Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Экономика США: опять вперед, по замкнутому кругу

    Несмотря на резкий рост безработицы, уровень занятости США пока остается относительно высоким. Это успокаивает тех, кто верит в возможность избежать экономического спада.

    Дело вот в чем: незначительное сокращение уровня занятости означает, что доходы и, следовательно, расходы потребителей не изменятся в худшую сторону. Однако не стоит расслабляться: падение экономической активности неминуемо потянет за собой и рынок труда. На самом деле, как минимум две "устрашающих палки о двух концах" могут превратить плавное снижение в крутой штопор.
    Во-первых, ослабление на рынке жилья может перейти на потребительские и капитальные расходы, что спровоцирует снижение объема экспорта и дальнейшее падение уровня занятости, которое, в свою очередь, приведет к усилению давления на доходы, потребителей и их кредиторов. Второй порочный круг идет от ужесточения кредитных условий до ослабления экономики и снижения кредитоспособности, что, соответственно, снижает желание выдавать кредиты. Эти два заколдованных круга толкают экономику к краю пропасти. Таким образом, сейчас следует думать не о вероятности спада, а о том, насколько глубоким и продолжительным он окажется. В этой ситуации, действия, подобные предложенному Акту 2008 года о чрезвычайной экономической стабилизации (Emergency Economic Stabilization Act of 2008 (EESA)), могут уменьшить, но не исключить риски снижения, связанные с упомянутыми факторами. На самом деле, суть так называемого плана освобождения от проблемных активов (Troubled Asset Relief Plan) заключается во вливании капитала в финансовую систему для ослабления кредитного кризиса. Конечно, возникают юридические вопросы реализации подобного плана, который подразумевает довольно агрессивные действия. Но, возможно, сочетание слабой экономики и парализованных финансовых рынков заставит законодательную власть пересмотреть план. Однако теперь, когда план принят, политики и инвесторы могут обратить свое внимание на проблемы внутренней и внешней экономики, и обратиться к мировой политике в поисках их решений.
    Расхождение между данными по занятости и безработице . Безусловно, если верить платежным ведомостям, то уровень занятости почти не изменился. Количество рабочих мест за август сократилось всего на 0,4% или на 605 000 от предполагаемого циклического максимума, достигнутого в декабре прошлого года. Для сравнения, в период спадов 1990-91 и 2001 годов уровень занятости по платежным ведомостям за восемь месяцев упал на 1,3%, а в первые восемь месяцев шести предыдущих спадов - в среднем на 1,7%. Рассчитываемый иным образом уровень безработицы, напротив, вырос в соответствии с динамикой последних шести спадов, а именно, на 1,4% только за последний год.
    Безусловно, большая часть недавнего роста уровня безработицы, скорее всего, связана с увеличением количества людей, находящихся в поиске работы, однако, это наводит на мысль о том, что экономика и рынки труда в действительности могут быть намного слабее, чем показывают данные по ВВП и уровню занятости по платежным ведомостям. Изменение практических методов. В самом деле, предыдущие методы оценки, связывающие изменения уровня безработицы и экономический рост, указывают на то, что экономика за последний год должна была снизиться примерно на полпроцента, в то время как по нашим расчетам она выросла приблизительно на ?%. Наиболее известным методом является правило Окуна, которое эмпирическим путем устанавливает обратную зависимость между ростом и уровнем безработицы. Экономист Артур Окун пытался опытным путем привести устойчивый или потенциальный рост экономики к уровню безработицы в 4%, который считался соответствующим ?полной занятости?. Экономисты зачастую истолковывают эту закономерность в противоположном смысле, определяя, насколько может вырасти уровень безработицы в период спада.
    По расчетам за последние 60 лет, исходя из этого правила, можно предположить, что экономика может ежегодно расти приблизительно на 3,4% без изменения уровня безработицы; рост ниже этого значения должен вызывать увеличение уровня безработицы. Исходя из наших текущих расчетов сокращения ВВП примерно на полпроцента в настоящем квартале, эта зависимость означает, что уровень безработицы сейчас должен составлять приблизительно 5,6%, в сравнении с фактическим значением 6,1%. Иначе говоря, рост уровня безработицы свидетельствует либо о большем ослаблении экономики, чем признается официальными данными, либо о значительном изменении зависимости, либо и о том и о другом. Конечно, пересмотры официальных данных в сторону понижения будут свидетельствовать о более значительном ослаблении экономики, однако основной причиной этого несоответствия является то, что зависимость в правиле Окуна с течением времени изменилась. По всей видимости, изменилась сама зависимость между безработицей и экономикой за последние два десятилетия.
