Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Страдающая от нехватки работников Эстония отпугивает иностранцев

    руководитель по связям с общественностью Центрального союза работодателей Андрес Каськ.руководитель по связям с общественностью Центрального союза работодателей Андрес Каськ.Фото: Eiko Kink

    Кризисное положение на рынке труда ставит предпринимателей в тупик – работать просто-напросто некому. Одним из вариантов выхода из положения служит предложение смягчить ограничения на рабочую силу и облегчить въезд для иностранной рабочей силы, но подобные решения необходимо тщательно обдумывать и взвешивать. Кроме того, Эстония в качестве работодателя не слишком привлекательна, утверждают работодатели.

    Летом прошлого года Центральный союз работодателей Эстонии запустил проект нулевой бюрократии для иностранных работников, который предоставил как работодателям, так и трудящимся здесь иностранцам возможность откровенно рассказать о наиболее серьёзных проблемах и препятствиях. Главным образом в фокусе были работники из-за пределов  Европейского Союза, так как именно им приехать на работу в Эстонию достаточно сложно.
    Информационная каша и бюрократия
    Самое больное место – это доступ к информации, а местами и её противоречивость. Ходатайство о виде на жительство – процесс долгий и запутанный, документов много и осилить их сложно и затратно по времени. «Министерство внутренних дел уже приступило к решению проблемы. Надеемся, что обновлённый веб-сайт и консультационные услуги, оказываемые с весны, помогут получению информации», – сообщил руководитель по связям с общественностью Центрального союза работодателей Андрес Каськ.
    Второй по значимости блок проблем связан с бюрократией, где препоны хоть и не очень большие, зато очень раздражающие. К примеру, для продления вида на жительство приходится заполнять бесконечные анкеты в PDF-формате  и по многу раз заносить одни и те же данные, которые почему-то повторяются. Людей гоняют из одних учреждений в другие и у некоторых требуют бумажек больше, чем у других. «Такое положение вызвало у иностранных работников, особенно в секторе инфотехнологий, настоящее изумление в плохом смысле этого слова. Несовпадение нашего имиджа как э-государства с действительным положением вещей налицо и вызывает только раздражение», – с укором сказал Каськ.
    Даже к семейному врачу не попасть
     
     
    Серьёзным становится положение, когда иностранный работник нуждается в медицинской помощи. У иностранцев в Эстонии проблемы даже с тем, чтобы попасть к семейному врачу – выяснилось, что очень немногие семейные врачи способны иметь дело с англоговорящими пациентами. Неловко они себя чувствуют и соприкасаясь с представителями иной культуры, так как не знают, что для них приемлемо, а что нет. Более того, у иностранцев, работающих в Эстонии кратковременно, вообще нет другой возможности, кроме экстренной медицины или частного врача. Между тем, работодатель обязан платить социальный налог и за таких работников.
    «Чтобы попасть в список к семейному врачу, человек должен быть занесён в регистр народонаселения. Временных работников, которым не нужен вид на жительство, туда не вносят. А с этим регистром связаны и многие другие публичные услуги, например, льготы на общественный транспорт, получение места в детском саду или в школе. Это проблема, которую надо решать», – прокомментировал Каськ.
    Затянутое получение вида на жительство
    С точки зрения работодателя, основная беда – это трата времени. Период рассмотрения ходатайства о предоставлении вида на жительство составляет до 60 дней, иногда он растягивает и дольше. Всё это можно было бы существенно ускорить за счёт конкретных процедур.
    Один наглядный пример: когда ходатайство подаётся в расположенном заграницей эстонском представительстве, 60-дневный срок начинает исчисляться с момента, когда документы с дипломатической почтой доберутся до здешнего полицейско-пограничного департамента. Диппочта же перевозится редко, на это может уйти целый месяц. По здравому размышлению остаётся непонятным, почему бы работник посольства, принявший документы и удостоверивший личность подавшего их человека, не может отправить эти документы в Эстонию электронным путём?! Тогда можно было бы начинать процесс рассмотрения ходатайства о виде на жительство уже до того, как бумаги будут доставлены физически.
    «Для работодателя, нуждающегося в работнике со специфическими навыками, эти несколько недель имеют, порой, решающее значение», – критично заметил Каськ.
     Ещё пример. Если работодатель хочет нанять сразу четырёх иностранных работников из-за пределов Европейского Союза, то рассматривают в одно и то же время поданные ходатайства разные чиновники. Возникает вопрос – почему? Ведь это означает потерю времени для работодателя, которому приходится отвечать на одни и те же вопросы неоднократно, но это означает и трату государственных ресурсов. Почему бы у работодателя, который часто нанимает иностранцев, не могло бы быть в ППД своего, скажем так, постоянного администратора, уже знакомого со спецификой производства?
    Жёсткие требования по госязыку и зарплате
    В этот перечень надо занести и местами чересчур жёсткие требования к владению госязыком. По мнению работодателей, они сами могли бы решать, будут ли у работника на данном конкретном рабочем месте контакты с клиентами и нужен ли там эстонский язык. Ещё одно препятствие – это требование по зарплате. Минимальная  заработная плата иностранному работнику должна бы составлять среднюю по отрасли, а не среднюю по Эстонии, как сейчас.
    Дефицит рабочих рук затронул и сектор торговли, который является вторым по величине работодателем в Эстонии. В этой сфере свободных мест становится всё больше. К примеру, в розничной сетиMaxima Eesti работает около 2700 человек, иностранные работники есть как на руководящих должностях, так и на уровне простых рабочих. По словам руководителя по связям с общественностью предприятия Кати Любобратец, нанять работников из-за пределов Европейского Союза сложно из-за предвзятого отношения и всяческих ограничений.
    «Нам нужны работники на места, которые государство не считает приоритетными. На этих местах и заработная плата ниже средней по стране. Въездные квоты тормозят достаточно ощутимо вербовку рабочей силы, – перечислила Любобратец. – Ограничения в сроках пребывания в Эстонии тоже слишком жёсткие – только работник усвоил характер работы и почти привык к ней, как ему надо покидать страну. И предприятию не остаётся иного выхода, как обучать нового человека, чтобы он вскоре тоже уехал…».
  • Самое читаемое
Тоомас Тоол хочет вывести Silvano с биржи
Крупный собственник Silvano Fashion Group планирует сделать предложение всем акционерам о добровольном выкупе акций.
Крупный собственник Silvano Fashion Group планирует сделать предложение всем акционерам о добровольном выкупе акций.
Тоомас Кихо: могут ли Нымме или Ласнамяэ отделиться от Таллинна?
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Райво Варе: привлечение иностранных компаний – это не случайный секс. Тут ухаживать надо
Экономика Литвы растет, в то время как в Эстонии она падает. ВВП Литвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, уже выше, чем в Эстонии. Зарплаты пока ниже, но растут опережающими темпами. Приведет ли все это к тому, что Литва станет экономическим лидером стран Балтии? ДВ расспросили об этом эксперта Райво Варе.
Экономика Литвы растет, в то время как в Эстонии она падает. ВВП Литвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, уже выше, чем в Эстонии. Зарплаты пока ниже, но растут опережающими темпами. Приведет ли все это к тому, что Литва станет экономическим лидером стран Балтии? ДВ расспросили об этом эксперта Райво Варе.