Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Кризис закончится не скоро, но он развалит США и ЕC

    Разговоры о скором конце экономического кризиса – ложь, призванная возродить потребление. В действительности не за горами крах доллара и США, развал ЕС и толпы нищих лимитрофов от Прибалтики до Болгарии...

    Таким небесспорным мнением о будущности мировой экономики с агентством API News поделился глава российской компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин, пишет Телеграф.lv.
    Начнем с того, что на днях «Неокон» справил день рождения своего «чада» — годик от роду исполнился… мировому финансовому кризису, о неизбежности которого эксперты «Неокона» твердили миру почти 10 лет. Предсказания, в которые никто не верил, сбылись, а эксперты потирают руки и спешат предречь миру новые потрясения. А точнее – продолжение старых.
    По словам специалистов, прогнозы о скором окончании кризиса наивны. «Причина кризиса в падении совокупного спроса. Люди, серьезно занимающиеся экономикой, вполне отдают себе отчет, что кризис совершенно не собирается заканчиваться. А вся эта шумиха о его окончании носит демонстративно пиарный характер, — рассказывает эксперт. – В США, в Европе и в Китае падает совокупный спрос. За ним падает экономика. Ее поддерживают бюджетными деньгами, эмиссией. К примеру, есть у вас компания. Вы можете ей дать 100 миллионов долларов на какую-то программу. Пока она эту программу реализовывает, создается ощущение экономического роста. Но если у вас нет базового спроса и частных инвестиций, то рано или поздно все это закончится. У государства деньги кончатся. Дальше что? Надо давать еще 100 миллионов через полгода, через год. А их нет. Что делать? Остается запустить спрос. Надо убедить людей, что, ребята, все, кризис окончен — нужно вкладываться, нужно покупать».
    Но, к сожалению, наученный опытом мировой потребитель бежать и покупать не спешит. «Человек понимает, что его могут завтра уволить, и он точно знает, что его приятель, который работал в аналогичной фирме, уже уволен и работу себе найти не может. А в Соединенных Штатах один из показателей кризиса — время поиска новой работы — все время растет. Количество безработных ежемесячно увеличивается. Загрузка производственных мощностей все время падает. И в этой ситуации говорить, что кризис кончился, просто смешно. В расчете на то, что люди заменят частным спросом ту эмиссию, тот спрос, который сегодня демонстрирует государство. Не заменят. Не получится», — рассказывает Хазин. По его словам, уже осенью в мире начнется очередная дефляционная стадия с лопанием пузырей и падением цен. И, соответственно, резким ростом безработицы в мире, резким ростом количества банкротств и так далее.
    Далее, по оценке «Неокона», в течение ближайших 4-5 лет американская экономика упадет процентов на 55-60. Далее, в какой-то момент может начать рушиться институциональная структура экономики. «К примеру, авиакомпания. Для того, чтобы окупалась инфраструктура — обучение персонала, безопасность полетов и тому подобное, нужно, скажем, 100 полетов. Если у вас в месяц 5 полетов, то инфраструктуру содержать нерентабельно. И все, закрывается отрасль сразу. Вот если такого рода вещи начнутся, то будут выпадать целые сектора экономики, и темпы спада могут ускориться. В раннеиндустриальную эпоху основные расходы завода — зарплата людям и материалы. Соответственно, выход в уровень отрицательной рентабельности мог быть даже при 25% загрузки. А на современном заводе при загрузке в 65% производство в принципе нерентабельно. Вот в США еще недавно норма загрузки площадей была 90%, в начале этого года — 80, а сегодня 68%. Еще чуть-чуть — и заводы начнут останавливаться», — описывает перспективу Михаил Хазин.
    По его словам, такой экономики, как британская, по факту уже нет - за последние 20 лет вся промышленность Великобритании «исчезла». Ну а буквально несколько дней тому назад руководство Китая принимает решение прекратить программу развития некоторых отраслей. В переводе на русский язык: в Китае жесточайший экономический кризис. В Японии аналогичная ситуация. «Просто вся модель мировой экономики была построена на спросе Соединенных Штатов. Который обеспечивался последние 30 лет эмиссией доллара. И в этом вся проблема. США — это 40% мирового потребления и 20% мирового производства. Эти 20% мирового ВВП и есть то, что США покупают в Европе, в Китае, Японии. И если в Соединенных Штатах потребление приходит в соответствие с доходами, то мировая экономика падает на 20%, а на самом деле на 25, как минимум» ,— говорит Хазин. Самый сильный удар, по его словам, придется на Китай, Японию и на Евросоюз, который… распадется.
    «Евросоюз — это некая структура с чрезвычайно сложным внутренним законодательством. Когда я говорю «распад Евросоюза» — это распад этого законодательства. Теоретически он может сохраниться в рамках несколько другой системы внутренних отношений. Но я считаю — распад. Потому что денег, чтобы кормить Восточную и Южную Европу, не будет. Будет такая же ситуация, как в 20-30-е годы: толпа лимитрофов от Прибалтики до Болгарии, у которых очень низкий уровень жизни, как следствие диктаторские режимы, потому что иначе — не удержать (Лимитрофы — название государств, образовавшихся после Октябрьской социалистической революции на окраине бывшей Российской империи: Эстония, Литва, Латвия, а также Финляндия. — Прим. авт.). Крестьянские восстания там, всякого рода фашистские партии, националистические. Пока это только-только начинается. Эти люди обречены на нищету», — говорит Хазин, добавляя, что доллар тоже кончится. «Медленно и печально». Возможно, медленно и печально закончатся и сами США…
    Но там, где что-то заканчивается, непременно должно начаться что-то новое. По мнению Хазина, вслед за этим произойдет реструктуризация мира. «Конечно, есть территории, которые не могут выжить просто потому, что не могут выжить никогда. Но в целом система естественным образом распадается на несколько групп. Первая группа — англо-саксонский мир США-Канада-Великобритания-Австралия-Новая Зеландия. Вторая — Латинская Америка с двумя лидерами — Мексикой и Бразилией.
    Третий кластер — это Европа с Россией. В результате образуются два центра — Москва и Берлин. Еще один кластер, который точно будет, — это Дальний Восток, Китай, Япония, Корея. И полукластер — это Индия. У них достаточно населения, чтобы иметь свою экономику. Но это такая странная страна — она как была отдельно, так и останется. Исламский мир может сформировать свой экономический кластер, если сумеет вобрать в себя Северную Африку и Малайзию с Индонезией как источники спроса. Ну а Африка — зона свободной охоты.
    Что касается Соединенных Штатов Америки — не знаю, что там будет. Рассуждения о распаде США еще недавно казались тяжелым бредом. Но теперь тяжелым бредом не кажутся. Потому что при резком падении уровня жизни люди начинают задаваться вопросом: «А почему испортили все вот эти, а мы теперь должны их кормить?» — заключает Михаил Хазин.
    Autor: dv.ee Istsenko Olga
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.