Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Воруют все и всё

    Латвийские торговцы оказались под двойным ударом. С одной стороны, лавинообразно растут кражи в магазинах и, соответственно, связанные с ними убытки. С другой — меры по предотвращению эпидемии воровства требуют дополнительных расходов.

    Магазинные воришки — бич не только латвийских торговцев. Даже в "жирные годы", по словам главы Латвийской ассоциации торговцев Хенрика Данусевича, кражи в магазинах обходились в среднем в 0,5% от оборота. По ЕС, согласно среднестатистическим показателям супермаркетов, этот показатель варьируется от 1,5% до 5%. Торговые сети сразу закладывают прогнозируемые убытки от магазинных воров в стоимость товара, пишет Бизнес Балтия.
    И унитаз в придачу
    Однако сейчас, с наступлением тяжелых времен, наблюдается серьезная тенденция к росту количества краж. По данным охранной компании Koblenz drosOba, с начала 2009 года ежемесячный прирост составляет 3-5%.
    За первые 5 месяцев этого года число задержанных за воровство выросло на 25% по сравнению с тем же периодом года предыдущего, дополняют статистическую картину в компании G4S. В Maxima Latvija назвали еще более впечатляющую цифру: по Риге прирост составил 30-40%. Представители отрасли полагают: к осени, когда социальная напряженность в стране усилится, будет еще хуже.
    Средняя сумма одной кражи, по данным Koblenz drosOba, равняется 50 латам. В Iki говорят о 20-30 латах. А в G4S упоминают уже несколько сотен латов и приводят примеры. В практике предприятия был случай, когда злоумышленники пытались вынести косметики на 470 латов. Из одного продуктового магазина хотели вынести еды на 300 латов. Случаются и откровенные курьезы. Так, некая пожилая дама пыталась стащить из магазина чугунную дверцу для печки, а мужчина — унитаз.
    Обычно стараются украсть что подороже и повкуснее. Согласно внутренней статистике Iki, в группу риска входят алкогольные напитки, табачные изделия, кофе, копченые колбасы, резаные сыры, шоколад, икра. Из непродовольственных товаров чаще всего воруют парфюмерно-косметические средства, бритвенные станки и лезвия к ним, батарейки, фены, фотокамеры и т.п., а также брендовую одежду.
    Дорогое удовольствие
    Борьба с воровством для торговцев выливается в немалые деньги. Как рассказали специалисты по безопасности, пожелавшие сохранить анонимность, чтобы оснастить магазин размеров гипер-Rimi камерами наблюдения (их требуется около 40 плюс порядка 8 мониторов), нужно около 15 тысяч латов. Не обойтись и без сигнализации и системы контроля доступа. "Противокражные" ворота стоят от 1 до 5-6 тыс. латов, зеркала выльются в сумму от 70 до 200 латов, каждый "звенящий" ярлычок — в 2-5 сантимов. В общей сложности превентивные мероприятия, включая электроинсталляцию, обойдутся в 70-100 тысяч латов. И это не считая работы охранников (в среднем 3 лата в час).
    Аллe, полиция?
    Как отметил Хенрик Данусевич, ситуация становится все более критичной. И главная проблема в том, что воры не боятся наказания.
    В Koblenz drosOba рассказали, что полиция, которую обычно вызывают, поймав вора с поличным, очень часто его отпускает, просто получив объяснение. Через некоторое время, порой через несколько часов, его опять задерживают уже в другом магазине. Были случаи, когда одного вора семь раз забирали в полицию и только после этого возбудили уголовное дело.
    "Мы не всегда получаем ту отдачу от полиции, на которую рассчитываем, — говорит Хенрик Данусевич. — Кроме того, зачастую сотрудники правоохранительных органов плохо разбираются в законах и трактуют их по-разному". Поэтому в августе по инициативе ассоциации должен состояться семинар по взаимодействию предпринимателей и торговцев в вопросе противодействия кражам: чтобы было четко ясно, как должна действовать полиция в определенной ситуации.
    Простые решения
    Х.Данусевич считает, что активность полиции — единственный способ улучшить ситуацию с магазинными кражами. В противном случае, если фирмам придется увеличивать инвестиции в системы безопасности, это отразится на стоимости товаров. "Нам надо искать простые, но действенные решения, не требующие денежных вложений", — говорит он.
    Небольшие фирмы и так не могут себе позволить вкладывать десятки тысяч в системы безопасности. Поэтому перекладывают функции охраны на плечи продавцов, вычитая сумму украденных товаров из их зарплаты.
    Некоторые маленькие магазины, торгующие, к примеру, книгами, идут на хитрости и устанавливают не полноценные системы видеонаблюдения, а фальш-камеры. Есть торговые точки, в которых из десяти камер лишь три настоящие, а остальные — муляжи.