    Этому способствовали четыре фактора. Во-первых, беспрецедентный порядок приема на работу в американских корпорациях в первые три года текущей экспансии скорректировал излишки найма, возникшие в годы появления мыльных пузырей. Чтобы выявить эти излишки понадобилась небольшая рецессия 2001 года, а медленное восстановление продлило процесс нормализации и заставило компании воздержаться от найма новых сотрудников до наступления полного выздоровления. Важно то, что это медленное возрождение, возможно, изменило динамику отношений между занятостью и экономикой, увеличив традиционный разрыв между восстановлением объемов производства и возобновлением найма рабочей силы.
    Следовательно, уровень занятости по платежным ведомостям после 36 месяцев экспансии был чуть выше циклического минимума, в сравнении с типичным 9-процентным увеличением в периоды последних экспансий и 4,3-процентным ростом в период ?восстановления уровня безработицы? в начале 90-х гг. В результате, среднегодовой рост производительности составил 3.6%. Рост уровня занятости в следующие три года заметно оживился - с нуля до 1.5% в год. Это улучшение, как ни странно, спровоцировало разговоры о неточности данных, а также опасения долговременного сокращения роста производительности, которые оказались безосновательными. Суммируя эти два миницикла, можно сказать, что экспансия занятости со времени спада 2001 года оставалась явно ниже среднего. Во-вторых, благодаря переходу к более стабильным сферам услуг, экономика и занятость стали менее цикличными. Уровень занятости в частном секторе услуг стабильно составлял 55% от общего уровня занятости по платежным ведомостям в частном секторе на протяжении большей части 50-х гг., хотя и начал расти к концу десятилетия. Спустя пятьдесят лет эта доля составляет 81,4%. Хотя многие индустрии услуг, например, авиалинии, оптовая и розничная торговля, информационные технологии и финансовые услуги, носят такой же цикличный характер, как и некоторые отрасли производства, здравоохранения, образования и организации досуга, составляющие вместе 35% рабочих мест в частном секторе услуг, они намного стабильнее.
    В-третьих, компании смогли добиться гибкости рабочей силы и сократить полную занятость, нанимая временных сотрудников или на неполный рабочий день. Быстрый рост отчислений на соцобеспечение сделал полную занятость менее привлекательной и, возможно, усилил тенденцию к понижению количества рабочих мест на производстве. В-четвертых, более открытая, зависимая от остального мира экономика, а также аутсорсинг и оффшоринг, как ее непременные составляющие, изменила динамику внутреннего найма рабочей силы. Прямое воздействия оффшоринга на занятость в США составляет примерно полпроцента. Что же касается косвенного воздействия, которое стимулируется непрерывным образованием глобальных каналов поставок, способствующих перераспределению производительности и занятости во всем мире, то оно, вероятно, имеет большую значимость. И, наконец, долгосрочная зависимость между безработицей и экономикой, возможно, и далее будет изменяться поскольку стареющее и медленно растущее население снижает процент участия в рабочей силе. Вывод: несмотря на пока еще умеренное снижение уровня занятости по платежным ведомостям, замедление экономического роста, влекущее за собой снижение доходов и рост безработицы, может все изменить.
    Однако изменение зависимости между уровнем занятости и ВВП с течением времени, включая увеличение традиционного разрыва между экономическим спадом и снижением темпов найма рабочей силы, затрудняет построение параллелей. Возможно, сложившийся в последние годы порядок приема на работу ограничит масштабы ожидаемого снижения уровня занятости по платежным ведомостям. Назад, к монетарной политике? В свете обозначенных обстоятельств, кредитно-денежные меры, направленные на разрыв порочных связей, крайне важны для определения того, насколько глубоким и продолжительным будет этот экономический спад. Предложенный Акт о чрезвычайной экономической стабилизации (EESA), вероятно, смягчит кредитный кризис, частично заменив дальнейшее монетарное ослабление.
    Admiral Markets со ссылкой на Morgan Stanley
    Autor: Admiral Markets
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.