Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Liviko для ДВ: некомпетентные решения можно заменить на риторику о защите здоровья

    руководитель Liviko Янек Калви

    У Liviko в последнее время полоса неудач. Сначала обвинительный приговор по делу о картельном сговоре, теперь - решение правительства поднять акциз на алкоголь. Деловые Ведомости (ДВ) задали вопросы руководителю Liviko Янеку Калви.

    Янек Калви: некомпетентные решения можно заменить на риторику о защите здоровья
    Что вы думаете о компетентности правительства и этих «метаниях» туда-сюда в вопросах налогооб­ложения? То топливо, то гостиницы, то производители водки под раздачу попадают...
    Совершенно очевидно, что правительству недостаёт денег, но реагирует оно на эту ситуацию действиями, которые денег не принесут, а наоборот - выведут их из страны. Правительство не обладает ни желанием, ни умением искать правильные источники для покрытия недостатка средств. Заслуживало бы уважения, если бы правительство удосужилось изыскать меры, благоприятствующие предпринимательству и экономике в целом. Но практика свидетельствует, что у него нет упорства и желания отстаивать интересы конкурентоспособности Эстонии.
     
    В чём причина такого положения дел?
    Частично - в жизненной незрелости. Производство алкоголя считается отраслью, которой можно «затыкать дыры», т.к. некомпетентные экономические решения всегда можно заменить на риторику о ценностях и защите здоровья населения. Если бы правительство действительно заботилось о здоровье нации, то ликвидировало бы существующую разницу между акцизом на крепкий алкоголь и на пиво. А так это просто постыдное благоприятствование производителям пива. Уже доказано, что акциз на крепкие напитки, в 2,62 раза превышающий акциз на пиво, необоснован и правильнее было бы акцизы уравнять.
    Сегодня глава правительства ведёт себя как заложник определённых заинтересованных групп, обещания которым связывают по рукам и ногам всю его политику. 10-процентное повышение акциза на алкоголь в 2016 г. будет означать подорожание бутылки пива на 2 цента, а бутылки водки – на 50 центов. Планируемое повышение на 15% соответственно повлияет на цену пива на 3 цента, а на цену водки – на 76 центов. Повышение ставки акциза на один и тот же процент даёт совершенно разное влияние на различные виды алкогольных напитков! С каждым таким повышением ставки акцизов пиво относительно водки дешевеет.
    Независимые эксперты в области здравоохранения говорят о необходимости уравнивания акцизных ставок, но правительство продолжает утверждать, что повышение акцизов направлено на сохранение здоровья населения. Но никто не отказывался от пива при прежних повышениях акциза и не откажется в будущем, т.к. 3 цента особо погоды не делают. Эта программа не основана на анализе этого сектора экономики. Уже сейчас государство получает за счёт акцизов меньше денег, нежели было запланировано.
     
    Вы сказали, что для Liviko план повышения акциза на алкоголь неприемлем, поэтому компания рассмотрит возможность перевода продаж в Латвию…
    AS Liviko проводит подготовку к тому, чтобы перенаправить бизнес в большей мере через Латвию, где уже сейчас на крепкий алкоголь действует ставка акциза, которая ниже эстонской на 29%, а со следующего года она будет ниже эстонской на 36,7%. Прогнозируется, что в результате этого в следующем году в эстонский бюджет поступит на 10-15 млн. евро меньше, чем поступало в 2014 г. Большую часть этой суммы сокращения составит уменьшение акцизных поступлений из-за перенаправления их в другой госбюджет. Liviko уплатило в 2014 г. Эстонии 49 млн. евро в виде акцизов, а вместе с прочими налогами нами было уплачено 64,2 млн. евро. Так же как до сих пор эстонская экономика выигрывала от финской «алкогольной политики», так же теперь будет выигрывать Латвия от эстонской политики.
     
    Зачем обнародовать такие планы? Это рычаг воздействия на правительство?
    План организации продаж через латвийский рынок был нами озвучен для того, чтобы уведомить правительство, какова реакция предпринимателя на создание ими такой экономической среды. Мы надеялись, что при расчётах на бумаге гипотетических поступлений они получат представление о том, что в результате этого решения должен предпринять предприниматель, чтобы сохранить свою конкурентоспособность.
    Вывод из налоговых доходов Эстонии 10-15 млн. евро уже в следующем году – это реалистичный сценарий, и это было задумано как «информация к размышлению», чтобы правительство могло бы вести себя как-то иначе, с большей любовью к Эстонии, скажем так. Но правительство озвучило прогноз о повышении акциза в течение 5 лет, в который фактически «вписало», что финны больше не будут оставлять в Эстонии деньги в прежнем количестве и в бюджет их тоже поступит меньше.
    По оценке Института конъюнктуры около половины акцизных поступлений в эстонский бюджет дают туристы, поэтому ставка акциза на крепкий алкоголь касается всех отраслей, связанных с туристическим сектором. Наивно думать, что потери понесёт только производитель крепкого алкоголя. Понесут потери гостиницы, рестораны, развлекательные заведения... До сих пор происходившая весьма успешно торговля в северном направлении теперь всерьёз переориентируется на южное, и Эстония отнюдь не будет выгодополучателем. Эстония проиграет по собственной глупости. Здесь не стоит искать каких-то попыток влияния, это просто прагматичный ответ бизнеса на налоговую политику.
     
