Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    27 тысяч новых "детей" Эстонии

    Э-резидент из Украины Ольга Костова Фото: Личный архив

    Когда в 2014 году Таави Котка, будучи вице-канцлером Министерства экономики, заявил, что к 2025 году э-резидентов в Эстонии должно насчитываться 10 миллионов, многие посчитали его слова чересчур амбициозными. На минувшей неделе руководители программы э-резидентства рассказали, каких результатов достигли за прошедшие три года.

    Сама идея предоставить иностранным гражданам услугу э-резидентства возникла ещё десять лет назад. Предложение, которое родилось в Министерстве иностранных дел, позволило бы с помощью интернета создать своё предприятие, управлять им без промедлений и развивать независимо от места положения. Таким образом, это бы помогло раздвинуть границы Эстонии, а тогдашнее количество предприятий – 80 тысяч – увеличить вдвое.
    К концу третьего года работы программы в Эстонии были зарегистрированы 27 тысяч электронных резидентов из 143 стран, которые создали 2847 предприятий. В отношении будущего программы её руководитель, Каспар Корьюс, гордо заявляет, что э-резидентов появляется больше, чем детей в Эстонии, и озвучивает планы на следующие три года: в 2018 году э-резидентство могут оформить 2500 человек, в 2019 – 5 тысяч, а в 2020 – 10 тысяч человек.
    Немаловажным является и доход­ от электронного резидентства. «Э-резидент управляет своим предприятием издалека, но пользуется эстонскими услугами и платит здесь налоги, что, в свою очередь, приносит совершенно новый доход», - говорит Корьюс, и цифры подтверждают его слова - за первые два года деятельности программы Эстония уже получила от этой инициативы доход в размере 14,4 миллиона евро. Чистый доход государства составил 1,4 млн., а остальные 13 млн. являются косвенным социально-экономическим доходом. По оценке аудиторской фирмы Deloitte, к 2021 году программа может принести Эстонии около 31 миллиона евро чистых и 194 миллиона евро косвенных доходов.
    Что в э-резидентстве тебе моём?
    Изначально, основатели программы не делали ставки на предпринимателей, однако спустя три года стало понятно, что наибольшую прибавочную стоимость она приносит именно им. Поэтому в дальнейшем развитие э-резидентства ориентируется именно на предпринимательство и связанные с ним услуги. Например, Ольга Костова из Украины несколько лет назад решила освоить новую для себя специальность в сфере, набирающей активные обороты, а именно – в интернет-маркетинге.
    «По образованию я – историк, после университета отработала один семестр в одной из престижных школ Одессы, однако мне практически сразу стало понятно, что перспектив, как у учителя, у меня нет, вплоть до того, что я даже не могу сама себя содержать», - говорит Ольга. Женщина решила поменять свою жизнь и приобрела много литературы по интернет-маркетингу, веб-аналитике, контекстной рекламе и SEO. Спустя какое-то время она устроилась в самое крупное и престижное украинс­кое интернет-маркетинг агентство, где занималась оптимизацией конверсии веб-сайтов и мобильных приложений. Обзаведясь собственными клиентами и став известным специалистом в Украине и России, через два года Ольга перешла на фриланс, уехала из страны и начала работать с западными клиентами. В 2016 году для работы с крупным клиентом необходимо было открыть компанию внутри Европейского союза, иначе бы Ольга его упустила. Начав изучать, как можно это осуществить, находилось много вариантов, которые бы заняли полгода-год. «Услышав про электронное резидентство в Эстонии, я была счастлива, что появился шанс сделать всё за месяц и осуществить проект», - рассказала Ольга. Компанию, в итоге, удалось открыть меньше, чем за месяц, а работает она на протяжении полутра лет. Плюсами программы э-резидент называет простоту и прозрачность. «Мне нравится, что в Эстонии все без труда говорят по-английски, и что я могу вести всю бухгалтерию на одном языке».
