Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Человек vs робот – конкуренция или сотрудничество?

    Юлле Матт, руководитель отдела персонала Swedbank в ЭстонииФото: Andra Rinderberg, Swedbank AS, personalispetsialist

    Стремительное развитие технологий, активная роботизация и растущая продолжительность трудовой жизни за последнее десятилетие серьезно сказались на нас. Ближайшее будущее обещает нам только ускорение этих процессов, что в предстоящие годы существенно отразится как на рабочей среде и характере выполняемых работ, так и на преподаваемых дисциплинах и самой сути учебы в целом.

    Есть должности, которые если и не исчезнут, то в силу упомянутого выше изменятся до неузнаваемости. И эти изменившиеся должности в свою очередь потребуют от работников новых знаний и навыков. В XXI веке для человека ключевой компетенцией на рынке труда становится умение учиться, то есть способность оперативно приобретать новые знания и адаптироваться к изменениям. Готовы ли мы как работодатели и работники идти в ногу со временем и контролировать перемены в своей трудовой жизни? Что мы должны изменить в своих подходах к работе и учебе, а также в системе образования, чтобы подготовиться к этим изменениям?
    Сегодня мы живем и работаем в относительно спокойном мире со сформировавшимися системами труда и образования. В школах преподается множество дисциплин, рабочие процессы управляются по большей части только людьми, эффективность труда измеряется в основном при помощи показателей оценки работы человека, а не машины. Мы привыкли к этому. Мы также привыкли к тому, что система образования готовит специалистов для основных отраслей и сфер деятельности, обеспечивая новичков на рынке труда необходимыми знаниями и навыками. При этом работодатель берет на себя ответственность за дальнейшее обучение сотрудника на рабочем месте. Непрерывное образование, о котором в последнее время говорят все чаще, пока еще не стало для людей чем-то само собой разумеющимся в контексте все более широкого использования технологий и, в идеале, управления ими.
     
    Насколько непрерывное образование экономически необходимо?
    В перспективе ближайших пяти лет технологии позволят все активнее вовлекать в рабочий процесс искусственный интеллект, что приведет к долгожданному повышению эффективности труда. Уже сегодня для выполнения рутинных и стандартных задач на многих рабочих местах человек не нужен, поскольку с этим частично или полностью справляется машина или, если хотите, искусственный интеллект. Звучит как решение? Для экономики – да, однако такое развитие событий само по себе не сделает наш быт более удобным, поскольку рост продолжительности трудовой жизни и все усложняющиеся рабочие процессы требуют от персонала постоянной учебы и повышения квалификации до самого выхода на пенсию. Искусственный интеллект не обесценивает людей на рынке труда, а парадоксальным образом повышает значение образования для человека, экономики и общества в целом. В первую очередь для того чтобы мы были в состоянии справляться с более сложными задачами и находить общий язык с искусственным интеллектом и активно развивающимися технологиями.
    Таким образом, необходимость в постоянном дополнительном обучении и переобучении становится все более актуальной и не ограничивается лишь формальным образованием. Сегодня мы получаем специальность,как правило, за 5 лет: 3 года учимся в профессиональном учебном заведении или бакалавриате и еще 2 года – в магистратуре. Но готова ли наша работа ждать нас так долго и можем ли мы надеяться на то, что для успеха на рабочем месте нам хватит полученных в школе знаний? Однозначно – нет. Учебные заведения уже сейчас не могут обеспечить нас всем необходимым для долгой трудовой жизни. При этом образовательная система должна быть в состоянии научить нас тому, как самостоятельно и непрерывно пополнять свой багаж навыков с учетом меняющихся технологий.
    Почему нам стоит отнестись к учебе с большей любовью?
    Прежде всего потому, что это поможет нам не отстать от технологического прогресса и создать предпосылки для управления им. Можно ответить и в форме вопроса – если люди не любят учиться, то почему в будущем при трудоустройстве предпочтение должно отдаваться человеку, а не роботу? В первую очередь – из-за нашей способности самообучаться и делать выводы, анализировать, более эффективно справляться с нестандартными задачами, использовать эмпатию и творческий подход. Скорее всего, в ближайшие годы при приеме на работу выбор все же не будет делаться между человеком и машиной, однако задуматься есть о чем, ведь роботизация идет семимильными шагами. Впрочем, не стоит забывать, что технологии создают возможности для комфортной и учитывающей наши потребности работы, а также способствуют получению нами иных благ.
    Непрерывное образование должно стать стилем жизни каждого из нас, тем более что оно представляет собой не дополнительную и обременительную нагрузку, а вполне логичный выбор работающих людей. Со временем изменится и сам учебный процесс – необходимость в профессиональном и академическом образовании не исчезнет, но форма его получения станет более гибкой. Исходя из запросов рынка труда повысится и практичность образования, которое по своей сути призвано смотреть в будущее и вносить вклад в развитие экономики. К примеру, вызовам времени отвечает модульное обучение новым специальностям, которое сами работники или работодатели могли бы комбинировать с учетомпотребностей. Такой подход помимо прочего позволит добиться лучшего соотношения теории и практики и создать условия для более широкого привлечения практиков к развитию учебных программ. Поскольку человек сам несет ответственностьза наличие у него навыков и знаний, нужных ему для успешной работы, важно, чтобы он имел возможность активнее влиять на содержание получаемого образования. Или, другими словами, мог комплектовать для себя программу непрерывного обучения исходя из складывающейся ситуации.
     
