Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Бензиновая река в Нарве

    "Бензовоз" из Нарвы - один из сотен мужчин и женщин, занимающихся переправкой топлива из Ивангорода в Эстонию - утверждает, что весь Ида-Вирумаа залит российскими бензином и дизтопливом. Дефицита дешевого горючего не наблюдается.

    Делясь с "Северным побережьем" тонкостями ремесла, Виктор (имя изменено) не скрывает своего дохода от поездок между гаражом в Нарве и заправкой в Ивангороде. Парню 25 лет, кроме него самого, на двух его машинах за восточную границу почти ежедневно мотаются двое нанятых ребят - учащихся профучилища. Все они опасаются, что появятся более строгие нормы провоза топлива через границу, но пока таможня пропускает заполненные под завязку бензобаки, дело спорится.
    Сколько денег тебе удается положить в карман?
    Если каждая моя машина съездит в Ивангород 20 раз в месяц, то моя чистая прибыль составит 15 тысяч крон.
    И водители еще тоже что-то получат?
    Естественно. Каждый из двоих заработает в среднем по 3000 крон: я плачу 150 крон за одну поездку.
    Сколько топлива они ввезут в Эстонию за эти 20 поездок?
    Две тонны каждый.
    Какая разница в ценах на заправках в Ивангороде и Нарве?
    8,5-9 крон.
    А в качестве?
    Я разницы не замечал, и никто пока не жаловался на плохое топливо.
    Говорят, привозимое из России топливо здесь разбавляют?
    Наверное, это легенда. Нелогично отгонять клиентов. Люди знают свои машины и почувствуют, когда в бак будет залито некачественное горючее. Может быть, кто-то и разбавляет, но из моих знакомых - никто. Максимум, что делают: под видом 95-го бензина продают 92-й, но тут разницы уже не почувствуешь.
    Что за машины ты используешь для поездок?
    Обыкновенные "Volkswagen Passat" 1992 года выпуска. У этих машин есть техническая особенность: в техпаспорте написан объем бензобака 70 литров, но реально влезает 100. Единственное, нужно выдрать клапан в горловине бака, чтобы свободно проходил воздух. Можно и с клапаном, только придется все время открывать его пальцем. На границе об этом знают, но что они могут сделать с технической особенностью? Претензии же у таможни возникнут, если на машину поставить неродной бак.
    Из-за вместительного бензобака "Volkswagen Passat" - самая ходовая машина в приграничье. Найти такую в продаже, наверное, сложно?
    Свой первый "Volkswagen Passat" я искал этой весной три недели. Второй - два дня. Есть люди, которые занимаются конкретно "Volkswagen Passat". Они ищут, скупают где угодно, подделывают, потом продают. А просто по объявлениям найти сложно - это правда.
    "Бензовозом" ты стал нынешней весной. Почему?
    Кризис начался, работы нет, единственный вариант заработать - граница. У меня семья в Таллинне живет, а я - здесь. Поначалу ездил сам: порой по 3 раза за сутки, если у границы пусто. (Ожидание очереди происходит на площадке-отстойнике АО "Транссервис-Н" - у западной границы Нарвы, откуда машины по сигналу выезжают к погранпункту. - Прим. ред.) Обычно стоят 400-500 машин, а иногда приезжаешь - никого нет, ну и начинаешь: туда-сюда, туда-сюда. Самое большое я съездил 4 раза за 12 часов. Физически это жестко.
    Таможенники на границе придираются?
    Они меня все знают в лицо. И вообще, к чему придираться? Я же не везу контрабанду - просто езжу в Ивангород, ну нравится мне там. У меня эстонский паспорт и сделана российская виза - границу пересекаю официально, ничего не нарушаю.
    То, что каждый раз ты едешь на машине с полным баком, никого не интересует?
    Нет закона, ограничивающего это.
    И все-таки, что-то приходится скрывать?
    Момент слива российского топлива из бензобака - это незаконно. Мои ребята ставят машины в гаражи, а сливом занимаюсь я сам. Кто зайдет ко мне в гараж, если я не открою дверь? Бывает, власти проводят рейды, проверки, но пусть попробуют поймать меня на незаконной продаже. Только если подставное лицо полиции купит у меня бензин, но незнакомым людям я не продаю.
    Круг клиентов устоявшийся?
