• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Новая глава Alexela Oil: через пять лет будем на бирже

    Новый руководитель одной из крупнейших заправочных сетей в Эстонии Alexela Oil Мария Хелблинг.Фото: Raul Mee

    В пятилетнем плане компании Alexela – выход на биржу, и смена руководителя – одна из важнейших деталей обновления пути развития предприятия, сказала назначенная новым руководителем одной из крупнейших заправочных сетей в Эстонии Alexela Oil Мария Хелблинг.

    Читайте радиоинтервью с Марией Хелблинг:
    С чем связано такое изменение в Alexela?
    Смена руководства, по сути, это один шаг в давно идущем процессе, в ходе которого мы всё больше фокусируем себя в качестве поставщика энергии для клиента, а не только в качестве продавца электроэнергии или топлива. Уже много лет мы постепенно развивались в этом направлении и теперь пришли к той черте, когда можно отказаться от разделения на Oil и Energia и стать просто Alexela. Все киловатты во всех форматах будут исходить из этого предприятия, и раз образуется одна структура с единой целью, то и логично, чтобы руководитель был один.
    В сущности, вы в энергетике уже долгие годы. В одной статье я прочитал, что в Eesti Energia вы были аналитикомэнерготорговли, теперь какое-то время вы работаете в компании Alexela.
    Да, по образованию я экономист и после бакалавриата встал выбор – идти консультантом в банк или в какой-либо сектор, и в этот момент выбор пал на энергетику. Я очень рада, что так случилось, потому как это очень интересная сфера, и в Eesti Energia я прошла свои по-настоящему первые университеты. В группе Alexela работаю уже шесть лет, раньше занималась развитием бизнеса и на уровне совета, но с 2015 года стала окончательно ушла в энергетику, став председателем правления Alexela Energia.
    На прошлой неделе состоялась встреча нефтяного картеля OPEC, где было принято решение несколько увеличить добычу нефти. Насколько внимательно вы отслеживаете такие события, и какое влияние это может оказать на нас?
    В целом, мы, конечно, следим за такими событиями. Что же касается конечных цен на энергоносители, то рынок отражает довольно точно то, что происходит на оптовом рынке, то есть, по каким ценам идёт покупка. И хотя хорошо знать прогноз на долгую перспективу, но на наши решения напрямую это не влияет. При этом если говорить о топливном рынке, то совершенно очевидно, что решения OPEC воздействуют на цену бензина, на газ не в такой степени.
    Верно ли впечатление, что независимо от колебания цен на нефть, топливные фирмы всегда катаются как сыр в масле?
     
