• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Eesti Energia рассердилa производителей щебенки

    Eesti Energia рассердил производителей щебенкиФото: Scanpix

    Добытчиков горной породы, которые заняли позицию поблизости от железнодорожной трассы Rail Baltic, беспокоит недавнее сообщение Eesti Energia о том, что принадлежащий государству концерн стал транспортировать по железной дороге в Пярну безрудную породу, из которой местный партнер вырабатывает щебень.

    Директор проекта Eesti Energia Андрес Вайнола:

    «В шахте Estonia ежегодно при выработке сланца возникает в качестве побочного продукта около 4 миллионов тонн безрудной породы, т.е. известняка. Его квалифицируют как отход, если его складируют или не используют в качестве сырья. Наша цель: уменьшить появление отходов и исходя из принципов круговой экономики, как можно больше обогатить этот материал. У нас уже сейчас имеются мощности, чтобы обогатить миллион тонн безрудной породы в год.

    При добыче сланца мы платим налог за право добычи полезных ископаемых, т.е. налог на ресурсы и другие налоги на окружающую среду, также за использование воды, известняка и отбросов.

    Знаю, что слово «безрудная порода» бесит всех дорожных строителей. Это наследие старых времен, когда в безрудной руде доля органики была очень высокой. Сейчас с обогатительных заводов приходит практически чистый известняк.

    Те, кому не нравится, как мы используем сделанную из безрудной породы щебенку, не готовы к тенденциям, к которым двигается весь мир. Это - принцип круговой экономики. Разумнее использовать уже добытый из земли материал, а не давать разрешения на добычу десяткам и десяткам новых карьеров.

    За два месяца мы продали в Пярну железнодорожный состав, т.е. 20 000 тонн известняка. Это в свою очередь означает, что мы за это время избавили шоссе от 720 дальнобойных грузов. Таким образом мы экономим нагрузку на шоссейные дороги и уменьшаем частоту движения.

    Никаких специальных договоренностей с EVRCargo у нас нет. Тарифы железной дороги контролирует департамент надзора. Мы составляем составы

    Мы также нигде не болтаем о необходимости установить особые условия для изготовленного из безрудной породы известняка».

    Фирмы по добыче горной породы в ожидании строительства мегапроекта Rail Baltic стали ходатайствовать у департамента окружающей среды разрешение для проведения геологических исследований на находящихся поблизости государственных землях, чтобы выяснить потребительские запасы песка, гравия и плитняка. Это – в основном земли RMK площадью тысячи гектар, расположенных в Харьюмаа, Рапламаа,  Пярнумаа.
    «Сейчас в связи с Rail Baltic идет четкая борьба за позицию. У кого есть хоть какие-то возможности, они начинают исследования и исследовательские фирмы довольно загружены» - подтвердил большой интерес предприятий, который появился в последнее время, председатель правления Союза предприятий горнодобывающей промышленности Эстонии Рейн Воог.
    Самые активные - дорожный строитель - фирма TREV-2   Grupp AS, а также добытчики горных пород Eesti Killustik OU и основанное в прошлом году Maavarad OU.
    Предприятия объединяет большая финансовая мощь их собственников. Недавно TREV-2 Grupp приобрел крупного собственника из Франции, когда купил у Baltcap для увеличения доли предприятие Eurovia, принадлежащее крупному французскому концерну Vinci. Среди владельцев Eesti Killustiku и, когда-то бывшая среди разработчиков Skype, инвестиционная фирма Ambient Sound Investments, а также Maavarad OU, крупным владельцем которого является один из владельцев Tallink, фирма InfortarAS.
    «Если мы хотим продолжать свою деятельность дольше, чем пять лет, то мы должны постоянно инвестировать в исследования» - разъясняет член правления Eesti Killustiku Андрес Мяннарт.
    Геологическое исследование небольшого карьера песка и гравия стоит несколько десятков тысяч евро. Затраты на исследование карьера плитняка могут стоить несколько сот тысяч евро, дорогими их делают буровые работы. В определенных случаях добавляется и проведение оценки влияния окружающей среды, которое в свою очередь требует времени и денег. На получение разрешения на разработку может уйти 4-5 лет.
    «Ясно, что во всех местах нельзя найти полезные ископаемые и ясно, что не во всех местах, где они есть, не получить разрешение» - добавил ErkiNiitlaan, член правления SteigerInseneriburooOU, которое занимается геологическими исследованиями.
    В игру вступает крупный конкурент
     
     

     

    Исполнительный директор Союза производителей строительных материалов Эстонии Енно Ребане:

    “У Союза в связи с силовым приходом EestiEnergia на рынок щебенки возникло много вопросов. Если продается сделанный из безрудной породы щебень, то не платят за отходы, но не платят и за право добычи. Возникает вопрос, насколько это корректно при равном обращении предприятий. Я планирую с этим вопросом обратиться в департамент конкуренции.

