Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Умеренная удовлетворенность

    Исполнительный директор Общества бетона Эстонии (Eesti Betooniuhing) Тоомас Вайнола (Toomas Vainola) Фото: Raul Mee

    Исполнительный директор Общества бетона Эстонии (Eesti Betooniuhing) Тоомас Вайнола (Toomas Vainola) и руководитель AS Betoonimeister Калле Суйтслепп (Kalle Suitslepp) 8 марта в эфире радиопередачи Aripaev «В студии строительные новости» (“Stuudios on ehitusuudised”) подтвердили, что строительный сектор точно не перегрелся. Выяснились некоторые неожиданные факты о специфике бетонного производства, экспорте и международной торговле.

    Хотя по данным Департамента статистики весь строительный рынок в прошлом году вырос на одну пятую, Вайнола признал, что при оценке этого надо учитывать и фон.
    «Конечно, такой рост радует, но фон тоже важен. Например, последние четыре года строительный рынок был под давлением, и два из них были годами спада. Таким образом, строительным бумом или даже строительным кризисом теперешнюю ситуацию назвать точно нельзя», - уверен Вайнола.
    На вопрос о нехватке проектировщиков, росте цен и проблеме дефицита рабочей силы Калле Суйтслепп ответил, что для покупателя товар всегда дорогой, а для продавца – дешевый. «Но если посмотреть на цифры продаж Betoonimeister, то за последние десять лет наши цены выросли менее чем на 10 процентов, - признается Суйтслепп.  – Тем временем у всех производителей бетона был трудный период, когда объемы упали больше чем наполовину. Если бы в каком-то другом секторе было падение больше чем на 50 процентов, это был бы не кризис, а коллапс».
    Но почти все строительные фирмы выжили, сказал Суйтслепп с умеренной гордостью. Для этого использовались разные методы и сокращались расходы. «Сейчас по объемам мы выходим на тот уровень, на котором были в 2006 году. В плане цен можно сказать, что цена на товарный бетон в прошлом году даже немного снизилась», – неожиданно заметил он.
    Рынок бетона в основном в окрестностях Таллинна
    Суйтслепп объяснил, что если количество заказов и объемы производства уменьшаются, то надо отказываться от ресурсов, владеть меньшим количеством заводов, машин и людей, но на самом деле это невозможно. «Я считаю, что на сегодняшний день успешны те фирмы, которые смогли во времена кризиса принять трезвые решения и не пошли по пути сокращений. Обучение людей - долгосрочный процесс».
    По оценке Суйтслепа, на сегодняшний день бетонных заводов в Эстонии больше, их мощности часто задействованы не более чем на половину и заводы часто расположены не там, где рынок бетона. «Рынок бетона в основном в Харьюмаа и окрестностях Таллинна, и в этих районах часто возникает ситуация, когда клиента невозможно обслужить по первому телефонному звонку».
    Вайнола добавил, что если говорить о бетонных элементах, то картина совсем другая. Там за последние пару лет возникли четыре новых предприятия, и они все экспортируют. «На самом деле и для производителей бетона прошлый год был хорошим, почти все группы товаров показали рост: бетонных товаров произвели примерно на 10 процентов, бетонных элементов – на 20, бетонных блоков – на 10 и брусчатки на 15 процентов больше, чем годом ранее», – привел статистику Вайнола.
    Но он добавил, что если сравнивать это с вершиной строительного бума в 2007 году, то объемы производства бетонных изделий в прошлом году составили всего около 80 процентов от этого. «Относительно товарного бетона обязательно стоит заметить, что он идет только на отечественный рынок».
    Экспорт увеличивает объемы производства элементов
    Общее производство бетонных элементов на данный момент почти превысило объемы времен кризиса и это во многом благодаря экспорту.
    «После кризиса производители сильно переориентировались на экспорт. Сегодня 40–50 процентов произведенных в Эстонии стенных панелей из железобетона идет на экспорт, больше всего – в Швецию, много – в Финляндию и немного – в Норвегию. Чуть хуже картина с бетонными блоками, где объемы производства в прошлом году были около 70 процентов в сравнении с самым высоким годом, но тут надо заметить, что экспортный рынок в России и Латвии на сегодняшний день в значительной степени уменьшился», – привел основные экспортные показатели Вайнола.
    Товарный бетон – полностью отечественный рынок, по оценке Суйтслеппа, незначительные количества были экспортированы в Финляндию, но они действительно маленькие: «Если не учитывать Валгамаа, где существует международная торговля бетоном с Латвией, но в обратном направлении».
    По заверению Суйтслеппа, сейчас в Эстонии с товарным бетоном ситуация относительно хорошая, сегодня производственные мощности используются разумно, сложно может быть тем, кто находится вдали от основных строек. «Но бетонные заводы невозможно построить в каждой волости и деревне, как заправки, надо смириться с тем, что бетонные автомобили ездят немного дальше, на 50–100 километров».
    Дорогое производство, высокие налоги
     
