Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Cтрана не без заморочек

    За введение электронного гражданства (т.н. э-резидентства), Эстонию уже успели похвалить мировые СМИ, однако известно об этом новшестве относительно мало. Мало говорят и том, что для того, чтобы модель электронного гражданства вообще имела смысл, нужно решить ряд проблем внутри государства. Исполнительный директор лондонского отделения компании 1Office Ивар Вескиоя подробно описал для ДВ преимущества и подводные камни новой системы.

    С декабря граждане иностранных государств смогут ходатайствовать о получении цифровой ID-карты э-резидента за 50 евро. Для этого необходимо дважды посетить пункт обслуживания Департамента полиции и погранохраны. В первый раз– для идентификации личности, и повторно — для получения документа. В посольствах Эстонии ходатайствовать о получении э-резидентства, вероятно, можно будет уже в следующем году.
    Страна без заморочек
    Эстонцы, ведущие бизнес за рубежом, хорошо знают, сколько времени можно истратить на ожидание, подписание и отсылку документов. К этому прибавляется также риск мошенничества. Например, в Швеции и Великобритании подделка подписей при отсылке документов в Коммерческий регистр и банк используется для захвата предприятия.
    Лозунг э-резидентства "hassle-free country" ("страна без заморочек" - англ.) звучит заманчиво прежде всего для тех предпринимателей, которые работают с клиентами на глобальном уровне, предлагая услуги по электронным каналам.  Э-резидентство предоставляет предпринимателю возможность пользоваться эстонскими э-услугами, при этом находясь за лаптопом в других уголках мира.
    Обратят внимание и на своих
    Под руководством  вице-канцлера министерства экономики по вопросам инфотехнологий Таави Коткаса сейчас картографируются все возможные контакты э-резидента с государственными учреждениями и поставщиками услуг в Эстонии. Коткас верно заметил,  что э-резидентство — это всего лишь ключ, к которому мы должны предложить и дом. Наша цель — создание аттрактивной среды для предпринимательства, которая привлекала бы инвестиции и создавала бы дополнительный доход в виде налогов с э-резидентов и потребляемых ими услуг.
    Также это своего рода напоминание о том, что надо подумать и о местных предпринимателях. Государство обязано рассмотреть все то, о чем так долго говорили здешние бизнесмены – проблемные места в деятельности предпринимателей э-резидентов могут совпасть с нашими местными трудностями.
    Проблем пока достаточно
    За учреждением компании, как правило, следует открытие банковского счета и ходатайство о номере налогообязанного. Сегодня банки Эстонии еще не готовы обслуживать э-резидентов в формате, когда э-резидент в Лондоне, получив цифровую ID-карту в посольстве Эстонии, желает открыть банковский счет через Интернет.
    По словам банков, препятствием является  Закон о пресечении отмывания денег и финансировании терроризма. Частному клиенту, подтвердившему свою личность дигитально, закон не позволяет производить переводы на сумму свыше 2000 евро в месяц, да и то делать это можно только внутри государства.  До изменения закона и дополнительных инструкций от Финансовой инспекции банки не готовы применять цифровые способы идентификации личности для открытия счета предприятию э-резиденту.
    Из-за волны мошенничества получение номера налогообязанного с годами усложнилось и для  резидентов. Члены правления-нерезиденты должны учитывать возможность получить приглашение на чашечку кофе в офисе Налогового департамента.
    Также стоит отметить, что при отсутствии внутригосударственного оборота предприниматель э-резидент имеет надежду на возврат входного налога с оборота. Переплаченный налог с оборота возникает сразу же, как только у предприятия появляются расходы, облагаемые налогом с оборота, но отсутствует внутригосударственный оборот. Имеющаяся практика Налогово-таможенного департамента предполагает наличие внутригосударственного оборота для сохранения номера налогообязанного. Эстонскому предприятию, экспортирующему услуги в Европейский Союз, в случае ежемесячного требования возврата налога с оборота обеспечены частые проверки.
    Продажа паев общества с ограниченной ответственностью через Интернет сегодня возможна только для паев, зарегистрированных в Эстонском центре ценных бумаг. В иных случаях необходимо посетить нотариуса или подготовить нотариальную доверенность для доверенного лица. Доверенности, высылаемые по почте, в известных случаях, должны сопровождаться апостилем, получение которого в разных странах сопряжено с различными трудностями. При продаже или покупке паев э-резиденты находятся в таком же невыгодном положении, как и эстонцы, пребывающие за пределами Эстонии.
    Электронные загвоздки
