• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    "Евродиректива об авторских правах не была отклонена"

    "Мы ещё ничего не выиграли", - говорит член Пиратской партии Юлия Реда.

    Вчера европарламент отклонил текущую версию Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on copyright in the Digital Single Market.
    Это евродиректива, обязывающая платформы, вроде Facebook и YouTube, использовать автоматические фильтры для удаления контента, нарушающего авторские права. Другое изменение, которое внесёт текущая версия данной евродирективы: запрет на цитирование новостных статей даже в виде коротких фрагментов или гиперссылок.
    ДВ подробно писали об этом законопроекте ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
    Вчера мы спросили у евродепутата Юлии Реда, какова дальнейшая судьба этого законопроекта.
    Что будет происходить теперь, когда евродирективу отклонили?
    Её не отклонили. Сегодня было проголосовано то, что мы не согласны с тем текстом, который был одобрен на Юридическом комитете и желаем внести изменения. Пройдёт второе голосование, которое состоится на второй неделе сентября. Где-то в период с 10 по 13 сентября - точной даты не знаю.
    До сентября вы будете разрабатывать поправки?
    Работу над поправками нужно было вести раньше. Теперь У нас есть возможность представить эти поправки на голосовании.
    Что вы будете представлять?
    Я считаю, что текст законопроекта нужно обсудить с теми парламентариями, которые поддерживали его на Юридическом комитете.
    Есть две поправки, которые были одобрены Комитетом гражданских свобод и Комитетом внутреннего рынка. Эти поправки не требуют от платформ устанавливать фильтры на загрузку контента (что является нарушением права на самовыражение), одновременно позволяя создателям контента получать честную оплату за свои произведения. Пример: пользователь загрузил контент на какую-то платформу, а та поставила рядом контекстную рекламу. В таком случае платформа должна заплатить деньги местному авторскому сообществу.
    Т.е. Facebook должен будет платить деньги ассоциации держателей авторских прав?
    Только за тот контент, который имеет отношение к их бизнес-модели. Здесь лучше привести в пример YouTube. Эта платформа анализирует, какую музыку на неё загрузили, и в соответствии с этим, ставит рядом рекламу. Поэтому YouTube будет обязан получать лицензию на музыку. А вот на поэму ему лицензии получать не надо, несмотря на то, что теоретически кто-то может загрузить и её. Потому что эта проблема не является распространённой (а следовательно, к бизнес-модели YouTube отношения не имеет).
    Что делать с гиперссылками?
    Юридические комитет проголосовал за появление нового вида эксклюзивного права у издателей. Это право подразумевает, что люди должны будут получать лицензию каждый раз, когда хотят процитировать даже очень короткий фрагмент новостной статьи. Это нарушение права на самовыражение. На Юридическом комитете было внесено контрпредложение, которое отклонили с разницей всего в 1 голос.
    Что это за предложение?
    Оно называется "правило презумпции". Впервые это предложение было представлено во время председательствования Эстонии в Совете ЕС. Эстония предложила дать право издателям напрямую вести переговоры с платформами, если они используют новостные статьи, защищённые авторским правом. Если платформы нарушают это право, то у издателя есть право пойти в суд.
    Это предложение позволяет избежать создание нового вида защиты прав, которое могут использовать, если кто-то публикует маленькие новостные статьи, не подлежащие защите авторских прав, ибо по сути содержат лишь фактическую информацию.
    Эти две поправки уже окончательно оформлены, или в них ещё будут внесены изменения?
    Оба эти этих контрпредложения вносились на Юридический комитет. Поэтому их мы и возьмём за основу. Однако лишь половина парламента поддержала текст законопроекта, следовательно, нужно вести дальнейшие обсуждения. Все стороны должны быть услышаны.
    Ваш прогноз: как пройдёт сентябрьское голосование?
    Думаю, что его результат зависит от того, сохранится ли большое внимание со стороны общественности. Мы выиграли сегодняшнее (беседа проходила вчера - ДВ) голосование именно потому что очень много людей давили на своих европарламентариев. Было много протестов, особенно в Польше. Это сработало. Почти все евродепутаты от Польши проголосовали против текущего текста законопроекта. Думаю, что это - прямое следствие общественного давления, внимания СМИ и протестов.
