Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Ющенко: в газовой войне проигравших нет

    Эксклюзивное интервью президента Украины Виктора Ющенко для изданий медиаконцерна Bonnier Business Press, в который входит и газета "Деловые ведомости".

    В чём причины того, что противоречия между Москвой и Киевом сегодня так усугубились? Насколько, по Вашему мнению, велика в политике роль личных отношений?
    Если говорить о причинах, которые привели к возникновению некоторых противоречий в украинско-российских отношениях, то их несколько. Хотя главной, на мой взгляд, стало желание России укрепить собственные позиции в мировом масштабе за счёт показательного «воспитания» своих соседей. За последние годы мы наблюдали множество сигналов, которые указывали на возможность подобного развития ситуации, но окончательная демонстрация перехода от слов к действиям состоялась прошлым летом, когда Россия решила начать военную интервенцию против Грузии.
    Другая видимая и очень важная причина состоит в том, что Украина и Россия избрали различные общественно-политические модели развития. И поэтому некоторые, абсолютно технические, вопросы взаимоотношений стали чрезмерно политизироваться нашими российскими коллегами. Это и вопрос согласования рыночной арендной платы за временное пребывание российского флота на территории Украины, и вопрос демаркации границ. Заодно малопродуктивные дискуссии стали разворачиваться вокруг исторических, культурных, языковых и других гуманитарных вопросов, очень важных для независимой и суверенной Украины.
    Почему так происходит и какова конечная цель данного сценария - вопрос, ответ на который мы получим рано или поздно. Но в любом случае, здесь трудно увидеть конструктивный подход в построении отношений между стратегическими партнёрами, какими оба государства себя считают.
    Что касается личных отношений между людьми, то они важны в любой сфере деятельности. Но, по моим убеждениям, личная дружба между высокими политиками возможна лишь тогда, когда она не вступает в противоречие с национальными приоритетами государств.
    Можно ли улучшить украинско-российские отношения? Какие шаги собирается делать Украина? И каких она ждёт от Москвы? Зачем Украине в НАТО? Ведь в России этот шаг воспринимают как недружественный.
    Украина дружелюбная страна, и наши двери всегда открыты для откровенного диалога. На протяжении всей истории независимой Украины мы стремимся к конструктивным отношениям со всеми иностранными государствами, в том числе и с Россией. Главное, чтобы эти отношения строились на основе взаимного уважения, равноправия и доброжелательности. Ведь Украина не выдвигает никаких требований или ультиматумов, посему вопрос улучшения отношений сегодня целиком и полностью в руках России.
    Со своей стороны, мы предлагаем нашим российским коллегам усилить прагматическую, деловую составляющую нашего сотрудничества. Экономика, торговля - всегда лучшие советчики, чем политика, особенно в вопросе возобновления утерянного доверия.
    Это правда, Украина стремится стать частью НАТО, как самой эффективной на сегодняшний день системы коллективной безопасности не только в Европе но и в мире в целом. Однако в очередной раз хочу подчеркнуть - Украина не представляет ни малейшей угрозы для Российской Федерации и не выстраивает свои отношения с иностранными партнёрами исходя из желания навредить интересам России, равно как и любой третьей стороне.
    Более того деятельность НАТО в последние десятилетия не несёт для Российской Федерации угрозы, которая могла бы даже частично оправдать столь резкую негативную реакцию наших российских партнёров относительно планов Украины стать членом альянса. Подобная реакция вызывает удивление ещё и потому, что до недавнего времени уровень сотрудничества России и НАТО являлся более интенсивным, чем отношения Украины и НАТО.
    Если у наших российских партнёров возникают какие-то вопросы, касающиеся определённых направлений внешней политики Украины, мы никогда не откажемся от их обсуждения. Единственное условие, выдвигаемое нашей страной, состоит в том, что подобный диалог должен быть равноправным и конструктивным, направленным на поиск взаимопонимания, а не подчёркивания разногласий.
    По результатам войны не всегда понятно, кто проиграл, а кто выиграл. Газовую войну можно отнести к категории именно таких – без победителей. Кто проиграл – в стратегическом плане – Европа, Украина или Россия? По Вашему мнению, влияет ли на отношения Украина-ЕС зависимость Евросоюза от украинского транзита газа? Как?
    Не думаю, что слова «проиграл» или «выиграл» уместно использовать в подобной ситуации. Ведь это же не игра на карте Европы, ибо страдают люди. И как любой конфликт, этот ознаменовался значительными потерями со всех сторон.
    Дабы подобное не происходило в будущем, сегодня задачей номер один для ответственных политиков является формирование и реализация программы действий, в которой для всех участников энергетического рынка будут определены единые подходы и правила поведения. При этом, естественно, речь идёт не только о газе, но и о нефти, электроэнергии, атомной энергетике.