    Конечно, клиенты постоянные - все мои знакомые - человек пять-семь.
    Сколько топлива продаешь им?
    Летом очень много: в среднем не меньше 50 литров каждому в неделю. Но другая, большая, часть топлива уходит из Ида-Вирумаа, ведь здесь столько "бензовозов", что залиться можно! В Нарве каждый третий водитель этим занимается - если не для продажи, так для себя. В любом гаражном кооперативе можно стучаться в каждую вторую дверь и просить налить бензина. Поэтому основная масса топлива, я думаю, уходит в Таллинн. Есть круг перекупщиков, они приезжают в Нарву и забирают.
    Когда последний раз сам ездил в Ивангород?
    Сегодня ночью. Самому ездить выгоднее, если есть свободное время.
    Еще где-то работаешь?
    Сейчас нет. А прежде работал на электростанции - в подрядной фирме по ремонту. Потом закончился договор. Сейчас жду новую работу в Таллинне. С бензином в Нарве у меня все налажено, и я спокойно уеду.
    Твое дело продолжится?
    Мои машины работают, и сбыт налажен. Единственное, что этих 5-7 человек я заправлять больше не буду. Мои люди будут привозить топливо из Ивангорода, они же смогут и слить - насос включить несложно, потом приедет перекупщик, у него ключи от гаража, он заберет (я буду знать, сколько забрал) - деньги отдаст. Я же буду спокойно работать в Таллинне, платить налоги, нормально себя чувствовать.
    В твоем деле многое на доверии?
    Конечно. Все на доверии.
    Сейчас у тебя есть легальный доход?
    Никакой зарплаты у меня нет. Я пришел на биржу, и мне сказали, что не могу получать компенсацию, потому что в договоре с позапрошлого места работы не хватает какой-то бумаги.
    То есть и безработным не числишься?
    Нет. Зачем вставать на биржу, тупо ходить туда и отмечаться, если не буду ничего иметь с этого? Там предлагают непонятные вакансии в местах, где текучка: считаю нецелесообразным идти работать туда, откуда люди уходят. С точки зрения официальной, у меня есть жена и маленький ребенок, получающий мамину получку. Вот на это как бы и живем - в Таллинне. На границе, если послушать людей, каждый третий - как я: когда-то был на коне - жил и не парился, а теперь живет на границе. Среди "бензовозов" много приезжих со всего Ида-Вирумаа, они вообще бедные: если очередь 36 часов, то столько же приходится и сидеть в машине, а если уедешь домой, то можно профукать очередь.
    Ты живешь в Нарве и в очереди не стоишь?
    Да, просто взял номерок и уехал. Мне позвонят, скажут, когда приезжать.
    Кто позвонит?
    Знакомые. Человек ждет впереди меня, и когда уезжает - звонит: "Я уехал"; значит, и мне скоро пора.
    На твоем примере можно решить, что "бензовозом" в Нарве стать легко.
    Любой может вложиться в машину и работать, но сразу возникнет проблема - сбыт. Нужна клиентура, а здесь, в Ида-Вирумаа, все забито. Надо везти в другие регионы, но и там тоже забито.
    В этой сфере происходят какие-то разборки на почве конкуренции?
    Нет никаких трений. Люди здесь собрались те, которые занялись этим делом не от хорошей жизни. Мы все в одной тарелке, и почему я должен кого-то ущемлять? А нервные срывы случаются в основном только у туристов: в очереди на площадке в "Транссервисе" - порой просто кошмар, особенно летом, можно кино снимать. Когда какой-нибудь проезжающей женщине, отстоявшей в очереди 24 часа, говорят, что она еще не едет или она опоздала, пока кушала, тогда срыв обеспечен.
    В остальном без проблем?
    Самая главная проблема: на эстонской стороне границы искусственно задерживают очередь на выезд. Бывает, что из "Транссервиса" машины не выпускают, а в то же время проезжаешь мимо границы - там никого нет, и такое может длиться и час, и два. Причем если бы Россия не впускала, пограничный мост был бы забит. Возникает вопрос: почему эстонские пограничники не дают сигнала к пропуску?
    Твой вариант ответа?
    Вариант, что есть распоряжение правительства пропускать только энное количество машин в сутки. Впрочем, это понятно: экономика страны подрывается за счет нелегальной продажи топлива...
    Autor: dv.ee Istsenko Olga
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.