• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    На производителей деревянных домов градом сыплются удары

    глава фирмы Matek Свен Матс Фото: Andras Kralla

    Сложности производителей деревянных домов в Норвегии и Швеции вынуждает наших производителей, чтобы удержаться на плаву, сражаться как с зарплатным ралли, так и с более грязными, чем прежде приёмами в бизнесе.

    «Бизнес экспортных рынков изменился», – признаёт глава Эстонского союза производителей деревянных домов Лаури Кивил.
    «Похоже, существование многих предприятий – под вопросом, время покажет, удержатся ли они», – добавил Кивил, имея в виду фирму Ritsu, производителя деревянных домов в Валгамаа, которая пытается ожить и сохраниться путём санации. Свежий пример и в Пыльвамаа, где объединились производители индивидуальных деревянных домов Hobbiton и Saulerman – к этому шагу их вынудили быстрый рост зарплат, удорожание древесины и инфляция.
    Под ударами
    Удар нанесло изменение курса валют. А также плотная конкуренция с производственниками из Латвии, Литвы и Польши, которые платят своим рабочим ощутимо меньшую зарплату. Вследствие чего конечная стоимость продукции может отличаться почти вчетверо. Зарплатное ралли поставило строителей деревянных домов перед выбором – закончить с бизнесом или работать по-другому.
    Сейчас хорошо живут фирмы, занимающиеся объёмным бизнесом, к примеру, известные Matek, Harmet, Kodumaja и Palmako. По словам Кивила, им удалось связать себя долговременными и объёмными договорами, они общаются напрямую с разработчиками и крупными торговыми сетями.
    Тем же, кто имеет дело с конечными и частными клиентами, в ужесточающейся конкуренции выжить трудно. Речь о среднем производителе сборных деревянных домов с оборотом в пределах от 1,5 до 6 миллионов евро. Поскольку их конкуренты в Латвии, Литве и Польше могут платить своим рабочим значительно меньшую зарплату, эстонские производителя попадают под сильный удар. По данным Кивила, в Эстонии строителей деревянных домов примерно 250, из них 150 возводят каркасные дома.
    Возникают и проблемы с клиентами. Сказанное Кивилом совпадает с тем, что рассказал владелец пошедшего под санацию предприятия Ritsu Антс Рандмаа. «Выискивают недочёты», – заметил Кивил. 
    Он рассказал, что ещё десять лет назад партнёрство было незыблемым. Производитель-клиент хотели продолжить работать и на следующих объектах, но теперь разница в ценах конкурентов столь велика, что иной клиент пытается хорошенько нажиться и не оплачивает последнюю часть договора. «Это выглядит так: если не нравится, другие производители толпятся в очереди за дверями», – рассказал Кивил.
    Предприятие может, конечно, нанять адвоката, чтобы получить свои деньги, но, например, в Норвегии могут в ответ выставить адвоката посильнее, и эстонский предприниматель окажется вовсе в двойных убытках. «Не знаю, бизнес ли стал нечистоплотным, но если у клиента возникает хоть малейшая возможность, он её не упустит. Ценами мы ни при каких условиях конкурировать не можем. Значит, надо искать более эффективные решения», – сказал Кивил.
    «Довольно суровая работа» 
     
    Строитель каркасных и модульных домов, глава фирмы Matek Свен Матс отметил, что бизнес в последние годы очень изменился. «Дёргаемся. Бизнес и без того сложен и довольно жесток. А тут обстановка постоянно меняется. Мы заявляем, что в нашем секторе всё идёт хорошо, и это правда, но за этим стоит довольно суровая работа».
    На тормоз действовавшей восемь лет фирмы Густавсон нажал в конце прошлого года. «Курсы расбалансировались. Любое решение о приостановке – всегда тяжёлое. Мы думаем, что остановили наше производство на время, но не уверены в этом», – признался он.
    Этот год, по словам Густавсона, сложен для многих производителей, так как им приходится искать возможности, как справиться с прямым валютным ущербом или зарплатным прессингом Необходимо поднять эффективность предприятий хотя бы на десять процентов, чтобы погасить одну только разницу в курсах валют, оценивает Густавсон.
    Уход на взлёте 
    По словам главы Эстонского союза производителей деревянных домов Лаури Кивила, решение Густавсона всё же исключение. «Немного тех, кто на пике успеха закрывает бизнес. Как правило, это происходит, когда не справиться с трудностями. И тогда зачастую уже поздно».
    Если есть возможность перевести фирму в режим ожидания, то это, по мнению Кивила, отличный план. «Очень часто у предприятий такой возможности нет, и приходится искать другие варианты».
    Густавсон называет ParnuLogHomes нишевым бизнесом, совмещающим конструкции из балок, а также деревянные и стеклянные фасады. Экономические показатели за 2016 год были очень хорошими, но в прошлом году оборот упал наполовину, или с 1,4 миллиона евро до 700 000 евро. На строке прибыли значилось вместо 58 000 евро – 150 000 евро в минусе.
    Густавсон проанализировал рынки Норвегии и Швеции. Кроны обоих государств подешевели по отношению к евро. «Норвежская крона недавно была такой же слабой, как десять лет назад во время финансового кризиса. Норвежская крона на 10-15% слабее, чем могла бы быть. Так что, грубо говоря, продукция стала на десять процентов дороже».
    Сложности наслоились  
    Густавсон тоже говорил об эстонском зарплатном ралли и средней зарплате, которая здесь выше, чем в Латвии и Литве. Стоимость материалов тоже высокая, цена на балки за год выросла на 20%. А ещё подорожал транспорт.
    «Вот ряд факторов, заставивших задуматься и решить, что надо подождать, пока обстоятельства не сложатся для нас удачнее, – объяснил Густавсон. – Опыт держать паузу у нас остался со времени последнего кризиса, когда мы на год прервали производство. С улучшением ситуации продолжили с того, на чём остановились».
    Продолжит ли теперь производство или закроется насовсем, Густавсон пока не знает. «Есть надежда, что решениями центробанков валютные курсы выправятся, может, даже к концу года. Но при этом мы должны следить за происходящим на всех рынках Северных стран, там есть признаки перегрева», – сказал он.
     
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.