Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Юри Ратас под напором участников Ariplaan

    премьер-министр Юри РатасФото: Andras Kralla

    На самой большой в этом году экономической конференции Ariplaan-2018, которая начинается завтра, со вступительным словом выступит премьер-министр Юри Ратас. Перед конференцией ее организаторы собрали у участников вопросы, которые они хотели бы задать премьер-министру.

    Поскольку у государства дела сейчас идут хорошо, не было бы разумным вывести государственные фирмы на биржу, приватизировать?
    Предусмотренная коалиционным договором цель вывода на биржу акций Tallinna Sadam и  Enefit Taastuvenergia напрямую не связана с тем, хорошо идут дела у государства или плохо. В первую очередь вопрос состоит в том, нужно ли государству продолжать 100-процентное участие в этих предприятиях. В нашем понимании логично привлекать частных собственников в первую очередь в коммерчески ориентированные предприятия.
    Решение о выведении этих двух фирм на биржу было принято по той причине, что более широкий круг инвесторов и биржевые правила мотивируют предприятия повышать прозрачность и эффективность. Через биржу в результатах хозяйственной деятельности значимых эстонских государственных предприятий могут поучаствовать также инвесторы, как частные лица, так и пенсионные фонды.
    Если инвестировать очень много денег в сектора, от которых нет возврата, что будет в будущем?
    Государство – это не частное предприятие, которое в своей инвестиционной политике исходит в первую очередь из показателей прибыльности. Нужно также учитывать социо-экономические аспекты. У государства есть обязательства поддерживать развитие тех секторов, в которые частный капитал не направляется. В то же время у государства есть инвестиционная программа, которая поддерживает устойчивый рост экономики.
    Сейчас деньги приходят очень легко, но как сделать так, чтобы государство их очень легко не тратило?
    У правительства ответственная бюджетная политика – в результате принятых весной решений уменьшить структурный дефицит бюджета публичного сектора наполовину в следующем году он достигнет равновесия около 0,25 процента ВВП. По прогнозам бюджет уравновесится к 2020 году, а в 2021 году у публичного сектора будет профицит бюджета. Долговое бремя государства к 2021 году снизится больше чем на 2 процентных пункта, то есть до 7 процентов ВВП. Деньги и благополучие никогда не возникают в обществе просто так, сами по себе. За этим всегда стоят чья-то работа и предприимчивость. Естественно, государство не расходует деньги с легкостью.
    Почему правительственная коалиция усиливает налоговую нагрузку в Эстонии в то время, когда в экономике все хорошо и налоговый доход в бюджет поступает исправно?
    Общая налоговая нагрузка в Эстонии в 2018 году будет на том же уровне, что и в 2016-м, то есть 34,4 процента ВВП. Налоговая нагрузка в 2017 году ниже из-за быстрого роста экономики. Налоговые изменения в 2018–2021 годах уменьшат налоги на рабочую силу и увеличат налоги на потребление и капитал. Одним словом, налоговая нагрузка в Эстонии до 2021 года будет на стабильном уровне ниже 35 процентов ВВП. 
    Избрание Хелира-Валдора Сеэдера (Helir-Valdor Seeder) председателем IRL означало, что правительство должно было отказаться от нескольких нужных бюджету налогов, например, от залогового подоходного налога и налога на сладости. Во-первых, где теперь будете брать деньги, чтобы компенсировать потерю этих налогов? И во-вторых, как долго вы будете позволять IRL руководить игрой и диктовать, что правительство может делать, а что нет?
    При введении как залогового подоходного налога, так и налога на сахаросодержащие напитки государство не исходило из пользы для бюджета, а сознательно ставило цели общества и здоровья людей выше остальных. Когда эти налоги планировались, то под возможные доходы не прописывались определенные расходы, из-за чего мы не можем говорить, что какие-то определенные расходы из-за этого не будут сделаны. При составлении государственного бюджета необходимо было учитывать, что если от этих налогов доходов не потупит, то государственный бюджет будет немного меньше. Рост экономики выше спрогнозированного и, следовательно, увеличение дохода от налогов  все-таки позволят достичь целей коалиционного договора и бюджета на 2018 год.
     
    Может быть, пришло время по примеру финнов вести с Россией больше диалога? Почему мы не можем быть посредником между восточной и западной культурами?
    Я согласен с тем, что сказал на пресс-конференции министр культуры Индрек Саар (Indrek Saar): во времена, когда дипломатические отношения холодные, культурные отношения должны быть горячими.
    Вам за Сависаара не стыдно? Сколько вы будете терпеть выпады Эдгара Сависаара (Edgar Savisaar) в адрес нового руководства Центристской партии?
    Мы не планируем пересматривать вклад Эдгара Сависаара в создание и руководство Центристской партией из-за его теперешнего разочарования.
    Сависаару все разрешено? У него иммунитет?
    Нет.
    Кто для вас самый главный советчик, пример для подражания?
    Мой отец.
    Кто, по вашей оценке, самый успешный предприниматель Эстонии?
     
