Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Бизнес, который начался с мечты о Запорожце

    Сегодня на пятничный кофе в DV пришёл член правления и один из собственников недавно открывшейся фирмы OU RDM Privision, а также собственник ещё нескольких компаний Анатолий Шедловский, человек, который занимается бизнесом уже почти 20 лет.

    С чего начинался Ваш бизнес?
    Предыстория такова: в своё время я окончил ТПИ, работал на заводе «Импульс» инженером. Но когда начался распад СССР - и зарплата 120 руб., а цены росли, как грибы после дождя, я решил торговать на рынке, ведь ещё никто не отменял обязанность мужчины содержать семью. Вечерами, после основной работы, записывал аудиокассеты с популярной музыкой, а по выходным продавал их на рынке. Потом начал из Питера возить телевизоры и монтировать в них приставки с финским звуком и цветом. Сам всё закупал, привозил, устанавливал, продавал. Позже, когда немножко «встал на ноги», открыл небольшой продуктовый магазин в Копли. В это же время начал завозить в Эстонию запчасти для грузового автотранспорта – к КАМазам, ГАЗам, ЗИЛам и УАЗам…
    Так постепенно пришел к идее создать свой бизнес по продаже запчастей. Нашёл партнёров в Таллинне и в Питере, и мы организовали совместную фирму. На сегодня питерский бизнес по запчастям гораздо глобальнее таллиннского, примерно раз в двести.
    Но после 2007 года, а также с приходом кризиса, спрос на запчасти упал. Но всё равно мы остались на плаву, хотя почти все наши конкуренты закрылись или продолжают брать продукцию у нас. Наши клиенты – это воинские части, пожарные и частные собственники. Если помните, то года три тому назад были сильные морозы, и пожарные, покупающие у нас запчасти, нам рассказывали, что у них в такие холода только ЗИЛ и заводился, а остальные - «фирменные» - машины стояли.
    Многие воинские части сейчас начали восстанавливать старую технику, которая стояла где-то в углу, и никто долгое время не знал, что с ней делать. Например, на Сааремаа есть большая база, где много ЗИЛов. Клиенты нам говорят: «Да, конечно, бензин дороговат, но зато машина – зверь, особенно ЗИЛ-131, военный».
    Сегодня в нашем магазине можно приобрести много раритетных вещей, ими интересуются люди «при деньгах», у них сейчас мода на ГАЗ-52, ГАЗ-66, ГАЗ-69. Они на них по лесам гоняют. Покупатели у нас абсолютно разные: одни, например, спрашивают «оленя», который стоял спереди на "Волге" Г-21, другие заказывают уже давно вышедшие из производства детали, которых, казалось бы, уже и взять-то негде. Но мы тем и отличаемся, что всё находим и выполняем заказы наших покупателей. Ведь любители раритетов были и будут всегда. Так что, наш бизнес работал, работает и будет работать.
    ??????, ??????? ??????? ? ????? ??????
    Почему Вы решили открыть новую фирму в такое сложное время?
    Бизнес по запчастям достиг своего потолка – рост прекратился, и я начал поиски: либо для расширения, либо организовать что-то новое. В Питере всё идёт хорошо, но если здесь развития не будет, не поеду же я работать в Питер! Сначала была идея сделать огромный торговый центр по всем запчастям – и для российских, и для фирменных западных производителей, как для легковых, так и грузовых автомашин. Но хорошо, что не занялись этой идеей. Все магазины сейчас «стоят». Зато тема цифровых технологий для чернильных принтеров оказалась весьма своевременной.
    Но ведь это совсем другая сфера. Как Вы на неё вышли?
    Случайно. У нас есть один клиент в Силламяэ, который с нами по запчастям работает, так вот, он привез себе в прошлом году систему непрерывной подачи чернил для струйных принтеров из Москвы. Я увидел, заинтересовался... Оказывается, в Америке и в России сейчас очень актуально экономить за счёт расходных материалов. Чтобы не покупать новые оригинальные картриджи от производителя, а использовать совместимые, которые гораздо дешевле. Например, вы купили дешёвый струйный принтер, а потом, когда чернила закончились, идёте и покупаете новый оригинальный картридж, за который отдаёте половину стоимости принтера. Производители во все времена в основном зарабатывают не на принтерах, а на замене картриджей. Поэтому вполне законно, что другие производители делают чернила и картриджи под их модели, они-то и называется «совместимые». То же самое делается и для лазерных принтеров.
    Идея и ноу-хау московской компании в том, что они доработали в 2004 году уже существующую систему непрерывной подачи чернил (СНПЧ), которая вообще исключает всякие картриджи. Система устанавливается рядом с принтером и через шлейф чернила подаются в печатающую головку. Цена такой системы такая же, как цена двух оригинальных картриджей. Если много печатать, то такая система окупается за месяц - два. Это же колоссальная экономия!