    Баланс рабочего и свободного времени будет цениться все больше
    При всем при этом нельзя забывать, что каждый имеет право на сбалансированную трудовую жизнь. Для человека будущего значение свободного времени, к счастью, возрастает.Если мы нуждаемся в дальнейшем повышении эффективности, то, очевидно, должны инвестировать в технологии, позволяющие выполнять работу с меньшими усилиями и большей продуктивностью, что в итоге приведет к увеличению свободного времени у работников. Это предполагает, с одной стороны, умение управлять технологиями, с другой – понимание, как использовать результаты труда машины. Сегодня человек еще в состоянии руководить технологиями, но не факт, что он будет способен на это через 10 или 25 лет.
     
    Ключевым вопросом будет…
    Так что ключевым станет вопрос, как нам подготовиться к будущему? Достаточно ли мы задумываемся о том, что в ближайшие годы будет происходить с рабочими местами? Какие рабочие места и в каком количестве потребуются экономике будущего? Хватит ли преподаваемых сегодня дисциплин и учебных программ для соответствия нуждам технологического прогресса? Согласны ли мы доучиваться и переучиваться? Каковы новые возможности для людей, чья работа в результате развития технологий и роботизации изменится до неузнаваемости? Какой должна стать учебная модель? Как развивать в людях творческие и аналитические способности, логику, умение учиться и общаться? Готовы ли мы к тому, что в нашей команде появится робот?
    У меня тоже нет точных ответов и решений, однако если мы осознаем проблему и задумаемся над неизбежностью изменений, которые сопровождают развитие технологий, то тем самым подготовимся к предстоящим вызовам.
    11 августа в Пайде в рамках Фестиваля мнений на площадке «Kaasav uhiskond» все желающие смогут принять участие в дискуссии на эту тему, начало в 14 часов.
    Autor: Юлле Матт, руководитель отдела персонала Swedbank в Эстонии
  • Самое читаемое
«Вот раньше были продажи на Паэ! А теперь... остались одни заиньки»
Работа на рынке Паэ – не только бизнес, но и что-то вроде социальной миссии, говорят местные продавцы. Но выполнять ее приходится на грани рентабельности, признают старожилы торговой зоны.
Работа на рынке Паэ – не только бизнес, но и что-то вроде социальной миссии, говорят местные продавцы. Но выполнять ее приходится на грани рентабельности, признают старожилы торговой зоны.
Прибыль Coop Pank в первом квартале снизилась Утверждены рекордные дивиденды
В первом квартале Coop Pank заработал чистую прибыль в размере 9,2 млн евро. По словам члена совета банка, процентные доходы и расходы достигли своего пика.
В первом квартале Coop Pank заработал чистую прибыль в размере 9,2 млн евро. По словам члена совета банка, процентные доходы и расходы достигли своего пика.
Эксперт: банки ожидают резкого роста цен на медь
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.