    Воры бывают разные
    Специалисты выделяют несколько наиболее типичных групп воров. Первая — это профессионалы, которые воруют с целью наживы и потом перепродают товар дальше. Они основательно готовятся к краже — изучают магазин и систему защиты товаров, ориентируются в законодательстве, психологически готовы к отражению претензий персонала.
    Как рассказал прокурист охранной компании Koblenz drosOba Юрий Балонушков, в одном из магазинов была задержана женщина, которая ходила "на дело" с маленьким ребенком. Полицейские, которые потом производили обыск в ее квартире, были удивлены количеством украденного товара — все выглядело как на оптовом складе.
    Другая группа — это любители адреналина, которые воруют не наживы ради, а сугубо для острых ощущений. Среди них много и вполне приличных и благополучных людей, которые отнюдь не бедствуют. Балуются такими вещами и супруги весьма состоятельных людей, которые от скуки хотят пощекотать себе нервы. Встречаются и клептоманы.
    Группа риска
    Еще одна группа — люди, которых идти на преступление заставляет недостаток средств, — безработные, пенсионеры. Именно эта категория, полагают специалисты, будет существенно возрастать. По прогнозам руководителя по маркетингу сети супермаркетов Iki Индры Свикле, к концу лета у многих людей закончатся социальные пособия. И осенью число краж может резко увеличиться.
    В отдельную категорию воров, приносящих немалые убытки супермаркетам, можно выделить тех, кто не прочь за время пребывания в магазине выпить и съесть что-нибудь за счет заведения. Раньше это в основном были студенты и школьники. Теперь этим грешат все подряд — сунут в карман развесных орешков или конфеток и хрустят.
    Отметим, что серьезный удар по прибыльности бизнеса наносят и сами сотрудники магазинов. По словам Юрия Балонушкова, зачастую на долю потерь от воровства персонала приходится до 50% от общего числа краж. А в Maxima Latvija этот процент доходит до 75-80%. Методы придумывают самые изощренные. К примеру, если магазин проводит какую-то акцию и предлагает к товару дополнительный бонус, нередко этот бонус забирают сами продавцы. Или воруют товар, а потом нажимают тревожную кнопку вызова патрульного экипажа охранной фирмы — мол, ворвался парень, схватил товар и убежал.
    Обмануть системы
    Методы краж используют разные. Самый примитивный — когда просто хватают облюбованный товар и прячут его под одежду. Или же засовывают вещи и продукты в детскую коляску. Именно таких воров-любителей чаще всего и ловят.
    У профессионалов подход более основательный, и они знают слабые места охранных систем. А таких немало. К примеру, во многих магазинах установлены "антикражные" ворота. Их принцип действия основан на том, что на товар устанавливаются специальные метки (наклейка, обычно замаскированная под штрих-код, или пластмассовая блямба-таг). Если такая штуковина не снята или не деактивирована, то при прохождении через ворота сработает сигнализация.
    Однако опытные воры знают, что такие наклейки в силу того, что они недешевые, ставят отнюдь не на весь товар, а только на дорогой. К примеру, на фасованном товаре в магазине (сырах, колбасах и т.п.) их обычно нет вообще. Если же такие наклейки стоят на алкоголе или косметике, то обычно они легко снимаются или выводятся из строя.
    Тревожный сигнал
    Видеокамеры воров-профи также не особенно пугают. Если человек не целенаправленно хватает один товар, а набирает полную корзинку, очень трудно уследить за его манипуляциями. К тому же практически везде есть углы, не попадающие в зону видимости камер.
    Бывает, что переклеивают ценники на товарах. К примеру, в кулинарии отклеивают бирку с коробки с более дешевым продуктом и меняют ее местами с более дорогим. Что отражается не только на доходах магазина, но и на его репутации, ведь покупатель, который потом обнаружит другой товар или существенное расхождение в весе, обвинит в мошенничестве именно торговую сеть.
    Член правления G4S Latvia Эдуард Буковскис говорит, что, к сожалению, неблагоприятная экономическая ситуация меняет и сознание людей — они идут на такие шаги, которые при других обстоятельствах ни за что бы не сделали. И регистрируется много случаев, когда кражу совершают люди, ранее не имевшие конфликтов с законом. "Это тревожный сигнал для общества", — говорит он.
    Autor: dv.ee Istsenko Olga
  • Самое читаемое
Акции Nvidia упали на 10%
Весь апрель американские акции падают, и в их числе акции технологических компаний.
Весь апрель американские акции падают, и в их числе акции технологических компаний.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.