    Я сделал запрос в эту московскую компанию, они мне ответили. Началась переписка. Москвичи заинтересованы в выходе на Европу, и в первую очередь – на Латвию, Литву и Финляндию. Им как российской компании выйти на европейский рынок сложно, а через эстонскую фирму это сделать намного проще. Когда мы с моим партнёром из Питера приехали в Москву и увидели всё своими глазами, то окончательно «заразились» этой идеей. А какая у них команда замечательная! Все молодые, подкованные, все специалисты и профессионалы своего дела, я уж не говорю, что каждый владеет английским языком и все легки на подъём! Что ещё нужно для успешной работы?
    На кого рассчитана эта технология?
    Она актуальна для тех, кто много печатает. Например, для тех, кто дома печатает фотографии. Или для бизнеса – распечатка документов, даже цветных, получается дешевле, чем на чёрно-белом лазерном принтере. Для тех, кто не хочет, чтобы рядом с принтером стояли ёмкости с чернилами, существуют перезаправляемые картриджи, с заливным отверстием сверху, и когда чернила заканчиваются, надо лишь открыть пробку и добавить чернила шприцем.
    Все, кто уже попробовал нашу систему, остались довольны. Качество фотографий – на уровне фотолаборатории. Многие покупают эту систему и ставят себе в офисы, а некоторые даже на этом бизнес открывают. Например, начинающий фотограф покупает нашу систему и начинает печатать фотографии. При использовании нашей технологии себестоимость печати одного снимка 10х15 более чем привлекательна – всего 30 сентов. А хороший чернильный принтер с картриджем на шесть цветов, обеспечивающий хорошее качество печати формата А4, стоит чуть более 1600 крон. Наша система подачи чернил – всего 1200 крон. К ней идут чернила - 6 цветов по 100 мг - 530 крон. Итого: 1730 крон – стоимость двух новых оригинальных картриджей. И если печатать в месяц по 200 фотографий, то наших чернил хватит от года до двух.
    Вы уверены, что Ваша продукция будет пользоваться спросом?
    Конечно! В условиях кризиса всё больше людей начинает задумываться о переходе на более доступные материалы: совместимые картриджи, СНПЧ, перезаправляемые картриджи, более доступные виды фотобумаги. Сегодня для пользователей принтеров основной критерий – это цена расходных материалов, в последнее время это стало особенно заметно. А наше решение предлагает значительную экономию. В период кризиса будет расти тот бизнес, который будет продавать реальную экономию.
    Фирма RDM Privision зарегистрирована в мае прошлого года, а открылись вы только в январе 2009-го. Почему?
    Потребовалось время. Надо было придумать и изготовить под все товары специальную европейскую упаковку, перевести инструкции на разные языки и, конечно, самим проверить качество предлагаемого продукта. К тому же всё должно быть в соответствии с требованиями ЕС. Кстати, мы поставляем и различную фотобумагу: матовую, обычную глянцевую и суперглянцевую, сатин, а также холст и много других сортов с разной плотностью бумаги. Кроме системы СНПЧ, у нас есть ещё сувенирное направление – перенос фотографий на кружки, футболки и другие материалы. А также украшение одежды и обуви, ремней и прочих вещей стразами.
    В Эстонии у Вас есть конкуренты?
    Сувенирной печатью многие занимаются, а вот по технологии экономичной печати конкурентов у нас в Эстонии нет. Это в России, да и в Америке по таким решениям сейчас огромная конкуренция. В Европе такие технологии только-только набирают обороты.
    Как Вы думаете, почему?
    Менталитет немножко другой. В России всегда были Кулибины – что-то придумать, что-то прикрутить, что-то сделать дешевле и своими руками. Мы тоже поначалу сомневались, пойдёт ли этот бизнес у нас. Поэтому для страховки взяли ещё и сувенирное направление. Но оказалось, что и в Эстонии много последователей Кулибиных. Русскоязычные клиенты принимают нашу систему без проблем и с удовольствием, а вот эстоноязычные – медлят. Менталитет еще никто не отменял. Хотя сегодня и эстонцы стали больше экономить и поэтому обращаются к нам. Кризис многое расставляет по своим местам.
    Но ведь Эстония – это очень маленький рынок.
    Да, поэтому сейчас мы и проверяем на нашем эстонском рынке, а дальше пойдут Литва, Латвия, другие европейские страны. Для этого мы зарегистрировали торговую марку RDM Privision в Эстонии, и сейчас идёт регистрация для европейского рынка. Наша система уже продаётся в Германии, Великобритании, но не в магазинах, а через Интернет.
    Как Вам работается с московскими партнёрами, ведь они тоже являются владельцами эстонской фирмы?
