Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Ильвес: выборы лишили многих людей выбора

    В эксклюзивном интервью порталу ERR президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес подчеркнул, что прошедшие в воскресенье выборы в Европарламент по закрытым избирательным спискам лишили многих людей возможности выбора, сообщает novosti.err.ee.

    Господин Президент, говоря о достаточно высокой явке избирателей на выборах в Европарламент, какие выводы здесь можно сделать? Что, по Вашему мнению, оказало влияние на активность электората – Европа стала нам ближе или сказалась внутриполитическая ситуация?
    Я очень хотел бы надеяться, что Европа станет нам настолько близка, что люди будут испытывать неподдельный интерес к тому, что там происходит, а также к тому, каким образом можно повлиять на европейскую политику через Европейский парламент. Внутреннее чутье подсказывает, что голосование было, скорее, протестным, что в какой-то мере стало причиной высокой активности электората.
    Если народ недоволен правительством, активность избирателей повышается
    - люди используют возможность выразить свою неудовлетворенность. Будем честны, выражение протеста – не самая лучшая причина, по которой стоит идти голосовать.
    Однако у меня не создалось впечатления, что за этой высокой активностью стоял интерес в делам Европы. Скорее, выборы проходили под лозунгом: "теперь мы скажем, что о них думаем".
    Стали ли для Вас сюрпризом результаты голосования? Как бы Вы прокомментировали распределение мандатов?
    Президент может лишь быть доволен решением народа Эстонии. Если смотреть, как распределились голоса избирателей, то получается, что независимый кандидат Таранд получил один мандат, однако он набрал больше голосов, чем большинство партий.
    Я очень надеюсь, что политическая элита Эстонии сделает выводы из сложившейся – почему Таранд набрал столько голосов - ситуации. Людям не нравятся выборы по закрытым спискам.
    Аналогичная ситуация возникла пару лет назад, когда на местных выборах запретили избирательные союзы. Обе эти попытки способствуют отклонению от курса демократии. Я надеюсь, что те, кто принимал эти решения, отменят их.
    Гражданин Эстонии, который идет на выборы, не хочет зависеть от того, каким образом та или иная партия составила свои избирательные списки. Если я как избиратель считаю, что кандидат под третьим номером в списке какой-либо партии знает о европейских делах больше, и его взгляды мне более понятны, чем взгляды кандидатов номер один или номер два, то я хочу выбрать именно кандидата под номером три.
    В случае с представленными на этих выборах списками можно сказать, что возможность выбора у людей отсутствовала. Подобная бюрократизация прав граждан не соответствует ожиданиям эстонцев относительно демократии.
    Почему произошло так, что в предвыборных кампаниях в Европе политики сосредотачивались в основном на вопросах внутренней политики?
    В трудные времена всегда так происходит: выборы в Европарламент используются для того, чтобы выразить свою неудовленворенность ситуацией – даже не конкретной партией или правительсвом. На самом деле, жаль, что люди в достаточной мере не осведомлены, насколько важен Европарламент, и насколько велика его роль.
    Один из важнейших вопросов для стран, которые представлены в ЕС – бюджет на ближайшие семь лет.
    Оставим в стороне выборы. В воскресенье стало известно, что ирландцы изменили свое отношение к соглашению о реформе ЕС. Если референдум в Ирландии пройдет, Вы верите, что не возникнет особых препятствий, и Лиссабонское соглашение будет ратифицоровано всеми 27 странами-членами ЕС, и что это означает для будущего ЕС?
    Я настроен оптимистически. Если ирландцы проголосуют "за", во многих странах это соглашение будет ратифицировано, а в странах, где соглашение ратифицировано, но пока отсутствует президентская подпись, например в Польше, скоро, возможно, эта подпись появится. Я не думаю, что президент Чехии – тот человек, который хочет, судьба соглашения зависела лишь от него.
    С принятием этого соглашения значение Европарламента увеличится. Сейчас во многих вопросах ЕС не может двигаться дальше по той причине, что для их решения требуется единогласие.
    Маленьким странам уже сейчас тяжело противостоять решениям Европерламента. Право вето, которое использовали крупные страны, было препятствием. Поэтому Лиссабонское соглашение очень важно для того, чтобы мы смогли осуществлять демократические процедуры; сейчас из-за принципа всеобщего соглашения не происходит ничего.
    Вы согласны с теми, кто утверждает, что ЕС устал от расширения? До каких пор, по Вашей оценке, может расширяться ЕС?
    Некая усталось от расширения, действительно, существует, и во многом это обусловлено экономической ситуацией. Каждый отдает себе отчет в том, что возможные новые члены союза за исключением Исландии увеличивают финансовые обязательства в ЕС. Поэтому многие страны на данный момент не желают дальнейшего расширения. Считаю, что процесс расширения ЕС замедлится.
    Обычно так происходит, что вступившие в ЕС страны-новички пытаются закрыть за собой дверь для других желающих присоединиться к союзу.
    Однако я не думаю, что тема расширения ЕС сейчас очень актуальна. Так и так ясно, что экономическая ситуация такова, что главная забота ЕС на данный момент – помочь своим государствам. Возможно, исключением здесь является Исландия, так как единственная проблема этой страны – экономика, другие же проблемы там возможно решить быстро и легко.
    В ЕС в ближайшие пару лет особого желания расширяться не будет. Продолжать обращать внимание на проблемы соседей в большей степени придется Эстонии и другим сторонникам расширения ЕС. Программа, направленная на помощь Украине, Белоруссии, Молдавии, Грузии не должна быть оставлена в стороне. Мы не можем просто думать, что эти страны продолжают хорошо развиваться, в том числе и в плане демократии. Если мы не позаботимся об этом, у Европы возникнут новые проблемы.
    Сколько продержится у власти, на Ваш взгляд, правительство меньшинства, и от чего это зависит?
    Я не могу назвать сроков. В Дании, например, было несколько периодов, когда у власти находились правительства меньшинства. Это в европейских условиях не является чем-то из ряда вон выходящим.
    Насколько долго продержится наше правительство меньшинства, зависит от его способности находить коспромиссные решения и его уважения к оппозиционным партиям. Ясно, что прежняя политика больше не будет действенной. И это хорошо: может, изменится культура поведения в эстонской политике.
    Если говорить о новом Законе о трудовом договоре, то исходя из недавнего опыта, можно сделать вывод, что правительство намерено нарушить достигнутое трехстороннее соглашение и внести в закон изменения на свое усмотрение. Именно в связи с этим протестуют профсоюзы. Какие опасности здесь, на Ваш взгляд, существуют?
    Если мы хотим сохранить спокойствие в обществе, правительство примет во внимание беспокойство партнеров по соглашению.
    На прошлой неделе внимание как Эстонии, так и других европейских стрн было приковано к Латвии. Насколько положение в Латвии влияет на экономическую ситуацию в Эстонии? И что произойдет, если лат будет девальвирован?
    Разговоры о большом влиянии Латвии на Эстонию исходят из неверного представления о нашем регионе. Считается, что страны Балтийского региона – единое целое.
    Если дела в Латвии пойдут действительно плохо, то давление на финансовых рынках на соседние с ней страны усилится. Отсюда и это беспокойство, что должен непременно сработать принцип домино. Пожалуй, это все же сценарий запугивания.
    Но главное все-таки то, что мы доверяем латвийскому правительству, и, если премьер-министр Латвии говорит, что лат девальвирован не будет, то нам не остается ничего другого, кроме как поверить его словам.
    Autor: dv.ee Istsenko Olga
  • Самое читаемое
Японский рынок продолжает лихорадить: теперь падает иена
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.