    Поэтому я призываю гражданское общество, организовавшее те протесты, снова устроить день активности 26 августа. Это воскресенье, незадолго до того, как европарламентарии вернутся с летнего перерыва. Каждый из нас теперь может взять паузу в несколько недель, чтобы отдохнуть и расслабиться. Будут каникулы, и парламент работать не будет. После перерыва нужно вновь привлекать внимание общественности к этой тему. Тогда мы сможем получить результат, который устроит все стороны.
    Что будет происходить в этот "день активности" 26 августа?
    Это уже прерогатива гражданского общества. Публичные протесты - очень полезный инструмент, позволяющий привлечь внимание СМИ и депутатов европарламента. К тому же, у активистов будет время встретиться друг с другом и распланировать, как убедить евродепутатов отклонить предложения по фильтрам на загрузку и текстам ссылок.
    Люди выйдут на улицу?
    Они могут это сделать. Надеюсь, что уличных протестов будет много. Однако это не единственное, что должно быть сделано. Некоммерческие организации и граждане могут организовать встречи в своих городах, где активисты могут встретиться и вместе распланировать, что они будут делать. Ибо работы здесь не на один день.
    Как вы собираете распространять призыв к таким действиям?
    Сразу после сегодняшнего голосования я записала видео, которое опубликовала в Twitter и Facebook. Много людей через него получают информацию о голосовании. Есть хэштег #saveYourInternet, используемый многими активистами. Есть петиция одного владельца малого бизнеса в Германии, которого заденет эта евродиректива. Петиция собрала миллион подписей. Надеюсь, что смогу взаимодействовать с инициаторами этой петиции, чтобы достучаться до большого количества людей, заинтересованных в реформах.
    Что произойдёт, если 10-13 сентября евродепутаты проголосуют "за"? И что - если "против"?
    Это не будет простое голосование "за" или "против". Это будет голосование по каждой из поправок. Надеюсь, что перед этим будут переговоры, в которых мы согласуем, какие именно поправки будут представлены на голосовании. Если не договоримся, то будет голосование по каждой поправке.
    Что будет, если все поправки отклонят?
    Состоится финальное голосование по этой директиве. Её либо примут либо отклонят. Если примут, то это станет позицией Европарламента. Мы ещё, на самом деле, ничего не выиграли. Если мы провалим все наши поправки, то ситуация станет столь же плохой, какой она была ранее. Поэтому важно, чтобы люди продолжали обращать на эту ситуацию внимание.
    Когда пройдёт финальное голосование?
    После того, как состоится сентябрьское голосование, состоится триалог, в рамках которого пройдут переговоры между Европарламентом и Советом ЕС (третьей стороной на триалогах является Еврокомиссия - ДВ). Даже если мы сможем победить эти загрузкочные ссылки и тексты ссылок в евро парламенте, то всё равно у нас останется огромная проблема. Совет ЕС ведь по-прежнему их поддерживает. Нам нужно будет найти компромисс между парламентом и советом.
    Финальное голосование может пройти весной, например, в марте. Когда именно - сказать очень сложно, всё зависит от того, как быстро пройдёт триалог. На этом голосовании вся директива целиком будет или принята или отклонена.
    Есть ли другие евродирективы, которые тоже сейчас обсуждаются в ЕС, и которые похожим образом затрагивают дела в интернете?
    Их много. Например, вышел новый законопроект: Proposal for a regulation of the European Parliament and of the Council on promoting fairness and transparency for business users of online intermediation services. Это хорошая инициатива. Мы постараемся сделать так, чтобы она прошла. Этот законопроект призван обеспечить бизнесу (например, разработчикам мобильных приложений) справедливое обращение со стороны платфом (например, AppStore). Ещё предстоит голосование по директиве об аудио-визуальных услугах.
    Это противоречивая директива. Там есть позитвные моменты - например, контроль за рекламой в интернете. Но есть и проблемные места. Например, видеоплатформы будут обязаны предтовращать появление контента, связанного с терроризмом. Здесь нужно быть очень осторожным. Мы должны убедиться, что не перекладываем исполнение законов на платформы. Этим должен заниматься суд.
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.