Однако, во вторник стоимость страхования ГКО против дефолта правительства США взлетела до рекордных высот. На самом деле, сама по себе интервенция в дела Fannie и Freddie не представляет серьезных финансовых рисков для США. По оценкам Standard Poor, при наихудшем развитии событий, убытки составят 325 млрд. долларов, или 2.5% от валового внутреннего продукта США - это меньше трети той суммы, с которой осталась Япония в период банковского кризиса в 1990-х. "Это крупнейшая финансовая интервенция не только в истории США, но и любой другой страны. Однако плата за нее вполне приемлема", - считает Джон Чеймберс, аналитик S P.
    Гораздо важнее возникающий прецедент. Г-н Полсон заявил в воскресенье о том, что Fannie и Freddie - это уникальные компании, требующие особого подхода. Один аналитик назвал это намеком для Lehman, чтобы банк не рассчитывал на деньги Капитолийского холма. Если это так, будем надеяться, что г-н Полсон проявит последовательность в своих словах и действиях. Lehman, как и любой другой крупный инвестиционный банк, может получить краткосрочное финансирование в ФРС, если у него нет другого выхода - эта гарантия появилась после поглощения Bear Stearns. Это поможет предотвратить наплыв требований о выплатах в банк, и это единственная помощь, которую могут оказать ФРС или Минфин. Г-н Полсон или Тим Гейтнер, председатель ФРС в Нью-Йорке, могут надавить на банки или инвесторов с толстыми карманами, чтобы те помогли Lehman, но они не должны давать деньги самостоятельно, от своего имени.
    Реальность такова, что Lehman, как General Motors и Ford, сами увязли в проблемах и сами должны их решить. Дик Флад, вспыльчивый и упрямы председатель и главный исполнительный директор Lehman, отказался от предложений, оценивавших банк ниже балансовой стоимости. Его гордость сыграла с Lehman злую шутку. Между тем, региональные банки также никто не заставлял инвестировать в привилегированные акции Fannie и Freddie. Им должно было быть известно, что высокие дивиденды возможны только при высоких рисках потерять свои инвестиции, если компании пойдут по миру. Кажется, эти прописные истины известны каждому банкиру. В обычные времена, конечно, никому и в голову не придет, что такие, предположительно, опытные финансовые учреждения, пойдут с протянутой рукой к налогоплательщикам. Но сейчас не обычные времена, и страх г-на Полсона перед хаосом вынудил его защищаться.
    Но сейчас пришло время оставить позиции. ФРС и правительства должны были встать за Bear Stearns и предотвратить обвал доллара, взяв на себя ответственность за обещания, которые Fannie и Freddie раздали иностранным инвесторам. Но за игры с балансом государства приходится платить. Возможно, сейчас идея о том, что США могут потерять свою троекратную "А", принадлежащую им еще до слияния Standard с Poor’s в 1941 году, звучит нелепо. Но все случается. Полномасштабная рецессия и спасение банковской системы истощат государственные финансы до предела. На какое-то время Япония потеряла рейтинг ААА, то же самое происходило и с Данией, Финляндией, Швецией, во время скандинавского банковского кризиса. Г-н Полсон старался поддержать доллар и доверие, но бесконечные интервенции окажут прямо противоположный эффект. Если он возьмет выходной и даст событиям разворачиваться самостоятельно, возможно, все увидят, что Fannie и Freddie действительно уникальные, и что правительство не потеряло самообладание. Бездействие будет лучше всяких слов.
    Admiral Markets по материалам The Financial Time
    Autor: Admiral Markets
  • Самое читаемое
Пять технологических акций, которые обещают богатство даже при малых инвестициях
Аналитики знают пять технологических компаний, акции которых дают инвесторам надежду разбогатеть даже с меньшим, чем обычно, начальным капиталом.
Аналитики знают пять технологических компаний, акции которых дают инвесторам надежду разбогатеть даже с меньшим, чем обычно, начальным капиталом.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.