Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Ветер, солнце, опилки = деньги

    Современные технологии позволяют получить энергию из солнца даже в Эстонии, хоть из самого слабого лучика. Энергетика на возобновляемых источниках - уже не просто дорогая "игрушка" для богатых стран. Это перспективный бизнес на ближайшие десятилетия.

    СПРАВКА

    Члены Эстонской палаты возобновляемой энергии - производители:

    AS Fortum Eesti

    AS Nelja Energia

    OU Graanul Energia

    OU Utilitas Tallinna Elektrijaam

    Auragen OU

    Члены Эстонской палаты возобновляемой энергии - ассоциации:

    MTU Eesti Biogaasi Assotsiatsioon

    MTU Eesti Joujaamade ja Kaugkutte Uhing

    MTU Eesti Tuuleenergia Assotsiatsioon

    MTU Eesti Veskivaramu

    Eesti Paikeseelektri Assotsiatsioon

    Источник: Eesti Taastuvеnergia Koda

    Сегодня экологичная энергетика, использующая силу ветра, солнца, биомассы начинает ускоренными темпами отнимать рынок у угля и АЭС и не только в Европе, традиционно передовой в этой отрасли, но и в Азии, Южной и Центральной Америке. Первой страной, полностью перешедшей на возобновляемую энергетику, стала Коста-Рика. В прошлом году на открытии гидроэлектростанции президент страны сообщил о достижении 100% охвата. Эстония в этом энергетическом секторе не в первых рядах, но двигается успешно. Кем и из чего производится большая часть «зелёной энергии» в нашей стране?
    В Эстонии производством электроэнергии из возобновляемых источников занимается госконцерн Eesti Energia и ряд частных компаний, объединившихся в Палату возобновляемой энергии (см. Справку)*. Эти предприятия используют для производства электроэнергии и тепла преимущественно энергию ветра и биомассу как наиболее доступные ресурсы. Тем не менее, выбор возможностей намного шире. Закон о рынке электроэнергии ЭР предусматривает перечень возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ). Статья 57 Закона относит к ВИЭ воду, ветер, солнце, волны, силу приливов и отливов, тепло земных недр, биогаз, биомассу, газы, выделяемые отходами и при очистке сточных вод. Благодаря использованию для производства тепловой и электрической энергии бытовых отходов, биомассы и ветра Эстония демонстрирует неплохие темпы роста доли возобновляемой энергии.
    В прошлом году правительство одобрило программу развития энергетики Эстонии до 2030 г. (ENMAK), которая предусматривает создание открытого и свободного рынка топлива и электричества к 2030 г., вхождение электросистемы в синхронную зону ЕС, рост доли возобновляемой энергии в энергоснабжении Эстонии. К 2030 г. доля возобновляемой энергии должна составлять 50% потребляемого электричества и 80% потребляемого тепла. При этом налоговая среда и ограничения на выбросы СО2 должны поощрять инвестиции в возобновляемую энергию, а дотирование этого сектора за счёт бюджета планируется сократить до минимума.
    Сегодня доля возобновляемой энергии в электроэнергетике приближается к 30% от конечного потребления (по данным на конец 2015 г. составляла около 28%). В теплоэнергетике эта доля в 2015 г. составляла 45 %, преимущественно за счет активного использования биомассы (подробнее ниже). По данным компании Elering, в 2015 г. из возобновляемых источников произведено 1507 ГВт энергии. Их них 784 ГВт или 52% произведено из биомассы, биогаза и газа, выделяемого отходами.
    Зеленая энергетика в цифрах
    В Эстонии сегодня всего 139 ветряков суммарной мощностью 309,96 MW.
    Станций когенерации, производящих электро- и тепловую энергию из биомассы и газа от биоотходов в Эстонии 12, станций, работающих на биогазе - 9.
    Солнечная энергетика тоже развивается. Если считать крупными производителями энергии тех, что имеют оборудование мощностью свыше 200 КВт, то по данным Elektrilevi к общей сети присоединяются на сегодня 9 станций, работающих при помощи солнечных батарей общей мощностью 3,9 МВт.
    Мелких производителей энергии из солнца мощностью 100 КВт -200 КВт в Эстонии 28.