    Решение этой сложной задачи – одна из главных составляющих активного сотрудничества между Украиной и ЕС. Но я ещё раз хочу подчеркнуть, что спекуляции на тему зависимости стран Евросоюза от транзитных возможностей Украины – это не наша переговорная тактика. Мы неоднократно подтверждали готовность Украины полностью выполнять свои обязательства по транзиту, более того, мы готовы наращивать объёмы транзита и планируем совместно с ЕС модернизировать нашу газотранспортную систему для выполнения таких задач.
    Украина заключила 10-летний контракт на покупку российского газа. Какие существуют гарантии того, что Украина сможет платить высокую цену за газ, и не возникнет новых перебоев в транзите газа в ЕС?
    Давайте сразу определимся, что высокая цена газа для Украины и перебои с поставками газа в страны ЕС - абсолютно не взаимосвязанные между собой определения. Если только Россия не остановит подачу газа, как это было сделано в начале января, то никаких проблем с транзитом через территорию Украины не возникнет. За это я готов поручиться.
    Что же касается подписанного контракта —-действительно, те параметры, которые туда заложены, даже по самым осторожным оценкам, несправедливы и невыгодны для нашей страны. Но как ответственное государство мы всегда выполняли свои обязательства, и будем выполнять их по данному контракту. Если же переговоры по пересмотру подписанных соглашений и будут проходить, то только в соответствии с теми механизмами, которые заложены в самих соглашениях.
    Прозвучали заявления российской стороны о том, что европейские потребители не получали газ из-за того, что Украина воровала его. Какие аргументы может привести Украина против такого утверждения?
    Простите, а почему мы должны оправдываться в том, чего не совершали? В цивилизованном обществе бремя доказательств всегда лежит на стороне обвинения. До сих пор никаких доказательств ни мы, ни Европа не обнаружили, и гарантирую, что их не удастся найти. Их просто не существует. Поэтому все заявления России о возможном судебном разбирательстве, арбитраже и т.д. – это искусный блеф. Кстати, это понимают не только в Украине.
    Не желая быть предвзятым, хочу напомнить, что миф о «воровстве» был полностью развенчан комиссаром Европейского Союза по вопросам энергетики Андрисом Пиебалгсом на пресс-конференции 20 января.
    Почему возник этот аттракцион под названием: «Мёрзни, мёрзни Европа»? Почему нельзя было заранее предотвратить проблему, а надо было дожидаться, чтобы миллионы людей оказались без тепла?
    Этот же вопрос мы задавали нашим российским коллегам ещё за несколько месяцев до январского кризиса, ибо видели, что переговоры затягивались под любыми предлогами и отнюдь не по вине Украины. Так сложилось, что Россия является на сегодняшний день монополистом по поставкам газа, и поэтому не считает нужным искать взаимовыгодный компромисс, а просто выдвигает требования по исполнению своих условий. Если к этому фактору приобщить очевидно предвзятое отношение к Украине, то нетрудно увидеть истоки возникших «газовых» проблем.
    Конечно, ситуацию можно было предотвратить. Но вот даже независимые эксперты сходятся на том, что Россия планировала подобное развитие событий с самого начала.
    Хочу напомнить, что украинская государственная компания «Нефтегаз Украины»» в полном объёме выполняла и продолжает выполнять свои обязательства. И это подтвердили представители Еврокомиссии, когда ознакомились не только с публичными заявлениями отдельных российских политиков, но и с соответствующими документами и показаниями приборов.
    Евросоюз планирует построить альтернативные газопроводы для транспортировки российского газа в обход Украины. Что Вы думаете об этих проектах? Как это решение повлияет на дальнейшую украинскую политику в вопросе транзита?
    Во-первых, украинская политика в сфере транзита энергоносителей является вполне определённой и не изменится, какие бы решения об альтернативных газопроводах не принимались. Украина была и будет надёжным "транзитёром".
    Также считаю необходимым напомнить, что в настоящий момент украинская газотранспортная система способна существенно увеличить объёмы прокачиваемого газа. Причём увеличить настолько, насколько потребуется Европе. В то же время наша газотранспортная система – одна из самых надёжных, а показатели потерь - на уровне мировых. Поэтому проекты, которые предлагаются для реализации Российской Федерацией, мы склонны рассматривать как политические, поскольку для них нет серьёзного экономического обоснования.
    После недавних «газовых» событий стало понятно, что Европа не улучшит положения, если будет и дальше усиливать собственную зависимость от одного поставщика энергоносителей. И, как мы видим, Россия стала использовать газ как фактор в построении своей геополитической модели. Надеюсь, что в Брюсселе заседают опытные экономисты, которые способны посчитать не только сиюминутный выигрыш, но и предвидеть рискованные тенденции для энергетической безопасности всей Европы.