     
     
    Я высоко ценю всех успешных предпринимателей, с чьей помощью эстонская экономика в прошлом квартале выросла на 5,7 процента.
    Какая самая глупая инвестиция, которую вы когда-нибудь делали?
    Не каждая инвестиция приносит денежный доход, но всегда дает ценный опыт.
    После окончания политической карьеры вы пойдете в частный сектор?
    Я высоко оцениваю свой опыт в частном секторе и в руководстве предприятиями до начала работы в городской управе. Если избиратели мне доверяют, то я все-таки останусь еще на некоторое время в политике.
    За кого голосуете? На основании чего выбираете?
    Мой голос пойдет хорошему кандидату от Центристской партии.
    Как вы планируете избежать того, что деньги горожан будут прожигаться и что члены Центристской партии будут тратить их на свои дела?
    Основные вопросы местных выборов в Таллинне – поднимется ли пособие на день рождения для пенсионеров к столетию нашей республики до 100 евро, получит ли каждый ребенок бесплатный кружок по интересам, останется ли бесплатный общественный транспорт для всех таллиннцев нашей визитной карточкой по всему миру, смогут ли наши люди быстрее попасть к врачу и будут ли районы города развиваться, меняя нашу жизнь изо дня в день и из года в год в лучшую сторону. Обещаю, что Центристская партия сосредоточится именно на этих темах, затрагивающих каждого человека и общество в целом.
    Почему правительство не закрывает Tallinna TV, несмотря на то, сколько его критикуют?
    Правительство не планирует ни открывать, ни закрывать ни один телеканал.
     
    Вы часто в своих ответах используете выражение «если вы спрашиваете у меня как у премьер-министра, то…, а если как у председателя Центристской партии, то...» Почему вы считаете, что одна роль исключает другую? Почему вы боитесь выступать как премьер-министр-председатель-Центристской-партии?
    Естественно, я – премьер-министр-председатель-Центристской-партии. В то же время как премьер-министр я исхожу из благополучия всех жителей Эстонии, независимо от пола, возраста, национальности, места жительства или партийной принадлежности.
    На ваш счет существует много шуток. Был даже создан генератор обтекаемых ответов. Как вам самому кажется, вы отвечаете обтекаемо? Стали ли вы больше следить за своими выступлениями после создания этого генератора?
    Я не знаю ни одного руководителя государства, над кем время от времени не подтрунивали бы. Если моя манера выражения – самый большой упрек прессы, то положение достаточно хорошее.
    Премьер-министр Ратас о региональной политике
    Предполагаю, что премьер-министр считает региональную политику важной. Какая из трех  нижеследующих идей, по вашей оценке, лучшая для повышения конкурентоспособности сельских регионов?
    Проблема: молодые и одаренные по окончании гимназии идут учиться в университеты в Тарту или в Таллинн. Как правило, находят себе там партнера и работу и остаются после учебы там жить. Таким образом, снижается конкурентоспособность регионов вне Таллинна и Тарту.
    Возможный результат: если бы высшее образование проходило в более мелких городах, это привлекало бы туда светлые головы извне и с большой вероятностью часть выпускников решала бы связать свое будущее именно с тем городом, где они получили высшее образование. В результате получается более конкурентоспособный небольшой город. 
     
    Пособие члену семьи специалиста высокой квалификации, переезжающего из Таллинна или Тарту.
     
    Проблема: если в Вильянди ищут инженера высокой квалификации и живущий в Таллинне специалист хочет кандидировать на эту должность и готов переехать в Вильянди, то одним из самых больших препятствий является поиск подходящей работы для его супруга или супруги. Обычно супруг или супруга – тоже специалист высокой квалификации с высшим образование, у которого в Таллинне хорошее рабочее место, а в Вильянди работу на такой должности не предлагают.
    Возможный результат: если государство компенсирует члену семьи переехавшего в сельский регион высококвалифицированного специалиста годовую  зарплату, то эта семья могла бы переехать в Вильянди или в какой-нибудь другой регион и член семьи специалиста высокой квалификации получил бы год на поиск нового места работы или на создание бизнеса.
     
    Перенос аэропорта в район развязки Мяо.
    Проблема: Таллинн на два часа ближе к Европе, чем, например, Тарту или Вильянди, поскольку аэропорт находится в Таллинне. Организовать однодневный визит бизнес-клиента за пределы Таллинна практически невозможно.
    Возможный результат: если бы аэропорт находился в центре Эстонии, это обеспечило бы сельским регионам более равные возможности, по сравнению со столицей, так как расстояние до Таллинна, Пярну, Тарту, Вильянди и других регионов Эстонии было бы одинаковым.
    Для поднятия конкурентоспособности сельских регионов необходимо направить дополнительные средства и полномочия местным самоуправлениям. А также сделать ставку на перенос рабочих мест на государственном уровне в уезды.
    Правительство предприняло несколько необходимых шагов для оживления сельских регионов. На прошлой неделе мы одобрили расширение финансовой автономии местных самоуправлений и передачу им вместе с финансированием новых задач. Летом мы достигли соглашения об увеличении доходной базы местных самоуправлений и обновлении принципов распределения уравнительного фонда. Всего в стратегии госбюджета на следующие четыре года на это предусмотрено 185 миллионов евро.
    Autor: Марили Нийдумаа
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Hagen Bikes продолжит работу с новым владельцем и предложит компенсации инвесторам
Обанкротившаяся компания Hagen Bikes продолжит производство с новым владельцем, а бывшим инвесторам будет предложена компенсация при покупке велосипеда.
Обанкротившаяся компания Hagen Bikes продолжит производство с новым владельцем, а бывшим инвесторам будет предложена компенсация при покупке велосипеда.
Тоомас Кихо: могут ли Нымме или Ласнамяэ отделиться от Таллинна?
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Олави Лепп: руководитель работает во имя хорошего настроения
По словам финалиста конкурса лучших руководителей, главы Swedbank Eesti Олави Леппа, он не верит, что под давлением, которое создают руководители, можно достигнуть хороших результатов. «Если ты входишь в офис с тяжелым вздохом, что-то пошло совершенно не так», – говорит топ-руководитель, выступающий за культуру хорошего настроения.
По словам финалиста конкурса лучших руководителей, главы Swedbank Eesti Олави Леппа, он не верит, что под давлением, которое создают руководители, можно достигнуть хороших результатов. «Если ты входишь в офис с тяжелым вздохом, что-то пошло совершенно не так», – говорит топ-руководитель, выступающий за культуру хорошего настроения.