     
    Не совсем верное представление. Изменение цены на нефть всё же довольно ощутимо отражается на стоимости топлива. А то, что в основном повышает наши цены, так это акцизы. И когда наши крупные потребители начинают заправляться за границей, то не очень-то можно говорить о сыре в масле. Кроме того, широко известно, что топливная маржа не такая уж золотая жила для предприятий профиля.
    Что вы намерены сделать в качестве главы Alexela Oil, какие цели поставили перед собой для начала?
    Здесь две больших задачи. Первая – создание как внутренне, так и внешне, единой Alexela, чтобы выглядеть как одно целое и клиенты осознали бы, что здесь можно получить всё. Второе важное направление – уже исторически у Alexela сложился имидж инноватора, и мы намерены его сохранить. Образцы топлива и энергопотребления в целом постоянно меняются, и мы непременно хотим на нашем рынке быть локомотивом этих инноваций. А это значит – выжить и после эпохи бензина и дизеля.
    Где конкуренция более суровая, в торговле автомобильным топливом или в торговле электричеством?
    В этом смысле нам повезло, что оба рынка с довольно плотной конкуренцией. Понятно, что на каждом есть свои нюансы. Но и тут и там конкуренция идёт на пользу потребителю. На энергорынках исторически сильные монополии, имеющие очень большую власть на рынке и по-прежнему ощутимые преимущества в связи с тем, что разные регуляции не поспевают за свободным рынком. В этом смысле топливный рынок – чистой воды капитализм, здесь идёт борьба лицом к лицу.
    Если присмотреться к розничному топливному рынку Эстонии, то здесь незаметно происходит то, что такие крупные иностранные концерны как Neste или Circle K уступают местным капиталистам Olerex и Alexela. Почему? Разве иностранные фирмы не стремятся к лидерским позициям?
    Во-первых, я не считаю, что уступают. Если посмотреть на рыночные доли, то у нас половина или чуть меньше половины топливного рынка. Сегодня утром, когда ехала в такси, обратила внимание, что стаканчик с кофе у водителя не эстонского происхождения.
    Во-вторых, мы не противостоим друг другу, а все топливные фирмы пытаются найти свои преимущества. И здесь у местных их два – зародился менталитет «предпочитай домашнее», что, по-моему, очень здорово. И второе – то, что мы не входим в международные концерны, даёт нам возможность быстрее принимать решения и более гибко их осуществлять.
    Тенденция последних лет, когда Alexela и Olerex наперегонки покупали более мелкие фирмы, теперь закончилась? Вы всё купили?
    Не совсем, кое-что на рынке ещё есть. Но думаю, что основная волна схлынула, и главная консолидация позади.
    Какие преимущества в конкурентной борьбе на топливном рынке есть именно у Alexela?
    Наш козырь в том и состоит, что рынок движется по стопам телекома. Теперь горючее топливо, природный газ и электричество уже не рассматриваются по отдельности, а потребитель всё чаще стремится получить всё это в одном месте. У нас имеется энергопортфель, содержащий все виды топлива и энергетические решения, что явно даёт нам крепкое преимущество, которым мы и собираемся воспользоваться.     
    Вы не перестанете по примеру Olerex и Circle K торговать на своих станциях заправок предметами первой необходимости?
    Естественно. Ведь совершенно понятно, что за одной упаковкой молока никому в гипермаркет топать не охота. Эта ниша, безусловно, почти  безгранична для торговли на заправках. Мы тоже этим занимаемся и даже предпринимаем дальнейшие шаги, чтобы открывать «лавки» отдельно от  заправок.
    Если вы хотите, чтобы водитель такси, с которым вы сюда ехали, пил свой утренний кофе из стаканчика с логотипом Alexela, то вам надо бы выйти на биржу.
    Не знаю, насколько это повлияет на выбор таксиста. Всё зависит больше от того, где в центре города он может купить кофе. Не уверена, что таксист с утра изучает биржевые сводки прежде, чем сделать свой выбор. По-моему, та фирма, из стаканчика которой он пил, тоже не биржевая.
    Но, по меньшей мере, в планах Alexela всё же присутствует выход на биржу?
    Да, в пятилетний план развития выход на биржу определённо предполагается.
    А этот пятилетний план составлен когда?
    В начале этого года. Так что можно начинать отсчёт времени.
    Насколько просто соорудить новую заправочную станцию? Похоже, что и этот рынок полностью распределён?
    Не обязательно это должна быть станция, нужен магазин. Не уверена, что в центре города ещё нужны дополнительные заправки. Развитие города так или иначе связано с всё большим использованием общественного транспорта. В какой-то момент и в нашей обыденности появятся электромобили, полем для которых является город. Здесь и идёт речь о новых концепциях, и так сказать заправки «старой школы» в центре города ставиться уже не будут.
    При вступлении в должность, имело значение то, что новым главой Alexela становится дочь Хейти Хяэля? Как вы с папой распределили роли? Поскольку он один из собственников предприятия, насколько вы вольны в своих решениях?
    Alexela – это крупный концерн с более чем 1000 работниками. В моём подчинении работают сегодня 200 человек, что далеко не подавляющая часть. Между мной и Хейти ещё несколько слоёв тех, кто принимает решения, так что в повседневной жизни мы не особенно и видимся. То, насколько он вмешивается в будничную работу Alexela – это тема его и руководства всей группой. Мой непосредственный начальник – это мой совет, а он в него не входит. Да и что скрывать, предложение занять эту должность мне поступило тоже не от папы.  
     
    Глава Alexela Oil ушёл в отставку
    На прошлой неделе Айн Куузик сообщил, что больше не является исполнительным директором Alexela Oil. "Я по-прежнему связан с Alexela Group, являясь членом совета этой компании, а также Alexela Varahaldus", - написал Айн Куузик.
    Куузик возглавлял компанию с 2002 года (был небольшой перерыв какое-то время). Почему он ушёл в отставку, читайте здесь.
  • Самое читаемое
Справедливость перехода Кивиыли проверит на себе: может закрыться главный работодатель города, который его отапливает «Это тепло просто пойдет на воздух»
Завод сланцевого масла Kiviõli Keemiatööstus должен прекратить работу до начала 2025 года по требованию Департамента окружающей среды. Директор завода закрывать его к сроку не собирается и намерен судиться с государством.
Завод сланцевого масла Kiviõli Keemiatööstus должен прекратить работу до начала 2025 года по требованию Департамента окружающей среды. Директор завода закрывать его к сроку не собирается и намерен судиться с государством.
Генеральный директор Nike винит удаленную работу в недостаточных инновациях
Трудно осуществить большие изменения на рынке, когда люди работают из дома – так генеральный директор Nike Джон Донахью пояснил малое количество инноваций, которая компания выводит на рынок.
Трудно осуществить большие изменения на рынке, когда люди работают из дома – так генеральный директор Nike Джон Донахью пояснил малое количество инноваций, которая компания выводит на рынок.
Эксперт: банки ожидают резкого роста цен на медь
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.