Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Бизнес, на который смотрят свысока

    Сегодня на пятничный кофе в dv.ee пришла Татьяна Иванушкина, директор фирмы по уборке помещений Tavo Puhastus OU.

    Что предлагает ваша фирма?
    Мы занимаемся уборкой помещений – квартир, частных домов, производственных площадей, крупных магазинов, таких как Ehitus ABC.
    Как получилось, что вы выбрали именно это направление в бизнесе?
    В принципе, я никогда не думала, что у меня будет собственный бизнес, а, тем более, что он будет связан с уборкой помещений.
    По образованию я товаровед, работала долгое время в торговле. Когда третий ребенок пошел в первый класс, муж предложил мне оставить работу и посвятить себя семье. Шесть лет я была домохозяйкой. В какой-то момент решила, что больше нет никаких сил сидеть дома, заниматься только хозяйством. Поняла, что хочу работать. И мне было абсолютно все равно кем, лишь бы работать, зарабатывать свои собственные средства и вернуться к женской независимости.
    На тот момент меня смогли взять в крупную фирму по уборке помещений SOL, на должность уборщицы. Меня устраивал более ли менее свободный график работы, тем более, что шесть лет перерыва в работе дали о себе знать, эстонским недостаточно владела.
    Очень тяжело было преодолеть психологический барьер. Меня поставили работать в огромный пошивочный цех на фабрику Klеmenti. Сначала мы работали втроем, справлялись. Через какое-то время уволили одну уборщицу. Работы прибавилось, а зарплата нет. Через год я уволилась.
    Решила пойти работать в фирму поменьше, где к людям, как мне казалось, отношение другое. Но на практике получилось, что везде есть свои плюсы и свои минусы. На втором месте работы я проработала два года. Начальник наш не справлялся с оплатой труда работникам. В конце концов, не получив зарплату за несколько месяцев, я и оттуда уволилась. Поступила на должность помощника директора еще одной небольшой частной компании по уборке помещений.
    Стала узнавать все больше информации об этом бизнесе. Знакомилась с партнерами, существующей конкуренцией, заказчиками, структурой рынка. Следила за проделанной работой, работниками, занималась закупками расходных материалов, необходимой техники. В общем, все узнавала изнутри. Работала по 12-14 часов в сутки. Благо, что дети к тому моменту уже выросли.
    Почти два года проработала на должности помощницы. К сожалению, у хозяина начались проблемы и нам пришлось расстаться. Несмотря на то, что моей вины здесь нет, но расстались мы не в очень хороших отношениях. Опять же мы месяцами не получали зарплату, с клиентами были нарушены отношения. В итоге, фирма развалилась. У меня даже был нервный срыв после увольнения.
    Тем не менее, общаясь с заказчиками, не раз слышала от них совет открыть мне собственную фирму, с которой они могли бы работать, так как доверяли моему опыту и ответственности. Недолго думая, я открыла FIE. С заказчиками, работниками мы оформили новые договора.
    Я иногда говорю, что мой бизнес достался мне по наследству! И я смогла его не только не растерять, но и приумножить.
    Как давно работает ваша фирма?
    В сентябре было четыре года. Из них год как FIE, три – как OU.
    Большой ли у вас штат?
    Сейчас у меня тоже есть помощница, - моя правая рука, с которой мы уже несколько лет вместе. Она решает очень много рабочих вопросов – общается с клиентами, работниками, партнерами. Все в ее руках координируется и согласовывается со мной. Вообще, очень сложно найти не занятого человека, готового в любую минуту сорваться из дома и поехать решать проблемы фирмы. Мы не круглосуточно работаем, но все же.
    Также у нас свой бухгалтер и двадцать пять человек обслуживающего персонала.
    У вас работают на объектах только женщины?
    Нет. Дворники у нас мужчины. Есть еще молодые люди, моющие в магазинах машины после рабочего дня. Один из них пришел к нам еще, когда учился в школе, для подработки по вечерам. До сих пор работает, параллельно получая образование уже в качестве студента.
    Чем выгоднее нанимать фирму по уборке помещения, а не нанимать специального человека в штат?
    С фирмой заказчик заключает договор, где оговариваются все требования клиента к нам, как исполнителям. Мы выставляем счет, они оплачивают и больше ни о чем не думают. Если у них будут претензии, то они звонят нам, и уже мы, а не они разбираемся с персоналом и с тем, как улучшить качество работы, найти нужные химикаты, если, к примеру, заказчику не нравится запах предыдущих.
    Если уборщица в штате, то в ее отсутствие – заболела ли она или ушла в отпуск, - фирме нужно искать замену, привыкать к новой, временной, работнице. А в случае работы с нами у них нет подобных проблем. Они общаются со мной, как с начальником или с помощницей. И мы уже все решим.
    Сложно ли подобрать персонал?
    Непросто. Мы даем объявление в газету, звонят многие. Назначаю встречу 5-6 людям, как правило, на том объекте, где они будут работать. Каждому свое время с разницей в 15 минут. В итоге приходят один-два человека. Выбор уже невелик.
    Благодаря полученному опыту я уже даже на вид могу определить, ответственный ли человек устраивается на работу, хочет он работать или просто так пришел, пьющий или нет.
    У нас бывали случаи, когда нашу репутацию пытались подорвать работники. Я стараюсь на работу в конторы, в кабинеты начальников не брать человека, которого не знаю, которому не доверяю. Чтобы потом мне не пришлось отвечать за его ошибки.
