Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    «Газовая война». Сможет ли Эстония извлечь выгоду из противостояния?

    ЯКОВ ФРАЙМАН горный инженер, кандидат технических наук Фото: Pohjrarannik

    Почему горючий cланец Эстонии за более чем вековой период его промышленного использования не стал многопродуктовым видом природного сырья, достигнув статуса энергетического и в какой-то части своего природного потенциала также химического продукта?

     A ведь необходимость такого решения эстонскими учёными оценивалась как первостепенная не только на внутреннем, но и прежде всего на европейс­ких рынках углеводородных топлив. Институтом горючих сланцев Эстонии была проделана колоссальная работа. Однако интереса химико-энергетических производств в полной мере она не привлекла. Сегодня, когда рынок стал основным определителем выбора решения развития, гарантирующего экономическую и экологичес­кую успешность трёх действующих сланцехимических комплексов Эстонии, можно утверждать – перспектива этих отраслей не только в наращивании объёма производства химико-энергетического продукта, но прежде всего в создании многотоварного комплекса, способного за счёт вариации его производственной структуры балансировать на динамике рыночных цен, достоверно прогнозируя события.
    Европейскому рынку углеводородных топлив в ближайшие 5-8 лет предстоит войти в предельно напряжённый режим коммерческой деятельнос­ти вследствие трёх грядущих обстоятельств: обострения конкуренции традиционных газовых метановых видов топлив за счёт расширения их поставки в Западную, Центральную и Восточную Европу; ужесточения режима конкуренции всего комплекса углеводородных топлив европейского рынка в связи с расширением прихода новых видов газовых топлив, большего объёма и более широкого круга поставщиков на европейский континент; реновации политических, а в конечном итоге, коммерческих, интересов США относительно европейс­кого углеводородного рынка в связи с вводом в эксплуатацию новых видов и технологий разработки своих газовых ресурсов в прошедшие пять лет и в предстоящее десятилетие.
     
    Экономика Эстонии с первых лет ввода в эксплуатацию сланцехимичес­ких ресурсов формировала свои промышленные и хозяйственные мощнос­ти, совершенствуя и расширяя вскрытие и добычу залежей горючих сланцев, включая в программу своего раз­ви­тия малые и достаточные мощнос­ти сланцевых шахт, карьеров и обогатительных фабрик, мощные электростанции, газогенераторы, производство сланцевых масел и газа и целого ряда сопутствующих сланцехимических продуктов. К настоящему времени сформированы и успешно задействованы три химико-энергетических комплекса – Eesti Energia, Viru Keemia Grupp и Kivioli Keemiatoostus, успешно сформировавшие свою производственную структуру и развитую систему промышленных и хозяйственных коммуникаций, сумевших выйти на современные методы управления производством и, что крайне важно, выстроить систему рыночных отношений на базе своей продукции, располагая доверием местного рынка и надёжно закрепившись не только на европейских, но и на более удалённых от Эстонии рынках.
     
    Согласно прогнозируемым проектам, 22 страны Европы смогут в пределах до 40% обеспечить свои потребности поставками российского газа, остальная часть Европы вероятнее всего рассчитывает на экспорт газового топлива из Норвегии, Катара, Саудовской Аравии и др.
    Ряд развитых стран, располагая техникой глубокого бурения, аэрокосмического зондирования недр и морских шельфов, успели к настоящему времени значительно увеличить свои разрабатываемые и вскрыть новые виды углеводородных топлив. К их числу относят сланцевый и угольный метан, гидратный газ и, наконец, сжиженный природный газ (СПГ). Лидирующие позиции в формировании сырьевой базы на этих видах энергетических топ­лив принадлежат России и США.
    Разведанные запасы природного газа США составляют 9,8 трлн. м?. После завершения разведочных работ США приступили к промышленным разработкам залежей гидратного газа в Мексиканском заливе. У России разведанных запасов природного газа - 32,6 трлн. м?, в т.ч. на арк­тическом шельфе 14 трлн. м?. Доказанные мировые запасы природного газа составляют 187,1 трлн. м?.
     