    Здесь важно отметить, что в последние полгода присоединение к сети более крупных солнечных производств сильно активизировалось – все станции мощностью свыше 200 КВт подписали договор о подключении к сети в пределах последних 6 месяцев. Это означает, что тренд в этой части энергетики положительный и станций будет больше. Микропроизводителями считаются те, чье оборудование не превышает по мощности 15 КВт /ч. На конец 2016 г. таких производителей в Эстонии было 816. Из них 789 производили электроэнергию при помощи солнечных панелей, 20 – при помощи ветряков и 3 при помощи силы воды (гидротурбин).
    Древесные отходы - наше «золото»
    Сжигание биомассы для производства электроэнергии сегодня в Эстонии самый недооценённый ресурс для увеличения доли возобновляемой энергии.Концерн Graanul Invest AS - один из крупнейших игроков на рынке биомассы в стране. Всего концерну принадлежит 11 пеллетных производств в Эстонии, Латвии, Бельгии, пять станций когенерации и вспомогательные предприятия. В Эстонии, например, на этом рынке работают OU Helme Energia, OU Imavere Energia, OU Osula Energia. Также на рынке производства энергии из биомассы, в том числе в режиме когенерации, работает концерн Fortum. Госконцерн Eesti Energia, который большую часть энергии генерирует из продуктов сланцевого производства, тоже планирует повышение доли как альтернативных, так и возобновляемых источников энергии до 40% от всего объёма производства. 
    По состоянию на 2015 г. доля таких источников энергии составляла 12% от общего объёма производства Eesti Energia. Для достижения этой цели Eesti Energia развивает парк ветрогенераторов на выработанном торфянике Тоотси Суурсоо и проект в секторе солнечной энергии на Рухну.Однако, по мнению руководства госконцерна, в качестве топлива именно биомасса является недооценённым и очень выгодным местным сырьём. К биомассе относят, например, энергетическую древесину, а также отходы лесной промышленности, которые не подходят для применения в бумажной или деревообрабатывающей промышленнос­ти. «Использование биомассы на сланцевых электростанциях – хороший пример того, как сланцевая промышленность может поддержать достижение целей в области возобновляемой энергии. Сегодня на Нарвских электростанциях используется биомасса, причём без каких-либо субсидий, - поясняет Суттер. - Нарвские электростанции способны предлагать потребителям самую дешёвую возобновляемую электроэнергию – используя в качестве топлива биомассу».
    ИНТЕРВЬЮ
    О ветроэнергетике в Эстонии рассказывает председатель правления AS Nelja Energia Мартин Круус.
    Программы развития энергетики обещают постепенный переход только на возобновляемые источники. Очевидно, это убьёт сланцевую энергетику. Как Эстония с этим справится?
    Постепенный уход от сланца как источника энергии давно предусмотрен государственными планами - «Программой развития энергетики Эстонии до 2030» (ENMAK 2030+) и «Основами климатической политики до 2050». ENMAK предусматривает переход к 2030 г. на возобновляемые источники на 50% и снижение выбросов СО2 на 70%. Государство исходит из обязательства стран ЕС снизить выбросы парниковых газов до 2030 г. на 40% в сравнении с 1990 годом. Климатические соглашения и снижение стоимос­ти производства энергии из ВИЭ - это главные маркеры современной энергетики. Разумеется, ресурс уже имеющихся конвенциональных электростанций нужно использовать до конца, но строительство новых таких же в дальнейшем совершенно неоправданно, так как они уже сегодня неконкурентоспособны.
    Это выгодно рядовому потребителю?
    Широко распространившиеся благодаря климатической политике технологии добычи энергии из ВИЭ снизили цены на рынке электроэнергии, а благодаря эффекту масштабности они продолжают снижаться дальше. Для потребителя развитие возобновляемой энергетики – это очень хорошо, так как цены будут падать. Такое направление развития энергетического сектора целесообразно и с экологической, и с экономической точки зрения. При производстве электроэнергии из ветра у производителя нет обязательств по платежам на выбросы и отходы, а расходы на оперирование и текущее обслуживание ветропарков низкие. Именно поэтому сегодня в Северной Европе ветер даёт самую дешёвую энергию, если сравнивать общие суммы расходов, т.н. новые электрогенерирующие мощности.
    У предприятия Nelja Energia уже есть ветропарки и на суше, и вы развиваете проект в море. Расскажите об их специфике.
