Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Enefit: лови волну!

    На минувшей неделе прозвучала новость: государственная компания Eesti Energia предложит построить второй завод по технологии Enefit 280, как только мировые цены на нефть поднимутся до 60-65 долларов за баррель. Что означает такой проект для государства и налогоплательщиков? Какие у него перспективы?

    Фактически, руководитель компании заявил, что уже при повышении цен на 20-25% от текущего уровня можно вносить соответст­вующее предложение. По словам руководителя Eesti Energia Хандо Суттера, используемая Eesti Energia (ЕЕ) технология рассчитана на цены на нефть на уровне 60-65$ за баррель. «Мы развиваем свои технологии так, чтобы новые инвестиции становились возможны при цене на масло в диапазоне 60-65 долларов за баррель. Сейчас эта цена ниже 50 долларов, т.е. немного не дотягивает, но если она подрастёт, то мы готовы предложить принять решение о новых инвестициях», - сказал Суттер.
    Что означает для государства и налогоплательщиков такой проект? Во-первых, всех интересует стоимость проекта. На вопрос о том, сколько будет стоить новый завод, член правления гос­компании ДВ не ответил (см. интервью по ссылке ниже). Мы посчитали, во что обошёлся первый завод Enefit280, строительство которого началось в 2009 г., а завершилось в 2012 г. За эти годы согласно годовым отчётам компании в завод было инвестировано: в 2010 г. - 494 млн. ЕЕК (31,5 млн. евро), в 2011 г. - 111,5 млн. евро, в 2012 г. - 222 млн. евро, что в сумме даёт 365 млн. евро. Таким образом, речь может идти примерно о такой сумме с учётом инфляции. На воп­рос, где ЕЕ возьмёт деньги на этот завод, мы также ответа не получили.
    Предположим, надежда на банки. Возможно, но тут нужно учитывать два момента. Во-первых, сланцевый сектор на сегодня во всём мире финансируется не очень охотно. Например, Financial Times недавно писала, что американским компаниям сланцевого сектора по результатам второго квартала 2016 г. удалось разместить облигаций всего на $280 млн., что представляет собой результат даже хуже, чем в период кризиса 2008-2009 г.г. Ситуация с банковским кредитованием часто не лучше: с помощью синдицированных кредитов предприятиям сектора удалось набрать также самую незначительную сумму с начала 2014 г. Во-вторых, уже не первый год ЕЕ имеет рейтинг ВВВ +/Ваа1 (стабильный/негативный). В 2014 г. чистая прибыль составила 159 млн. евро, в 2015 г. - 40 млн. евро, т.е. падение составило 75%. За второй квартал 2016 г. падение прибыли в сравнении с 2015 г. составило еще 44%. Нам остаётся только гадать, каковы перс­пективы получения кредита или привлечения средств под такой проект в случае выхода предприятия на биржу.
    Почём будет бочка нефти?
    Какие основания ожидать, что цены на нефть в самом деле вырастут? ДВ решили выяснить, что может стоять за обещанием EE, и на чём оно будет основано. Прогнозы относительно перспектив рынка нефти разнятся в деталях, но большинство аналитиков причин для существенного роста цен на сырую нефть в ближайшие годы не видят. С одной стороны, нет оснований особенно полагаться на прогнозы аналитиков, так как оно зачастую сродни гаданию на кофейной гуще. Особенно оптимистичными были ещё недавно собственные аналитики нефтедобывающих компаний: «Мы не видим оснований для снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе ниже 100$ за барр. Политика стран ОПЕК и доллар США будут тоже поддерживать высокую цену на нефть. Страны ОПЕК будут поддерживать цены выше 100$/барр., чтобы выполнить свои бюджетные обязательства», - гласит исследование «Глобальные тренды на рынке нефти. Рынки до 2025 г.», подготовленное специалистами Lukoil в 2013 г. С другой стороны, нынешнее пессимис­тичное настроение объясняется реальными факторами. На рынок нефти давит рост её добычи, особенно с появлением новых поставщиков (Иран, с которого сняли санкции, например). Одновременно происходит сокращение потребления и развитие альтернативных ископаемым источников энергии, а также технологий, их использующих. В прогнозе Всемирного банка указано, что в реальном долларовом выражении (т.е. с учётом инфляции) цены вырастут до 60,6$/барр. только к 2022 г., а в 2025 г. составят 66$/барр.