    Определяющий критерий эколого-экономической эффективности газовых электростанций - их КПД, равный 65-70%, вдвое превышающий КПД электростанций на традиционных видах топлив.
    США могут рассчитывать на поставки в Европу только сжиженного газа. Потребуется, очевидно, не менее пяти лет, чтобы европейские потребители успели построить необходимое число хабов, а США оборудовали свои газокоммуникации и построи­ли газотранспортные суда для экспортных отгрузок на Европу.
    Прогноз предложений природного газа в ЕС: 2017 год - 545,4 млрд. м?; 2022 год – 600 млрд. м? из России, Норвегии, Алжира, Ливии и Азербайджана.
    Общемировая добыча природного газа (2016 г.) - 3276,2 трлн. м?, в т.ч. США - 651,3 трлн. м?, Россия - 607,0 трлн. м?. Доля 10 крупнейших газодобывающих стран (США, Россия, Иран, Катар, Канада, Китай, Норвегия, Саудовская Аравия, Алжир, Австралия) составила 68%.
    Страны-производители СПГ (Катар, Австралия, Малайзия, Нигерия, Индонезия, Россия) произвели в 2015 году 429 млрд. м? сжиженного природного газа, а страны-потребители (Япония, Корея, Китай, Индия) потребили 209 млрд. м?.
    Объём потребления природного газа в Западной Европе достигнет в 2023 году, согласно прогнозам, 700 млрд. м?/г. Прогноз цен к 2020 году - от 185 до 350 долларов/1000 м?.
    Представляется полезным для сланцевой энергетики Эстонии обратить внимание на один из актуальнейших видов газа, разведкой и промышленной апробацией которого занимаются ведущие страны мира, на гидратный газ. Впервые залежи этого газа были установлены на Крайнем Севере, в районе Норильска в 1946 году. Используется как энергоисточник для обогрева города.
    К промышленным разработкам приступила КНР в Жёлтом море, на прибрежных шельфах вскрывают залежи гидратного газа Япония, Канада, Индия. По мнению специалистов, 98% залежей гидратного газа размещаются в акватории Мирового океа­на на глубине до 700 м. Институты и специалисты США, Индии, России, Канады и других стран, ведущих начальный цикл исследований по гид­ратным газам, рассматривают перс­пективу их использования, как одного из главных источников углеводородных газовых топлив XXI века.
    Баланс успехов, формировавшийся десятилетиями на газовом рынке Европы, начнёт кардинально перестраиваться. Преобладание стратегии России в расширении поставок газового топлива теперь уже не только в Восточную, но и в Центральную и Западную Европу поддерживается крупными европейскими потребителями и поставщиками газового топлива. Экспортёры рассчитывают на стабильный рост цен, импортёры хотят их снижения. И хотя не стоит настаи­вать на высокой надёжности поставки российского газа в Европу, интерес представляет её прогнозная динамика (данные на 2015 г.): национальные поставки России (внутренние и внешние поставки - 520-542 млрд. м?, прогноз к 2030 г. - 550-542 млрд. м?. Капитальные вложения на развитие до 2030 г. - 14–16,6 млрд. долл.). Зарубежные поставки к 2030 году - 317-343 млрд. м?. Рыночная цена (за вычетом НДС и акциза) 2011 г. – 383$/1000 м?; 2015 г. - 245$/1000 м?. Прогнозная цена от 185 до 350$/1000 м?.
    Для сравнения, США: 201,6 - 715 млрд. м?/год (от 185 до 350$/1000 м?, в т.ч. сланцевый газ – 40 млрд. м?, метан угольных пластов – 60 млрд. м?).
    Прогнозная цена сжиженного природного газа на Европу – удорожание примерно на 80% до 600$/1000 м?.
    Это не более чем примерное представление некоторых объёмных коммерческих характеристик перспективных участников европейского рынка углеводородных топлив до выхода на него российского газа и сжиженного газа США. Три других его вида, составляющих до 50% его подземной добычи США (угольный метан, сланцевый газ, гидратный газ), термофизичес­кому преобразованию в сжиженный не поддаются. Выход американского газового топлива на европейский рынок в пределах до 100 млрд. м? - решение неотвратимое. Сегодня сложились все экономические и политические предпосылки полагать, что четыре страны (Норвегия, Россия, США и Иран), обладающие 2/3 запасов природного газа, будут определять энергетическую ситуацию в Европе. В её коммерческой основе окажутся два предложения – снижение цен поставляемого (экспортируемого) природного газа, слияние газовых отраслей и электроэнергетики.
    Именно перед такой ситуацией предстоит оказаться в ближайшие 3-5 лет не соответствующему европейским масштабам химико-энергетическому комплексу Эстонии. Однако Эстония сохранила и успела частично реновировать свой химико-энергетический комплекс, большую часть его природного ресурса, а, главное, результативно сдерживает уровень миграции специалистов за рубеж.
    Для предстоящего сотрудничест­ва с восточным соседом Эстония располагает всеми видами промышленных коммуникаций, которыми могла бы успешно воспользоваться Европа. В том, что оно наступит, можно не сомневаться - сегодняшнее отчуждение - это, как показывает история, всё же продукт времени.
     В этой связи важно, готова ли Эстония осуществить масштабный комплекс реновационных работ на сланцевых предприятиях, чтобы убедить европейский бизнес в экономической целесообразности участвовать в качестве конкурентоспособного партнёра в грядущей «газовой войне». На этот вопрос ни эстонс­кий бизнес, ни правительство почему-то не торопятся ответить.
    ЯКОВ ФРАЙМАН
    горный инженер, кандидат
    технических наук
    Autor: ЯКОВ ФРАЙМАН
  • Самое читаемое
Reuters: подписка на Reddit превысила предложение в пять раз
По данным источников Reuters, подписка на Reddit на данный момент превышает предложение в четыре-пять раз. Это свидетельствует о том, что капитализация медиаплатформы по итогам размещения может достигнуть $6,5 млрд.
По данным источников Reuters, подписка на Reddit на данный момент превышает предложение в четыре-пять раз. Это свидетельствует о том, что капитализация медиаплатформы по итогам размещения может достигнуть $6,5 млрд.
Тийт Пруули: обсудим введение налога на собак!
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
«Вечером стулья – утром деньги». Боль в спине вдохновила таллиннца начать бизнес
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.