    Очень легко и комфортно. Я был удивлён, когда поначалу в 1997 году только начинал работать с Россией: случалось разное, в том числе могли и «подставить». Сейчас россияне очень открыты, и я вижу, насколько порядочно они работают со своими партнёрами в регионах. Честные, пунктуальные и обязательные. Все вопросы решаются быстро. Если я звоню партнёру или директору московского представительства с какой-то проблемой, то он тут же отвечает: сейчас решим ваш вопрос. И решает! Наши московские партнеры приезжают к нам регулярно, и мы проводим совместные мастер-классы – учимся друг у друга. Так получилось, что никто из них раньше в Эстонии не бывал, и надо сказать, что им здесь очень понравилось. Теперь приезжают не только работать, но и отдыхать.
    Сколько человек у вас работает в новой фирме?
    Двенадцать. Считаю, что для начинающегося бизнеса это многовато, но московская материнская компания настояла. Я же предлагал работать с большей нагрузкой и с меньшим числом людей. Нет, сказали партнёры, надо сразу набрать персонал, сразу обучить, влить деньги в рекламу, и тогда это будет более продуктивно. В принципе, они правы.
    Кто обучал персонал?
    Вначале учились у москвичей. Отправляли своих специалистов к ним, а потом и они стали приезжать к нам, обучать технический отдел. Зато теперь уже наш технический отдел в чём-то даёт фору московскому. Они ведь занимаются только оптом, а мы ещё общаемся непосредственно с клиентами, работаем, что называется, напрямую. Мы сейчас практикуем обучение продавцов торговых сетей, сотрудничающих с нами.
    Обучали за свой счёт?
    Конечно. Продавец – это главное связующее звено между производителем и потребителем. Это работает с хорошей отдачей. Обучали за свой счёт, ещё и кружки с их портретами, напечатанными по нашей технологии, подарили. Ведь купит клиент товар или нет во многом зависит от продавца. Насколько будет грамотен продавец, так и будет развиваться твой бизнес.
    Окупаются ли сейчас ваши затраты?
    На сегодня окупается только зарплата и аренда помещений. Реклама - нет. Но мы начали работать только в январе, и пока идут больше вложения. Думаю, что к концу лета мы выйдем на нормальный ритм.
    А где брали деньги на инвестиции?
    Это средства фирмы Akuant и питерской компании. Вообще я привык рассчитывать только на себя. Кредит брал всего один раз, под недвижимость, когда магазин запчастей открывал. Считаю, что оборотные средства должны быть свои. Нельзя рисковать чужими деньгами. Ещё во времена моей работы на «Импульсе» рядом с нами был авторынок, а на нём стояла моя мечта – «Запорожец» за 3000 рублей. Но когда на рынке, продавая кассеты по выходным дням, я заработал 18 000 руб., то для себя решил, что лучше вложу их в дело. И оказался прав.
    А сейчас какая у Вас машина?
    Volkswagen Touareg. Ему уже 2 года, но я не фанат того, чтобы постоянно покупать новые. Стараюсь все деньги в дело вкладывать.
    А время свободное у Вас есть?
    Откуда? Жена уже даже ругать меня перестала, что я все время на работе пропадаю. Я трудоголик. Понимаю, что это не совсем правильно, но мне нравится. В декабре прошлого года в первый раз в жизни съездил в отпуск, в Египет. До этого иногда ездили к родителям в Белоруссию и Тулу. А так, чтобы куда-то поехать целенаправленно, – всё недосуг. Мой партнёр в Питере уже везде побывал и говорит мне, что я тоже мог бы исколесить весь мир. Но мне некогда.
    К тому же сейчас я ещё учусь в Tallinna Majanduskool на отделении маркетинга. Так получилось, что два года назад мне захотелось подучить эстонский язык, и я начал поиски качественных курсов. И вдруг нахожу – углублённый английский, углублённый эстонский – Школа экономики. Мне давно хотелось получить экономическое образование, правда, смущал мой возраст. Но, думаю, ладно, пойду, узнаю... В институте меня успокоили – сказали, что на бухгалтерском отделении и постарше учатся, хотя на нашем – одна молодёжь. Учусь на вечернем отделении. Поначалу никому не рассказывал, неловко было, а теперь не стесняюсь. Вон японцы - до 80 лет учатся! У нас вся семья учится: дочка EBS окончила, сын - первый курс, а я второй оканчиваю.
    Кстати, бизнес-план в институте писал по RDM. Мы его вместе с моим сокурсником делали, и когда преподавателю сообщили тему, она сказала, что мы либо дураки, либо у нас гениальная идея. Когда защитились, то педагог искренне порадовалась за нас.
    Недавно я принял участие в ещё одном проекте, вместе с Павлом Макаровым и Людмилой Коско, – Absurdum Art. Это художественная галерея и издательский дом. Идеи моих коллег мне очень интересны. В гостинице «Европа» уже во всю мощь работает галерея Absurdum Art, где с успехом проходят выставки художников.
    И есть еще проект Hello, он занимается рекламой в общественном транспорте – подвесные ручки в трамваях и троллейбусах.
    Так что, работы хватает, и планов громадьё…
    Спасибо за интервью и удачи Вам!
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.