Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Новички ЕС пожирают старую Европу

    Чешское председательство в ЕС принесло неприятный сюрприз странам и институтам Евросоюза. Нижняя палата парламента Чехии выразила вотум недоверия правительству, а в четверг отставку кабинета принял президент Чехии Вацлав Клаус. СМИ запестрели тревожными сообщениями о том, что ЕС остался без руководства в годину тяжелого экономического кризиса. Заговорили и о судьбе Лиссабонского договора.

    Недоверие правительству выразил 101 депутат – ровно столько голосов было необходимо, чтобы отправить правительство в отставку. Кроме оппозиционных социал-демократов и коммунистов среди выступивших против кабинета были два бывших депутата партии зеленых, входящей в правящую коалицию, а также два депутата из партии премьер-министра Мирека Тополанека – партии гражданских демократов, пишет Росбалт.
    В ЕС многие считают, что ситуация с чешским правительством – серьезная проблема. Руководитель крупнейшей фракции Европарламента, в которую входят и представители партии Тополанека, Жозеф Доль заявил, что Европе необходимо лидерство во времена кризиса, а правительство, председательствующее в ЕС, но не пользующееся доверием избирателей у себя дома, лидером быть не может. В то же время Европейская комиссия отнеслась к случившемуся намного спокойнее, по крайней мере, внешне. В ее заявлении говорится об уверенности, что Чехия будет «продолжать осуществлять председательство в Евросоюзе так же эффективно, как это делалось до сих пор».
    В Евросоюзе переживают по поводу того, кто теперь будет представлять ЕС на предстоящих саммитах, главным образом – на встрече «большой двадцатки» 2 апреля в Лондоне. В ЕС волнуются также в связи с тем, что организация лишается руководства в период острого экономического кризиса. Вопреки заявлению Еврокомиссии, чехи и до этого не так уж успешно направляли деятельность ЕС (можно вспомнить их не очень успешное посредничество в период «газовой войны» между Россией и Украиной). Теперь же ситуация еще более усложняется.
    Переживают в европейских столицах и по поводу Лиссабонского договора – упрощенной версии Евроконституции. В Чехии он был одобрен только нижней палатой парламента. Для его ратификации теперь необходимо согласие верхней палаты, а затем – подпись президента. В том, что касается Лиссабонского договора, наряду с Ирландией, отвергшей его на референдуме в июне прошлого года, Чехия – наиболее проблемная страна. По мнению Александра Вондры – вице-премьера отправленного в отставку правительства – вотум недоверия кабинету Тополанека лишь усложнил окончательную ратификацию соглашения в Чехии.
    Однако представляется, что на самом деле все выглядит далеко не так трагично, как считают некоторые впечатлительные европейские депутаты. В истории ЕС было два прецедента, когда менялись правительства председательствующей в организации страны. Такое случалось уже в 90-е годы, когда в ЕС председательствовали Дания и Италия.
    Не стоит переоценивать значение страны-председателя. В основном она осуществляет формальное руководство жизнью ЕС. Никто не отменял значительную роль в Евросоюзе «стран-старожилов», таких как Франция, Германия и Великобритания. На своем месте остаются и Еврокомиссия с Европарламентом.
    С представительством ЕС на саммитах тоже не должно быть больших проблем. Появилась информация, что на саммите «большой двадцатки» 2 апреля в Лондоне и на встрече ЕС-США 5 апреля в Праге Евросоюз будет представлять Мирек Тополанек, на саммите ЕС-Россия в Хабаровске в конце мая – президент Вацлав Клаус.
    Озабоченность по поводу судьбы Лиссабонского договора на самом деле тоже преувеличена. Препятствием на пути его ратификации в Чехии всегда была не социал-демократическая партия, инициировавшая нынешний вотум недоверия, а как раз партия Тополанека и Клауса – партия гражданских демократов. Это ее представители отправляли в свое время Лиссабонский договор в конституционный суд страны для его проверки на предмет соответствия национальному законодательству. Именно гражданские демократы предлагали сделку «радар в обмен на Лиссабон». За согласие социал-демократов ратифицировать соглашения с США о радаре ПРО они были готовы одобрить Лиссабонский договор.
    Можно смело сказать, что судьба Лиссабонского договора в Чехии уже давно зависит от перипетий меж- и внутрипартийной борьбы на чешской политической сцене. Если теперь правительство сформируют социал-демократы, что все-таки представляется маловероятным, то вопрос о ратификации Лиссабонского договора останется удобным рычагом давления на них со стороны гражданских демократов, как это было не раз до этого. В случае же, если правительство опять будет формировать Тополанек, гражданским демократам будет все труднее объяснять нежелание их представителей в верхней палате ратифицировать договор.
    Вообще же судьбы чешского правительства и Лиссабонского соглашения сейчас зависят, скорее, не от противостояния между социал-демократами и гражданскими демократами, а от расстановки сил в лагере последних. Очевидны противоречия между лидером гражданских демократов Тополанеком и основателем партии, который недавно покинул ее ряды – президентом Клаусом.
    Тополанек публично обвинил президента в том, что это он стоит за вотумом недоверия. По словам Тополанека, именно Клаус уговорил двух депутатов из партии гражданских демократов поддержать голосование о недоверии правительству. Кроме этого, Клаус недавно демонстративно посетил съезд оппозиционных социал-демократов, выразив тем самым опосредованную поддержку их действиям.
    Конфликт между президентом и премьером, представляющими один политический лагерь, характерен для многих стран Восточной Европы. Достаточно вспомнить Украину и Польшу. Однако важнее то, как в чешском случае стороны собираются разрешить его. Скорее всего, ввиду растущего прессинга извне будет найден временный компромисс, и Тополанек останется премьером до внеочередных выборов, которые состоятся летом или осенью. Партию гражданских демократов, возможно, ждет серьезный кризис, а социал-демократы повысят свой электоральный рейтинг.
    На что, безусловно, обратят внимание в ЕС, так это на то, с какой легкостью «молодые демократии» ставят общеевропейские вопросы в зависимость от своей внутриполитической конъюнктуры. Это было заметно еще тогда, когда братья Качиньские в Польше наложили вето на переговоры России и ЕС. Можно предположить, что в этих условиях в ЕС приложит максимум усилий для скорейшей ратификации Лиссабонского соглашения, который содержит механизмы, суживающие свободу действий мало предсказуемых представителей «новой Европы».
    Autor: dv.ee Istsenko Olga
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.