    Какой контингент людей идет работать в уборщики?
    Разный. Все зависит от требований фирмы к кандидатам. У нас есть как молодые, так и в возрасте люди. Без образования и с двумя высшими.
    Чем они мотивированы?
    Почти всегда свободным графиком работы. Взрослые люди, чаще всего, подрабатывают подобным образом. Молодежь не любит работать. Прогуливают, халтурят.
    Отношение людей к профессии «уборщица» изменилось в виду того, что они теперь работники фирм, имеют сертификаты?
    Не думаю. Смотрю на происходящее, и все-таки смотрят на уборщиц свысока. Между собой работники не всегда могут найти общий язык. Умудряются ссориться, не общаться.
    Какие трудности вас, как руководителя, застали на первой стадии развития бизнеса?
    Во-первых, конечно же, капитал. Необходимо было закупить технику, расходные материалы. Спасибо мужу за помощь мне на том этапе. Также нужно было получить разрешения на определенный вид деятельности. Пройти курсы по технике безопасности и получить соответствующие документы.
    Не знала, что как FIE, должна с каждым работником, заключая договор, пойти в Инспекцию по труду и зафиксировать у них данный факт, оставив им одну из трех копий договора. Все это мне нужно было узнать, изучить, сделать. Около года я занималась изучением всех нюансов.
    Бывали случаи, когда приходилось выходить нам с помощницей работать за кого-то из наших работников. Я же не могу, чтобы было не убрано. Со всеми же заключены договора.
    Насколько ощутима разница между работой уборщицы и руководителя фирмы?
    Я не жалею, что прошла путь от низов до верха. Ведь я изнутри знаю бизнес, его механизм. Мне это только на руку.
    Как семья относится к такому скачку в вашей карьере?
    И муж, и дети стали еще больше уважать, ценить! Когда надо, помогут и финансово, и физически.
    Какова специфика бизнеса?
    Он делится на объекты. Мы убираем конторы, частные дома, квартиры, магазины. Второй сектор – фирмы, специализирующиеся на уборке объектов после строительства или ремонта. Заработать на подобных объектах проще. Но в условиях кризиса у фирм, занявших только это направление большие проблемы. Строительство затормозилось. Те, кто стараются совмещать направления, пока еще на плаву. Те же, кто нет, скорее всего, сокращают персонал, ведь для подобной уборки нужны специально обученные и свободные от постоянного графика люди.
    У нас есть партнеры, которые, не справляясь с количеством работы, передают нам объекты после ремонта, где мы убираем. Хотя, опять же из-за кризиса, у нас объем подобных подработок сократился.
    Сложно ли сейчас искать новые объекты?
    Пока нас находят сами заказчики. Сарафанное радио – лучшая реклама. Но вообще, люди стали сильно экономить. В частных домах хозяйки стали убирать сами. Уже не пользуются услугами фирм. Ведь одна уборка среднего дома стоит 500-600 крон за раз.
    А вы сами убираете свой дом или приглашаете уборщицу?
    Мы далеко живем от города, и вызвать уборщицу я не могу. Убираю сама, хотя очень хочется воспользоваться услугами специалиста.
    Какова специфика вашего бизнеса?
    Сейчас нужно проходить специальное сертифицирование. Обучаться на курсах, а затем преподать эти навыки своему персоналу.
    Существуют фирмы, занимающиеся организацией подобных курсов, где нас обучают тому, как правильно мыть полы, какими пользоваться средствами, как правильно отжимать тряпку, как мыть стекла. В общем, всему, что только может делать уборщица.
    Также необходимо пройти курс оказания первой медицинской помощи, получить сертификат. Ознакомиться с техникой безопасности.
    Как «уживаетесь» рядом с конкурентами? Какими средствами боретесь?
    Мы можем бороться только качеством работы, ответственностью к работе, заработанным именем.
    Сложно ли руководить собственной фирмой?
    Я заметила, что стала более жесткой в принятии решений, в поведении. Бизнес не любит неуверенных в себе людей. Теперь я могу резко высказывать свое мнение и настаивать на этом. Чтобы у людей не было соблазна использовать тебя, нужно вести себя жестче.
    Какие у вас планы на ближайшее будущее?
    Хотелось бы развить еще какое-нибудь направление в бизнесе. Мне очень хочется открыть авто мойку и собственный солярий-центр.
    На рынки других стран не планируете выходить?
    Мы пока нет. Но многие фирмы уже давно работают с другими странами. Наша рабочая сила дешевле для Финляндии, например, но по нашим меркам зарплаты там намного выше, чем у нас.
    Зачем вам бизнес?
    Для независимости.
    Какой могли бы дать совет начинающим бизнесменам?
    Надо хорошо подумать, чего хочешь. А главное, можешь ли достичь желаемого. Хватит ли сил.
    Autor: Людмида Вересинина
  • Самое читаемое
Японский рынок продолжает лихорадить: теперь падает иена
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Пенсионер недоволен планом правительства: политики слепо верят в чудеса экономики
Это, конечно, хорошо, что политики строят рабочие планы, ставят цели и мечтают о многом. Вот только чудес не бывает, пишет беспартийный пенсионер Аллан Аан о недавно представленном плане по удвоению экономики Эстонии.
Это, конечно, хорошо, что политики строят рабочие планы, ставят цели и мечтают о многом. Вот только чудес не бывает, пишет беспартийный пенсионер Аллан Аан о недавно представленном плане по удвоению экономики Эстонии.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.