    Наземная или оншорная ветроэнергетика ограничена рядом экологических факторов и требований оборонного характера. Принципы разумного и бережного использования лесов и земельных ресурсов ограничивают интенсивное развитие биоэнергетики. Таким образом ветер в море для Северной Европы – это всё же самый доступный ресурс. Хотя первоначальные инвестиции в оффшорные ветряки выше, но и ветра в море больше, а развившиеся технологии снизили в разы стоимость производства. Ещё в начале нулевых цена производства электроэнергии ветропарками Великобритании составляла 158 - 177 евро за МВт/ч, а недавно датский ветропарк на аукционе выиграл с предложением 50 евро за МВт/ч.
    Какова сегодня себестоимость ветровой энергии?
    Себестоимость постоянно снижается. В нашем самом последнем проекте - ветропарке Silute в Литве на 60 МВт электроэнергия стоит первые 12 лет 6,95 евроцента заевро за КВт, а по истечении 12 лет будет продаваться только по рыночной цене. Недавнее исследование университета Аалто показало, что ветроэнергетика снижает цены на энергию значительнее, чем требуется на её же поддержку государством. 10% ветровой энергии в системе Nordpool снижает для потребителя Северных стран цену на электро­энергию на 50%, так что для потребителя это очень выгодно.
    -Будет ли и дальше снижаться стоимость технологий настолько, чтобы, скажем, мини-ветрогенератор или солнечная панель стали бы доступны в строительном магазине и могли бы вырабатывать энергию для отдельного домохозяйства?
    Я думаю, что в будущем в Северной Европе электроэнергетика будет состоять из 4 компонентов: ветроэнергетика как энергетическое производство, солнечные панели на зданиях, крупные мощности для загрузки и хранения произведённой энергии вроде аккумуляторов, а также «умных» сетевых технологий, которые оптимально соединят производство энергии и потребителей.
    -Ходит множество слухов о том, что вибрации и шум от ветропарков плохо сказываются на здоровье людей и животных. Стоит ли бояться строительства ветропарков? Я сама живу рядом с ветропарком, но шума не слышу, и птиц у нас много. Есть какие-то на этот счёт ограничения по расстоянию до населённых пунктов?
     В медиа распространяется много неконтролируемой информации, и это не изменить, а предприятия ветроэнергетики должны просто быть готовы к тому, чтобы предоставить общественнос­ти факты. Лучшее подтверждение того, что ветряки не опасны – это опыт. На сегодня они стоят уже везде по всей Европе, и жизнь продолжается. Действующие в Эстонии нормы по предельному шуму требуют, чтобы рядом с жилыми домами шум не превышал 45 дБ днём и 40 дБ ночью. Они и не превышают.
     -Также противники ветропарков пишут, что ветрогенераторы забирают часть кинетической энергии движущихся воздушных масс, из-за чего падает скорость движения этих масс, и всё это может повлиять неким образом на локальные климатические условия. Насколько обоснованы опасения?
     Они совершенно безосновательны с научной точки зрения.
    -В ближайшее время планируете инвестировать в расширение?
    -В последние годы мы отлично выросли за счёт мощностей в Литве и Латвии. В прошлом году был закончен наш самый большой ветропарк – Silute, состоящий из 24 ветряков общей мощностью 60 MW. В Латвии готовы когенерирующая электростанция, производящая также тепло, основанная на возобновляемых источниках, а также завод древесных пеллет. В Эстонии работаем над тем, чтобы внедрять «зелёные проекты» совместно с другими странами. Эстония достигла поставленных в этой отрасли целей и может помочь другим.
    Интервью с председателем правления Fortum Eesti AS Марго Кюлаотсом о том, как вырабатывается энергия из биомассы можно прочесть здесь.
    Autor: Анастасия Тидо
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Вкус биржи: любишь какао, люби и денежки платить. Биткойн отдыхает
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Тийт Пруули: обсудим введение налога на собак!
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
«Вечером стулья – утром деньги». Боль в спине вдохновила таллиннца начать бизнес
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.