Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Закон о госпоставках стал проще

    Фото: Andras Kralla

    Цель обновления Закона о госпоставках заключается в том, чтобы обновить его, сделать гибче организацию госпоставок, уменьшить административную нагрузку, унифицировать предельные нормы.

    В Рийгикогу находится на рассмот­рении новый Закон о госпоставках, который объединит три новые директивы о госпоставках. На европейском уровне принятие новых директив объяснили желанием добиться большей гибкости и улучшить положение малых и средних предприятий (МСП). Главная цель регулирующего госпоставки законодательства ЕС заключается в придании большей эффективности конкуренции на внутреннем рынке, но бюрократизм и трудный для понимания язык нормативных актов служили значительным препятствием для участия МСП в гостендерах. При этом около 90% сектора составляют именно МСП.

     
    Основные изменения
    1.Регулирование концессий на услуги и строительные работы. Если ранее концессии на услуги не были урегулированы на уровне госпоставок и при их организации исходили только из принципов базовых договоров, то теперь была принята отдельная директива о заключении концессионных соглашений 2014/23/ЕС.
    В результате на европейском уровне регулирование концессий стало более тщательным. Однако, как это ни парадоксально, в Эстонии нормы становятся более гибкими. В соответствии с действующим законом, концессионное производство следует проводить в виде открытой тендерной процедуры или в виде тендерной процедуры с объявленными переговорами. Новый закон устанавливает для концессионных соглашений совершенно отдельные процессуальные правила.
    2.Новые виды процессов – инновационное партнёрство и заказ социальных и специальных услуг. Инновационное партнёрство является совершенно новым видом процесса, посредством которого поставщик (как следует из названия) может заказать инновацию.
    По сути, инновационное партнёрство подходит поставщику, если ему нужна услуга или товар, которые сегодня отсутствуют на рынке и разработку которых участники рынка считают без финансирования слишком рискованной.
    По упрощённому порядку, социальные и специальные услуги связаны с заказываемыми услугами, но следует помнить, что список услуг между двумя видами процесса не полнос­тью совпадает.
    3.Устранение и компенсирование. Уже много лет в секторе госпос­тавок головную боль доставляют подрядчики, которые, не достроив объект, совершенно спокойно участвуют в следующем тендере (иногда у того же поставщика).
    Действующий закон не предусматривает возможность отстранения подобных участников от тендера, но новая директива позволяет отстранить от участия в тендере участников, которые в существенной мере или неоднократно нарушали ранее заключённые договоры поставок таким образом, что в результате подобных нарушений были применены средства правовой защиты (формулировка законопроекта).
    При этом неважно, договор поставок какого поставщика был нарушен. Следует отметить, что на практике ощущалась острая нехватка подобного положения, но законодатель урегулировал данный вопрос слишком поверхностно, и можно предсказать, что в связи с этим возникнет много споров (что такое существенное нарушение, является ли два небольших нарушения уже неоднократным нарушением, должно ли применение средств правовой защиты проходить судебную проверку и т.д.).
    В противовес в директиве и законе предпринимателю предоставляется возможность при определённых условиях загладить своё поведение. Законопроект совершенно иначе подходит к задолженности по налогам по сравнению с действующей регуляцией.
    В соответствии с новым законом, налоговая задолженность должна отсутствовать не только в конкретную дату, но и в течение всей процедуры поставки. Если поставщик обнаружит задолженность по налогам, то участнику тендера предоставляется 3 рабочих дня на её ликвидацию.
    4.Изменения, связанные с квалификацией. С целью уменьшения административной нагрузки и эффективного привлечения малых и средних предприятий (МСП), новая директива предусматривает новую систему квалификации, в соответствии с которой участ­вующие в тендере компании должны представить доказательства, подтверждающие соответствие условиям квалификации (при тендерах, превышающих международную предельную норму, в паспорте поставки, в остальных случаях – в свободной форме).
    Подтверждающие квалификацию документы представляет только выигравший тендер участник. Если он не сможет их представить или поставщик обнаружит несоответствие, то победителем признаётся следующий участник тендера.
    Также директива установила минимальное требование к обороту – 2-кратная предполагаемая стоимость. На практике считалось обоснованным требованием, чтобы в зависимости от предмета тендера оборот составлял максимально 4-кратную предполагаемую стоимость. Так что это дейст­вительно хорошая новость для МСП.
    Также мы вернёмся назад к временам предоставления данных о субподрядчиках, поскольку в соответствии с директивой и законом участник тендера, опирающийся на опыт или специалистов субпод­рядчика, должен представить подтверждение субподрядчика об отсутствии оснований для отстранения. Этим будет элиминирована ситуация, когда генпод­рядчик квалифицируется через субподрядчика, который может быть, как признан виновным в коррупции, так и быть патологическим должником по налогам.
    5.Простые поставки. В первой версии законопроекта, опубликованной в мае 2015 года, предусматривалась отмена положений, регулирующих простые поставки, и снижение внутригосударственной предельной нормы.
    Поскольку предложение было раскритиковано уже на этапе согласования, в версию, переданную в Рийгикогу, простые поставки снова включены. При этом предельная норма простой поставки была увеличена (20 000 евро). В данный момент экономическая комиссия обсуждает отмену простых поставок, и пока воп­рос висит в воздухе. 6.Внесение изменений в договор поставки. Настоящей революцией в новых директивах о госпоставках стало изменение положений, касающихся внесения изменений в договор поставки.
    Сейчас они стали более гибкими. Например, уже на уровне директивы предусмотрено право на заказ дополнительных работ в объё­ме 10%, на замену подрядчика в случае реструктуризации последнего, непредвиденные, но необходимые работы, которые прежде приходилось заказывать в ходе отдельного тендера и т.д.
    Autor: Анастасия Тидо
  • Самое читаемое
Статьи по теме
Все статьи по теме

TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.