    Единственное, что беспокоит Костову – как программа будет развиваться в дальнейшем, ведь, ввиду её уникальности, других примеров в истории нет. Однако Каспар Корьюс считает, что у Эстонии нет приоритета во времени перед другими странами, так как, например, Азербайджан уже планирует ввести такую же программу.
    Вызовы на будущее
    Сами представители программы э-резидентства открыто говорят об общих недоработках, над устранением которых они в будущем планируют работать. Среди них, например, технологии, которые, хоть и окружают нас со всех сторон, но всё-таки не идеальны, и надо быть готовыми ко всему. Кроме этого, стоит следить за банковским делом и глобальным налогообложением.
    В качестве изменений, которые будут реализованы в ближайшее время, Корьюс назвал открытие дополнительных представительств для поддержки электронных резидентов Департаментом полиции и погранохраны в нескольких точках мира: Сан-Франциско, Дубае, Бангкоке, Сингапуре и Сан-Паулу.
    На следующие три года государством будет выделено 8 млн. евро на развитие программы э-резидентства, которые, по словам Корьюса, обязательно окупятся. По итогам трёх прошедших лет, каждый выделенный евро приносит экономике Эстонии 101 евро. По прогнозам, к 2025 году одно предприятие э-резидента в среднем принесёт нашей стране чистый и косвенный доход в размере 70 тысяч евро.
    На первый взгляд, всё это звучит также амбициозно, как и слова Таави Котка в 2014 году, но руководитель программы электронного резидентства Каспар Корьюс заверяет, что в новом, четвёртом по счёту, году программы её представители готовы ко всему, особенно к новым рискам.
    «Самый большой риск заключается в том, что мы остановимся в своём развитии и не попробуем, в случае провала, придумать новые решения», - говорит Корьюс.
    Комментарий сооснователя стартапа Mothership Арсения Заречнева:
    Больше года мы с партнёром, используя э-резидентство, вели консалтинговую компанию, зарегистрированную в Эстонии (сами при этом находясь в России). Это было очень удобно для принятия платежей в евро, а также для доступа к европейской банковской системе.
    Долгое время интересовались криптовалютами, и к маю этого года у нас возникла идея: а что, если мы скомбинируем digital identity (то, через что работает карточка э-резидента) и блокчейн? И сделаем так, чтобы людям стало проще покупать или продавать криптовалюту. Так родилась Mothership.
    Идея такая. Мы предлагаем кошелёк криптовалют, интегрированный с биржей. Это нужно для того, чтобы пользователи не потеряли свой кошелёк (и деньги вмес­те с ним). Для того, чтобы кошелёк не украли, его рекомендуют держать на флешке. Однако мы столько раз видели, как люди теряют флешки, сжигают бэкапы, чего только не делают. И всё, деньги потеряны.
    Поэтому мы предлагаем систему множественных подписей. Человек, используя наше приложение, создаёт себе кошелёк. Теперь у него есть ключ в телефоне. Далее он придумывает фразу-пароль. Эта фраза, скомбинированная с первым ключом, создаёт второй уникальный ключ. Уже два ключа. После этого данную фразу-пароль человек передаёт третьей стороне, которой доверяет. Можно другу отдать, можно – Mothership. Далее нужно выбрать ещё одну третью сторону, к которой есть доверие. Один из вариантов – эстонское правительство через digital identity.
    В итоге если человек потеряет свой кошелёк, то он может позвать своего друга, Mothership и, посредством digital identity, - правительство Эстонии, и все втроём мы восстановим его кошелёк. И наоборот, если кто-то хочет украсть кошелёк, то он не сможет это сделать, не сговорившись предварительно с другом, Mothership и эстонским правительством. Крайне маловероятно.
    Зарабатывать мы будем за счёт биржи. На ней торгуются криптовалюты, а с торгов мы собираем комиссию.
    Под эту идею мы провели ICO, в ходе которого собрали 24 000 монет Ethereum. Весной следующего года продукт должен быть готов.
    А летом 2017 года мы с партнёром уже переехали в Эстонию. Давно хотелось уехать в страну, где... скажем так, работают законы.
    Autor: Ольга Линник
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.