    Согласно анализу «Обзор рынка нефти и газа 2016» от компании Deloitte, после обрушения рынка нефти добывающий сектор прошёл ряд стадий. Была стадия отрицания: «это ситуативный провал, и долго он не продлится». Затем была злость: «Это ошибки ОПЕК! Зачем было так много производить?!» Затем были попытки приспособиться, затем - депрессия сектора, т.к. денежные потоки продолжали уменьшаться. Сейчас наступила стадия «принятия новой реальности», когда крупнейшие участники рынка смирились с тем, что в таких условиях придётся существовать теперь долго.
    Ждать ли картельного сговора ОПЕК?
    Сможет ли повлиять на цены договорённость стран ОПЕК? В рамках Организации стран-экспортёров нефти за последнее время несколько  раз обсуждали возможности заморозки добычи, но результата переговоры не принесли. С понедельника в Алжире проходит Международный энергетический форум, в рамках которого страны-экспортёры нефти планируют снова попытаться договориться о заморозке добычи. Инициаторами обсуждения выступают Венесуэла, Эквадор и Кувейт. Надежды на то, что в этот раз получится, немного, т.к. ряд стран не заинтересованы в этом. Министр нефти Ирана Бижар Намдар Зангане сказал в понедельник, что от этой неофициальной встречи не стоит ожидать многого. «Встреча носит рекомендательный характер, большего ожидать не стоит», - приводит слова министра иранское агентство SHANA. Отношение же российских чиновников к встрече в Алжире меняется в зависимости от перспектив. 5 сентября глава Минэнерго РФ Александр Новак сказал, что «вопрос о возможности сокращения добычи нефти должен быть согласован со странами-участницами ОПЕК к планируемой в Алжире неформальной встрече». 25 сентября Новак сказал: «Мы не обсуждаем вопрос снижения добычи нефти искусст­венным способом. Для нас в принципе не критично».
    Партнёр консалтинговой компании Rusenergy Михаил Крутихин пояснил  по поводу Алжира: «По-моему, аналитики уже устали комментировать подобные заявления по поводу ОПЕК, поскольку все эти заявления не имели ничего общего с дейст­вительностью. Например, призыв заморозки... Но сейчас я думаю, что это произошёл вброс, который рассчитан на то, что для некоторых небольших игроков временное повышение цен на рынке - повод сыграть в течение дня... Цены снова упадут, и люди получат неплохие доходы на продажу своих фьючерсов на пике. Иран, Нигерия, Ливия, Россия, Сау­довская Аравия, США не понизят свою добычу. Тем более замораживать никто этого не будет» (цит. по BFM.ru). Многие аналитики единодушны в том, что временные отскоки цен не имеют под собой фундаментальных оснований. До 50$/барр. нефть марки Brent доходила в последние недели из-за спекулятивных ожиданий в связи с алжирской встречей.
    Когда наступит конец «нефтяного века»?
    Саудовская Аравия, которая даёт рекордный уровень добычи. Администрация энергетической информации США говорит о росте производства в США до 8,597 млн. барр./день, и оно продолжит расти. В исследовании PwC (2016 Oil and Gas Trends) говорится, что следует готовиться к будущему, в котором ограничат добычу ископае­мого топлива. «Каменный век закончился не потому, что закончились камни. Нефтяной век закончится задолго до того, как закончится нефть», - сказал шейх Ямани, бывший министр Саудовской Аравии. «Очевидно, что нефтедобыча переживает одно из самых больших потрясений в истории, которая в конечном счёте предопределит будущее энергетического бизнеса. Компании отрасли должны решать вопрос снижения затрат и инвестиционных проблем», - говорится в исследовании. Крутихин в интервью для Радио Свобода пояснил, что на рынок продолжат давить и спрос, и предложение. По его словам, мы вступили в длительную полосу изобилия дешёвой нефти.
    Насколько же разумно сейчас вкладывать в сектор, продукция которого зависит непосредственно от цен на нефть? ДВ задали свои вопросы руководству Eesti Energia. На наши вопросы ответил член правления компании Маргус Валс.
    Autor: Анастасия Тидо
  • Самое читаемое
Статьи по теме
Все статьи по теме

TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.