Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Сийм Каллас: Эстонии банкротство не грозит

    В нынешнем экономическом кризисе Эстония на фоне других европейских государств не видится в сколь-нибудь худшем свете, заверил вице-президент Еврокомиссии Сийм Каллас, пишет "Северное побережье".

    19 и 20 марта пройдет заседание Европейского совета, где обсудят на высшем уровне вопросы, связанные с финансово-экономическим кризисом. Какие шаги планируются для смягчения кризиса?
    19 и 20 марта состоится плановая встреча на высшем уровне. В воскресенье прошла еще одна внеочередная встреча в ???? ??????: ??????? ??????????? ?? ??????верхах, куда пригласили, чтобы показать: люди обсуждают дело.
    Говорят, будто между новыми и старыми странами-членами существует острое противостояние, но такого противостояния нет. Также этот пакет помощи попавшим в беду государствам Восточной Европы свидетельствует об известном чувстве единой принадлежности (ЕС предлагает восточным европейцам при необходимости дополнительную помощь для решения проблем ликвидности; о помощи из казны ЕС уже попросили Венгрия и Латвия. - Ред.).
    Конечно, противоречий при обсуждении темы кризиса в Евросоюзе предостаточно. Относительно того, что именно сделать и в каком направлении разумнее двигаться, ведется много споров. Нынешний экономический кризис - относительно небывалое дело: кризиса такой структуры и масштаба не было с 30-х годов минувшего века, поэтому предсказывать дальнейший ход событий довольно сложно.
    Что оказалось под самым большим ударом?
    Крупнейшая проблема Европы - автомобилестроительная промышленность, являющаяся самой масштабной сферой Евросоюза. 30 процентов европейской промышленности связано с автомобилестроением. Бесспорно, Европа - самый развитый регион автомобилестроения, что означает: европейские автомобили - технически, технологически и инновационно самые развитые, но их производится слишком много. И довольно точно, что производство автомобилей снижается, и его необходимо реорганизовать. Но как и кто окажется победителем, а кто - проигравшим, относительно этого сейчас крайне разные представления.
    К примеру, проблема с "Opel" - это старейший германский автоконцерн, но принадлежит теперь "General Motors". Сейчас обсуждается, не надо ли выкупить "Opel". Но корпорации "General Motors" принадлежит еще и "Saab", а все это на самом деле - люди и еще огромное количество связанных с ними людей. В то же время положение французской автомобильной промышленности заметно сложнее, отсюда и призывы тамошнего правительства, что производство надо привести из Восточной Европы.
    Как утверждается, восточно-европейские автопроизводства, которые построены частными фирмами Франции и Германии, относительно успешны и эффективны. Проблема, скорее, в старых странах-членах, где располагаются филиалы других автофирм, - Великобритании, Испании и Бельгии. Конечно, когда начинают что-либо сокращать, то начинают пересматривать дело в этих регионах. Правда, о чем не говорят, что на этих предприятиях также не самая лучшая в мире эффективность производства.
    Несколько лет назад шла речь о строительстве завода BMW в Эстонии, причем в качестве одного из возможных мест предлагали Силламяэ. Так, это к счастью, что такой крупный завод не пришел в Эстонию?
    Разговор о приходе завода BMW был, по моему мнению, немножко мифом. Загвоздка в том, что автозавод - один из гигантов автопромышленности, и я не верю, чтобы в масштабах Эстонии такое было бы реально. Я был тогда министром финансов и даже встречался по этой теме с одним господином, но, по моему мнению, это не слишком серьезно воспринималось. Но BMW в общем не жалуется на трудности, они продают свои автомобили довольно успешно.
    Второй большой сектор, который наряду с автопромышленностью получил самый болезненный удар, - это, разумеется, развитие недвижимости. В одной газете был опубликован снимок полностью застроенной городской части Мадрида, предназначенной для 30 тысяч человек, но где проживало лишь 350 горожан. Испания особенно испытывает большие трудности с развитием недвижимости, и самую большую безработицу к моменту самого сильного падения, которое предположительно наступит в 2010 году, прогнозируется в Испании - 18 процентов.
    Очень большие проблемы, разумеется, в финансах.
    Экономика каких стран Евросоюза уже сейчас в минусе?
    С позиции роста в минус идут почти все. Для крупнейшей европейской экономики - Германии - прогнозируется пятипроцентный минус. Считают, что в самом тяжелом положении сейчас находятся Венгрия и Латвия. И в общем считается, что в южных государствах эти трудности большие. Скажем также, что Эстония при взгляде из Брюсселя не выглядит хуже всех. В Эстонии пока нет целого ряда проблем, которые в других странах уже проявились.