    По словам Суйтслеппа, производителей бетона беспокоит и то, что бетон надо производить как летом, так и зимой, когда материалы приходится подогревать. «Большинство котельных на бетонных заводах Эстонии работают на дизельном топливе, которое облагается налогом так же высоко, как и топливо для автомобилей. Сегодня компоненты наших расходов выше, чем у производителей бетона в Финляндии, где разрешено использовать дизельное топливо, облагаемое особым налогом», – сказал Суйтслепп.
    Вайнола также назвал неудобство для производителей – в Эстонии постоянно растет плата за шахтерскую разработку. «По действующему на данный момент постановлению она поднимается на 5 процентов каждый год до 2025 года. Цены уже сейчас более чем в 10 раз выше, чем в Латвии».
    Если говорить о влиянии производства бетона на окружающую среду, то в центре внимания были эмиссии  CO2. Больше всего их возникает при производстве цемента, на следующих этапах производстве бетона, по словам Суйтслеппа и Вайнола, дополнительных эмиссий практически нет. «За свою жизнь бетон выделяет очень много CO2. Если бы мы могли это рассчитать точно – и ученые этим занимаются, выяснилось бы, что если смотреть на весь срок службы, то эмиссии CO2 бетоном не такие высокие, как, может быть, пытаются утверждать», – сказал Вайнола о влиянии бетона на окружающую среду.
    С информацией и компетентностью против сложных условий
    Руководство и курсы Общества бетона Эстонии держат профессионалов в курсе новых разработок и технологий, например, Суйстлепп привел в пример зимние бетонирование, по которому было издано руководство и проведено обучение. «Вопрос в том, как выполнять зимние бетонные работы так, чтобы они были качественными», – заключил Суйтслепп.
    О бетонных работах в холодное время Вайнола добавил, что на самом деле производители бетона считают зимой период, когда среднесуточная температура ниже пяти градусов. «Это означает, что по существу у нас зимние условия длятся полгода». Период, когда материалы надо подогревать, на самом деле длинный, что означает дополнительные расходы.
    Нехватка сырья заставляет смотреть в сторону Финляндии
    Сырье для производства бетона – отдельная тема. «Сырье крайне важно для всех производителей бетона, львиная доля этих материалов – песок, щебень, гравий, известняк, цемент – отечественные. Если говорить о доступности и уровне цен на сырье, то проблема в том, что действующих известняковых карьеров мало и ресурсы кончаются, особенно в окрестностях Таллинна и в Харьюмаа, новые карьеры за последние 15 лет открыть практически не удавалось, против них активно борются местные самоуправления», – признал директор Общества бетона Тоомас Вайнола.
    Он заметил, что если в связи с использованием фондов Европейского Союза потребность в этих материалах в ближайшие пару лет возрастет еще, то в ближайшие годы может возникнуть настоящий дефицит щебня. «Это действительно очень серьезная проблема, хотелось бы, чтобы решение нашлось скорее и чтобы можно было открыть какой-нибудь карьер».
    Ну а что случится, если новых карьеров не будет? «Тогда точно начнется рост цен, так как материал надо будет привозить издалека, и не исключено, что в каких-то случаях получится дешевле возить гранитный щебень из Финляндии», – ответил руководитель  AS Betoonimeister Калле Суйтслепп, а Вайнола добавил, что уже сегодня цена щебня на финском карьере ниже, чем в Эстонии, и если у нас она еще вырастет, то поставки сырья из Финляндии – отнюдь не утопическая перспектива.
  • Самое читаемое
Reuters: подписка на Reddit превысила предложение в пять раз
По данным источников Reuters, подписка на Reddit на данный момент превышает предложение в четыре-пять раз. Это свидетельствует о том, что капитализация медиаплатформы по итогам размещения может достигнуть $6,5 млрд.
По данным источников Reuters, подписка на Reddit на данный момент превышает предложение в четыре-пять раз. Это свидетельствует о том, что капитализация медиаплатформы по итогам размещения может достигнуть $6,5 млрд.
Тийт Пруули: обсудим введение налога на собак!
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
«Вечером стулья – утром деньги». Боль в спине вдохновила таллиннца начать бизнес
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.