    Сегодня предпринимателю при коммуникации с государственными учреждениями необходимо использовать различные платформы. На предпринимательском портале можно было бы объединить как для местных предпринимателей, так и для э-резидентов возможность выплаты налогов, регистрацию хозяйственной деятельности и регистрацию работников. Также на портале должно быть учтено и  получение связывающих предварительных решений по налогам. Различные разделы портала, некоторые из которых сейчас переведены на другие языки, необходимо преобразовать в один хорошо функционирующий портал для предпринимателей, который был бы доступен на разных языках.
    Также возникает вопрос об обоснованности государственных пошлин и удобстве оплаты их для э-резидента. Государственные пошлины нельзя оплачивать кредитной картой или через систему Paypal; осуществление платежа из банка, находящегося вне зоны европлатежей SEPA, также обуславливают большие временные и денежные затраты. В зону SEPA, например, не входит Великобритания, не говоря о США. Связующее предварительное решение Налогового департамента обойдется предпринимателю в 766,93 евро, регистрация же общества с ограниченной ответственностью в быстром производстве — 185,34 евро. В Великобритании регистрация предприятия стоит 13 фунтов, а оплату можно совершить при помощи кредитной карты. Сделки, совершаемые в Интернете, во всем мире осуществляются с использованием кредитных карт.
    Есть ли решение?
    Законодатель только приступил к работе по ликвидации проблемных мест, предложенных на основании опыта клиентов-нерезидентов лондонского отделения компании 1Office (компания 1Office помогает иностранным предпринимателями вести бизнес в Эстонии – прим. ред.). Мы должны спросить у себя: почему кто-то должен захотеть вести в Эстонии коммерческую деятельность? При реалистичном подходе мы сразу можем исключить такие причины прихода предпринимателей в Эстонию, как привлекательность местного рынка или многочисленность инвесторов. Если мы хотим стать похожими на Люксембург, то мы должны делать то, что они уже сделали, и даже больше. Все это приводит нас к налогам, которые не могут быть больше табуированной темой.
    Между Люксембургом и Эстонией стоит Латвия, где можно распределять промежуточные дивиденды, действует потолок социального налога для высокооплачиваемых работников, а отчуждение участия в компании не облагается подоходным налогом в компании-держателе. На это Эстония в настоящее время может предложить вызывающую удивление обязанность декларировать сделки на сумму в 1000 евро и отсутствие подоходного налога на прибыль. При выплате дивидендов в Эстонии подоходный налог выше, чем во многих европейских странах.
    В рейтинге World Bank Doing Business сразу видно, где еще необходимо поработать. Цель Эстонии достичь 15-го места в рейтинге к 2020 году не очень амбициозна. При постоянном сравнении сходства Эстонии и Сингапура из дискуссии пропадает вопрос, что именно сделали власти Сингапура во имя первого места в рейтинге Doing Business? Настрой законодателя на содержательную работу — наибольшая ценность идеи э-резидентства для эстонского предпринимателя.
    Широкие перспективы
    Выигрывают те, кто устанавливает и продает стандарты. Если цифровая ID-карта и mobiil-ID станут европейским и мировым стандартом — то это большой шанс для Эстонии.
    Если рассматривать э-резидентство как стартап эстонского правительства, то здесь необходимо соблюдать обычные для стартапов правила – расширяться и продавать всеми возможными способами. Победное шествие эстонских технологий не должно заканчиваться выдачей цифровой ID-карты э-резидента в посольствах. Банки во всех уголках мира, предоставляющие своим клиентам возможность совершать Интернет-платежи, могли бы предложить клиентам возможность входа в систему при помощи эстонской чиповой карты или посредством mobiil-ID. Сегодня клиентам за пределами Эстонии высылаются по почте коды и большие ПИН-калькуляторы.
    Налоговая гонка европейских государств
    Возможный успех проекта э-резидентства не останется незамеченным и в других странах, и обязательно появятся подражатели. Успех э-резидентства тесно связан с привлекательностью налоговой среды, и конкуренция здесь очень сильная.
    После кризиса в Европе все четче проявляется желание больших государств уменьшить конкурентные преимущества малых государств в виде предложения более льготной налоговой среды. Унифицирование налоговой базы в Европейском Союзе уменьшило бы возможности Эстонии выделиться.
    Также иностранным предпринимателям э-резидентам необходимо предусмотреть риск того, что местный налоговый департамент будет заинтересован в том, чтобы установить постоянным местом работы компании фактическое местопребывание правления и таким образом обложить ее налогом.
    Autor: dv.ee Ивар Вескиоя
  • Самое читаемое
Статьи по теме

TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.