• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Конкурентоспособный экспорт или социальный демпинг?

    Михкель Нестор Экономический аналитик SEB Фото: Scanpix

    Цель Европейского единого рынка заключается в обеспечении четырех основных свобод, которыми являются свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Однако за благозвучным идеалом кроется множество загвоздок и противоречий, хорошим примером которых является, например, достигнутое в конце недели соглашение об условиях труда командированных работников. Изменения могут оказать влияние на успешность эстонского экспорта.

    Почему важно свободное движение рабочей силы?
    Рабочая сила – наряду с товарами, услугами и капиталом – является одним из четырех компонентов, свободное движение которых формирует основу Европейского единого рынка. Цель четырех основных свобод заключается в умалении неэффективности экономик союза, ускорении конвергенции и просто в улучшении жизни граждан ЕС. Как бы нам того не хотелось, но климат Эстонии не благоприятен для виноградных плантаций и солнечного отдыха, и удовлетворение всей потребности в кредите лишь с помощью отечественных накоплений затруднительно. Поэтому мы рады, что можем пить французские вина, пользоваться туристическими услугами Болгарии или жилищным кредитом, предоставляемым шведским банком.
    Свободное движение рабочей силы помогло предприятиям Эстонии реализовать проекты, в случае которых наблюдается недостаток компетенции: например, французские инженеры помогли построить инновационную электростанцию, а ИТ-сектор постоянно обращается за помощью к смышленым зарубежным коллегам. В более широкой перспективе свободное движение рабочей силы помогает сглаживать расхождения в спросе и предложении. Если, например, в Испании уровень безработицы по-прежнему достигает почти 18%, то очевидно, что там остается без дела множество рабочих рук, которые нашли бы применение, например, на каком-нибудь немецком предприятии, страдающем от нехватки рабочей силы. Пользу от свободного движения рабочей силы получили и многие эстонцы, которые во время экономического кризиса нашли работу в Финляндии или просто получали хорошую зарплату по ту сторону залива.
    Разрыв в заработных платах огорчает богатые страны
    Из четырех основных свобод Европейского союза свободное движение рабочей силы, без сомнения, было одной из тех, что вызывала наибольшие противоречия. По разные линии фронта здесь оказались старые государства-члены с высоким доходом и позднее присоединившиеся к ЕС государства с низким уровнем заработных плат. Если командирование французского инженера или немецкого банкира в другую страну никого не беспокоит, то желание людей из более бедных стран найти работу получше в богатых странах вызывает негодование. Коренной причиной противоречий является, разумеется, большой разрыв в доходах в разных странах. Если в Болгарии на счет человека, получающего среднюю заработную плату, в конце месяца поступает чуть больше 400 евро, то в Люксембурге эта цифра составляет более 3000 евро. Поэтому для болгарина всего половина заработной платы люксембуржца – это уже большой выигрыш.
    На сегодняшний день активная трудовая миграция восточных европейцев на запад длится уже более десятилетия. Хотя возросшая конкуренция местами вызвала недовольство, исследования продолжают подтверждать, что приезд «польского сантехника» пошел на пользу старой Европе. Свидетельств того, что приезд новых мигрантов обусловил повышение уровня безработицы среди местных жителей или притормозил рост заработных плат, мало. Новые рабочие руки ускорили развитие экономик. Люди часто забывают, что на одно потерянное рабочее место приходится существенно большее число людей, которые затем смогли купить желаемую услугу по более выгодной цене, а оставшиеся деньги, возможно, более полезным образом пустить в экономику государства.
    Усиливается противостояние иностранной рабочей силе
    Несмотря на то, что движение работников между странами является растущей тенденцией и ее влияние положительно, для сдерживания недовольства профсоюзов политики стараются занимать консервативную позицию по части трудовой миграции. Одним из основных барьеров для приезжающих из других стран ЕС является распространенное в старой Европе правило строго лицензировать и аттестовать профессии: без наличия местного разрешения просто нельзя работать. Хотя международные организации, как например, Организация экономического сотрудничества и развития, остро раскритиковали такую практику, в большинстве стран трудовое законодательство является настолько токсической темой, что внесение в нее изменений предполагало бы революцию.
    До сих пор ограничения особо не касались работников, командированных отечественным предприятием в другую страну, которые подчиняются законам страны работодателя. Для заказчика покупка услуги тоже упрощает дело, так как вместо того, чтобы заниматься наймом (иностранных) работников, он ведет договорное сотрудничество с одним предприятием. Если брать числовые показатели касательно долгосрочного командирования работников за рубеж, то они всё же скромны: в 2015-м году о выдаче необходимой для работы справки A1 ходатайствовали чуть больше 2 миллионов человек. В Эстонии в том же году было выдано чуть более 15 000 таких документов. Среди эстонцев основной сферой деятельности было, разумеется, строительство, в случае которого было выдано две трети справок A1; основной страной назначения была Финляндия, куда отправилось работать 60% командированных работников.
    Всеобщий популизм и протекционизм усилили противостояние такому использованию дешевой рабочей силы. Живым тому подтверждением является заключенное в конце недели соглашение, устанавливающее новые ограничения на командирование работников. Прежде всего, по требованию Франции период, на протяжении которого командированный работник не должен соблюдать местное трудовое законодательство, сокращается до 12 месяцев. Кроме того, командированному работнику необходимо выплачивать такую же заработную плату, какую выплачивали бы его местному коллеге. Как обычно изменения в Европе будут вступать в силу на протяжении длительного периода, а именно четырех лет.
    Изменения снизят конкурентоспособность эстонских предприятий
    Разумеется, в вопросе трудовой миграции каждое государство руководствуется своей позицией. Эммануэль Макрон, который обычно активно поддерживает экономический либерализм, охарактеризовал ситуацию, в которой польский строитель, работая во Франции, получает меньшую заработную плату, как «предательство европейского духа», «социальным демпингом» Европейской комиссии. Однако с точки зрения Эстонии это один из основных способов догнать более успешную Европу.
    Сам по себе принцип равной заработной платы за одну и ту же работу хорош. Кто из нас не хотел бы получать такую же зарплату, как шведский коллега? Недостаток этой идеи состоит в том, что если заработная плата будет равной, это еще не значит, что будет работа. Как-никак, расходы на рабочую силу являются одним из определяющих факторов в экономической конкуренции стран. Если мы будем требовать от экспортера услуги равную заработную плату, то получается, что и китайский рисовод должен получать такую же заработную плату, как и французский земледелец? Хотя позицию богатых стран можно понять, равная заработная плата в смысловом плане представляет собой обременяющий услугу таможенный сбор, который делает командирование работника в иностранное государство бессмысленным. Как в таком случае небогатому маленькому государству догнать более успешные страны?
    Столпом экономики Эстонии, как известно, является экспорт. Помимо экспорта товаров мы весьма успешны в продаже услуг иностранным государствам. Одним из наиболее внушительных успехов последних лет стал экспорт деревянных домов в Скандинавию, охватывающий также услугу их сборки на месте. Вполне вероятно, что предприятия найдут способы, как обойти новые правила, но сможем ли мы по-прежнему говорить о большом успехе в экспорте, если утратим конкурентное преимущество, базирующееся на расходах на рабочую силу?
  • Самое читаемое
Пять технологических акций, которые обещают богатство даже при малых инвестициях
Аналитики знают пять технологических компаний, акции которых дают инвесторам надежду разбогатеть даже с меньшим, чем обычно, начальным капиталом.
Аналитики знают пять технологических компаний, акции которых дают инвесторам надежду разбогатеть даже с меньшим, чем обычно, начальным капиталом.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.