    Оборот Liviko от реализации в Эстонии составляет 60%, и 40% приходится на другие страны ЕС. У вас есть своя доля на иностранных рынках. Как планируете её наращивать?
    Экспорт для Liviko важен и останется важным. Мы на сегодня экспортируем примерно треть своей продукции. Успешно экспортируют те, кого поддерживает оте­чественный рынок. Производство крепкого алкоголя в Эстонии такой поддержки не получает из-за акцизной политики, но мы высоко ценим доверие потребителей к нашей марке и стараемся её развивать. Недавно наша водка «Hobe Vodka» выиграла титул лучшего алкогольного напитка на конкурсе лучших продуктов питания Эстонии.
     
    По вашему мнению, туристы из Скандинавии поменяют Эстонию на Латвию, если повысить акциз, а Liviko нарастит продажи в Латвии за счёт перераспределения туристического потока?
    Туристы будут покупать алкоголь с акцизными марками Латвии. Границы в Евросоюзе для перевозки алкогольной продукции открыты. Это схема, при которой налоговые поступления потекут в бюджет Латвии, а социальные последствия от потребления алкоголя останутся в Эстонии.
     
    Если Liviko планирует нарастить свою долю рынка в Латвии ровно настолько, насколько уменьшится потребление в Эстонии, то как можно прогнозировать эти изменения?
    Покупка алкогольной продукции в Латвии будет становиться и для жителей Эстонии, и для туристов все более привлекательной. Через 5 лет до 50% от суммы поступающих сегодня в бюджет Эстонии акцизов может исчезнуть. Если Эстония поднимает акциз на 15%, 10%, 10% и т.д. (на разные виды продукции. – Прим. ред.), то Латвия поднимает акциз на крепкий алкоголь на 1,7%, 1,1% и 0,7%. Таким образом, уже видно, что это решение поставит точку на длившейся 25 лет истории эстонско-финской туристической торговли.
     
    Серьёзное подорожание качественного крепкого алкоголя нередко приводит к появлению на рынке большего количества фальсификата и самогона. Есть ли такая опасность сейчас?
    К сожалению, это правда, что проблема фальсифицированного алкоголя касается именно рынка водки. Например, такого продукта, как фальсифицированное пиво, не существует.
    По оценке Института конъюнктуры примерно 25% от всего эстонского рынка водки составляет фальсификат и контрабанда, что означает организованную преступную деятельность. Доля контрабандного алкоголя и фальсификата после резких повышений акцизов всегда увеличивалась скачкообразно.
    Проблема в том, что бизнес по производству поддельной водки является огромной опасностью не только для сбора налогов и конкурентной среды в целом. В план повышения акцизов изначально «вписано» развитие рынка фальсификата и рост числа отравлений из-за употребления ими различных суррогатов.
    Новое повышение акциза простимулирует торговлю алкоголем на теневом рынке.
     
    Не уступит ли Liviko свою долю рынка в Эстонии украинской и белорусской продукции?
    Liviko производит местный алкоголь, и фактическую долю рынка мы не собираемся никому уступать. Liviko не будет ведь переводить в Латвию производство. Качество и чистота водки от Liviko очень высоки, и они ценятся на рынке. Украинскую и белорусскую продукцию тоже заденет повышение акциза на эстонском рынке, так же как и нас.
     
    Это недавно завершившееся уголовное производство было уже не первым, но на этот раз, в отличие от предыдущего, у прокуратуры получилось достичь своих целей. У неё были скрытые цели, или чем можно объяснить упорное преследование компании за картельный сговор?
    В прошлый раз, когда Liviko несправедливо обвиняли, суд высшей инстанции наше предприятие оправдал. AS Liviko не заключало со своими конкурентами незаконных соглашений и будет, конечно, обжаловать дальше решение суда первой инстанции. Это не первый раз, когда нам приходится бороться за установление справедливости. Таким образом, мы продолжим добиваться снятия несправедливых обвинений.
    Autor: Анастасия Тидо
  • Самое читаемое
Статьи по теме
Все статьи по теме

Японский рынок продолжает лихорадить: теперь падает иена
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.