    Каких проблем еще нет?
    Ну, основная разница в том, что бюджет не в банкротстве, и Эстонии не надо ни у кого просить заем. Эстонское государство еще далеко и не движется к банкротству. Мне представился случай встретиться с новоиспеченным министром Латвии Валдисом Домбровскисом (Домбровскис выдвинут кандидатом в премьер-министры. - Ред.). Тогда он, правда, сказал, что положение латвийского государства все же очень-очень плохое... Положение в Венгрии тоже очень плохое, очень большой спад в Ирландии.
    На позапрошлом заседании комиссии обсудили состояние бюджетов. Из 27-ми государств для 17-ти прогнозируется очень плохое будущее бюджета, и Эстонии в их числе не было. В этом смысле те шаги, что предприняты в Эстонии, достаточны они или нет, были позитивно отмечены. Но положения это, конечно, не облегчает.
    Но есть интересные замечания со стороны прессы. Один французский журнал написал, к примеру, о том, что у некоего производителя качественных модных товаров дела идут очень хорошо, он большую часть производства перевел из Китая обратно в Европу, нашел рабочую силу - и товар хорошо расходится. Это пример, как ухватиться за возможности.
    Положение Китая, среди прочего, заслуживает внимания, поскольку, к примеру, экспорт игрушек уменьшился там за год в два раза. Из-за всевозможных проблем с качеством, но не только: уровень расходов в Китае растет, а качество работы снижается. Целый ряд производств снова переводят из Азии в Европу, к примеру, обувные фабрики, поскольку доставка очень сильно подорожала.
    Одно, что точно получает повсюду инвестиции и очень быстро идет в гору, - это зеленая сфера: всевозможные стройматериалы, инфотехнология, энергосберегающие технологии. Все это - действительно большое производство, и сейчас как сыр в масле. Сколько это составляет от общего экономического потенциала - отдельный вопрос.
    Газовые конфликты неоднократно ставили на повестку дня более масштабное сотрудничество в сфере энергополитики. Как это продвигается?
    С энергией сегодня история такова, что у Евросоюза компетентности ни на грош. Об этом говорят много, и затем я читаю эстонскую газету, где кто-то утверждает: Евросоюз должен отложить в сторону все остальное и заняться единой энергополитикой. Но общая энергополитика ведь существует, а Эстония в этом не очень энергичный участник.
    Первый пункт европейской энергополитики - открытие энергорынка, и тут один из ключевых вопросов заключается в том, что надо разделить производство и распределение, и когда я читаю на домашней странице "Financial Times", кто мощно противится этому, так это Франция и Эстония. Так что, если люди пишут, что все должны делать, то прежде всего пусть посмотрят в зеркало.
    И вторая, анекдотичная, но очень печальная история. В связи с очередным газовым кризисом Еврокомиссия внесла предложение забрать из бюджета Евросоюза из оставшихся неиспользованными денег 5 миллиардов евро и профинансировать имеющие общеевропейское значение проекты энергетической инфраструктуры, в том числе два проекта, очень близко касающихся Эстонии. Один из них - "Estlink-2" (второй эстонский морской электрокабель между Эстонией и Финляндией. - Ред.), второй - электросоединение между балтийскими странами и Швецией. Конечно, Эстония твердо это поддерживает, но осуществление - под вопросом.
    Бюджет Евросоюза составляет 120 миллиардов, и оттуда нельзя выделить 5 миллиардов на общие проекты энергетической инфраструктуры, поскольку есть известные страны-члены, кто не заинтересован в этом, и у Евросоюза нет компетенции. Может быть, эта тема следующей комиссии. По меньшей мере, такую компетентность следовало бы предоставить Евросоюзу. Поскольку, что было бы необходимо в энергополитике? Было бы необходимо построить газопроводы внутри Европы. На общие деньги стоило бы протянуть один провод в Болгарию - и это реально осуществить быстро, но такой компетенции нет.
    Так что эта тема останется для следующего Европарламента и будет в Еврокомиссии громаднейшим приоритетом, но сегодня у Еврокомиссии нет для этого никаких средств.
    Какой портфель хотите себе в следующем составе Еврокомиссии?
    - Если рабочее место предложат, я его приму - и этим об эстонце очень многое сказано.
    Autor: dv.ee Istsenko Olga
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.