    Способна ли Украина покрыть растущие потребности ЕС по газу в будущем? За счёт каких маршрутов Вы видите решение проблемы растущего потребления газа ЕС?
    Вопрос не совсем по адресу. Я уже сказал, что Украина способна прокачать любой объём газа, необходимый для европейских потребителей. Вопрос только в наличии газа. Надёжным на сегодняшний день источником газа являются страны Центральной и Средней Азии. Проблема же - в доставке, поскольку основная магистраль проходит через территорию России, а она в последнее время ведёт себя всё более непредсказуемо. Выходом из ситуации, среди прочих, мог бы стать проект «Белый поток», который способен решить проблему кардинальным образом. Думаю, что в свете последних событий Евросоюз должен быть заинтересован в возобновлении его разработки.
    Ищет ли Украина возможность снизить свою зависимость от российских нефти и газа? Рассматривается ли в перспективе вариант участия в проекте «Набукко»?
    Здесь мы видим два направления. Первое – существенное сокращение потребления энергоресурсов украинской национальной экономикой. То есть речь идёт о повсеместном внедрении энергосберегающих программ.
    Второе направление – это увеличение добычи собственных ресурсов и развитие альтернативних видов энергетики. Замечу, что наш потенциал ещё не исчерпан. Мы в начале пути по добыче углеводородов на шельфе Чёрного моря, также – по использованию шахтного метана, запасы которого весьма значительны в Украине. Есть и другие эффективные проекты, которые ждут своего часа. Возможна также поставка энергоресурсов из других регионов, в частности, Северной Африки и Ближнего Востока.
    Относительно участия Украины в реализации проекта «Набукко» - мы готовы принимать участие в его реализации, но вначале необходимо определить, на каких условиях. Каковы будут затраты по этому проекту, какая предусматривается его мощность и какая ожидается отдача – вот основные вопросы, на которые необходимо иметь ответы.
    Благодаря российским СМИ складывается ощущение, что экономическое положение Украины близко к катастрофе. Насколько это отвечает истине? Какова Ваша программа выхода из кризиса?
    К сожалению, сегодня объективность и независимость российских СМИ далека от принятых демократических стандартов. Мы все жили когда-то в СССР, поэтому нам знаком стиль советских партийных изданий, мы его можем легко идентифицировать. Почему поток информации об Украине в российских медиа искажён до неузнаваемости? Да потому, что таковы сегодня задания «партии и правительства».
    Безусловно, в условиях мирового кризиса в Украине, как и во многих других странах, действительно, сложилась непростая, напряжённая ситуация. Однако она отнюдь не катастрофическая и находится под контролем. Не обанкротились ни крупные предприятия, на финансовые учреждения.
    Вместе с тем нам нужны грамотные, оперативные и согласованные антикризисные действия всех ветвей власти. Не углубляясь в детали, скажу, что для улучшения наших перспектив в 2009 году, прежде всего необходимо пересмотреть государственный бюджет, чтобы обеспечить его полную реалистичность. Тем более в нём необходимо учесть недавние договорённости с Россией в газовой сфере. Считаю это одним из ключевых условий для удержания под контролем инфляционных процессов.
    В антикризисном законопроекте президента, поддержанном парламентом, есть несколько важных первоочередных направлений, это - упорядочение работы финансового рынка, в частности, системы рефинансирования коммерческих банков, повышение уровня капитализации банков, проведение мероприятий по предотвращению спекулятивных операций на валютном рынке.
    В реальном секторе экономики предприятия должны получить стимулы для оживления деловой активности. Необходимо пересмотреть процентную политику Нацбанка для долгосрочного кредитования реального сектора экономики под невысокие проценты. Кредиты коммерческих банков, полученные предприятиями реального сектора экономики, должны быть пролонгированы.
    В сфере жилищного строительства для противодействия кризисным явлениям, необходимо реализовать механизмы достройки жилья, уровень готовности которого превышает 75%.
    Ещё одно важное направление — максимальное сокращение непродуктивных расходов бюджета и естественных монополий.
    В социальной сфере работодателями должны быть найдены рациональные подходы для решения проблем занятости. Важными направлениями реализации антикризисных мероприятий в этой сфере считаю также оказание помощи по частичной безработице за счёт страховых средств, совершенствование механизмов профессиональной подготовки и переподготовки безработных в соответствии с нынешними потребностями рынка труда.
    Autor: dv.ee Istsenko Olga
  • Самое читаемое
Японский рынок продолжает лихорадить: теперь падает иена
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.