    Вторая тема – стоимость транспорта. Члены нашего Союза говорят, что в принципе по прейскуранту EVR Cargo по конкурентоспособной цене невозможно перевести материал из Вирумаа в Пярнумаа. Возникает вопрос, как эта цена становится конкурентоспособной. Если у нас две государственные фирмы, то возникает спекулятивный вопрос, что там предлагают лучшую цену, чем обычной фирме, работающей на карьере. Вот это для меня самая большая проблема.

    В-третьих, вопрос качества. EestiEnergia рекламирует свой материал и может остаться впечатление, что этот материал годится для всяких вещей. Хочется напомнить, что это не основное изделие, а побочное изделие с добычи сланца. Оно проросло органикой. Его очистка неразумно дорога.

    Мы не знаем, какие условия качества будут установлены для материалов у RailBaltic. Будут ли там делать исключения или исходить только из цены? Было бы особенно глупо, если бы у материалов из карьера известняка была бы одна норма качества, а если используешь побочные продукты или отходы, то у тебя другие требования. Если на строительстве RailBaltic будут снижены требования к качеству известковой щебенки, то это очень рискованный шаг.”

    Как гром среди ясного неба прозвучало сообщение Eesti Energia, о том, что предприятие планирует в этом году продать 300 00 тонн гравия, произведенного из безрудной породы. По железной дороге для Eesti Energia выгодно возить безрудную породу из Ида-Вирумаа даже в другой конец Эстонии – в Пярну, где местный партнер Graniidikeskus OU производит из нее гравий. До сих пор Eesti Energia продавала этот товар, но его потребляли в основном в Ида-Вирумаа.
    По словам исполнительного директора Союза производителей строительных материалов Эстонии Енно Ребане  - 300 000 тонн – это большой объем и в дальнейшем объем будет еще больше, что четко указывает на противовес интересам RailBaltic.
    Это вызвало среди части членов союза недовольство и вопросы, насколько честна такая конкуренция.
     «Нечестная конкуренция выражается здесь в том, что государство, с одной стороны, берет у добытчиков плитняка плату за право на разработку, выходит на рынок через принадлежащее на 100 процентов государству предприятие с конкурирующим с ними и равноценным продуктом, при добыче которого не оплачена плата за право добычи. Хотя платят за сланец, но это другое изделие и эта плата за окружающую среду содержится в себестоимости производства электричества и масел» - утверждает член правления Eesti Killustiku  Андрес Мяннарт.
    Директор проекта Eesti Energia Андрес Вайнола опроверг обвинение, утверждая, что плата за право на добычу сланца включает как плату за сланец, так и за выводимый вместе с ним известняк.
    RailBaltic есть в бизнес- плане EestiEnergia
    По словам Вайнола действительно в бизнес- плане Eesti Energia есть поставки для строительства Rail Baltic известняка, побочного продукта добычи сланца. Объемы могли бы потенциально достичь миллионов тонн. «Наверняка это вызовет большое противостояние, но зачем создавать новые выработки, если этот материал уже достали из земли»,- удивляется Вайнола. Помимо щебенки предприятие на строительство Rail Baltic планирует поставить и сланцевую золу, которую можно использовать при создании подъездных дорог.
    Эстонское государство в государственном плане развития сланца установило цель вторичного использования безрудной породы в объеме не менее 40 процентов. Начиная с 2015-2016 цель не выполняется.
    По словам Вайнола у государсва есть рычаги, которые можно было бы использовать для содействия вторичного использования безрудной породы. «Государство поставило цель развивать круговую экономику и для этого можно было бы предпринять реальные шаги – например, для лучшего планирования логистики установить тарифы железной дороги на более длительное время и продумать, когда при создании инфраструктуры или ее обновлении разумно открывать новые выработки и когда использовать известняк, побочный продукт сланца» -, заметил он.
    Свен Пертенс, председатель правления TREV-2 Grupi сказал, что хотя у них есть карьеры известняка, но думая по-государственному, можно сказать, что повышение стоимости известняка и его использование на самом деле очень даже разумное дело. В противном случае он остался бы просто валяться в куче.
     
     
  • Самое читаемое
Японский рынок продолжает лихорадить: теперь падает иена
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Пенсионер недоволен планом правительства: политики слепо верят в чудеса экономики
Это, конечно, хорошо, что политики строят рабочие планы, ставят цели и мечтают о многом. Вот только чудес не бывает, пишет беспартийный пенсионер Аллан Аан о недавно представленном плане по удвоению экономики Эстонии.
Это, конечно, хорошо, что политики строят рабочие планы, ставят цели и мечтают о многом. Вот только чудес не бывает, пишет беспартийный пенсионер Аллан Аан о недавно представленном плане по удвоению экономики Эстонии.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.