Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Засуха взвинчивает цены

    Несмотря на то, что окончательные последствия изнурительной жары во всей Европе выяснятся только в октябре, цена на зерновые культуры уже сейчас поднялась почти на 27%. «Ситуация печальная», – признаётся один из владельцев Kadarbiku Köögivili OÜ Вилле Пак.

    Руководитель Kadarbiku Köögivili OÜ Вилле ПакФото: Andras Kralla
    Если ещё в июне из-за опасения торговой войны цена на пшеницу упала почти на 8%, то в июле паника, вызванная засухой, отразилась уже и на бирже. Пшеница поднялась в цене более чем на четверть, и теперь она на самом высоком уровне за последние три года. Чуть скромнее подорожал рапс, цена на который за три месяца выросла на 15%.
    По словам председателя правления Эстонской сельскохозяйственно-торговой палаты Роомета Сырмуса, бояться дефицита товара не надо, поскольку рынки открыты и границы свободны. Правда, трудности могут возникнуть со снабжением местной продукцией. «Засуха охватила не только Эстонию, поэтому на рыночные цены это непременно повлияет», – сказал он.
    К сожалению, такой рост цен нисколько не поможет попавшим из-за засухи в трудное положение фермерам. Один из владельцев Kadarbiku Köögivili OÜ, выращивающий зерновые и овощи Вилле Пак сказал, что в Эстонии до сих пор низкий уровень цен потому, что в отличие от Эстонии наши соседи в Латвии и Литве объявили чрезвычайное положение, помогающее селянам лучше справиться с бедой и сгладить потери.
    «Сельское хозяйство не подчиняется законам обычной рыночной экономики. Обычно, если в производстве неудачный год, то цены взлетают. У нас не так, ибо латыши вследствие своего чрезвычайного положения могут ввозить в Эстонию более дешёвую, чем наша, продукцию. Так что поднятием цен мы не можем сгладить свои потери», – объяснил Пак.
    Половина урожая потеряна
    А потери ощутимые. Окончательные результаты прояснятся осенью, когда с полей будет собран весь урожай. Со слов Пака, уже сейчас понятно, что пропало примерно 40-50% урожая. «Разумеется, это беда. Ужасная ситуация», – заметил он. И если овощеводы ещё как-то держатся, то положение занимающихся выращиванием зерновых просто катастрофическое. «Они снимают с гектара вместо прежних 5 тонн всего по 2 тонны зерна. Оборот упадёт в два с половиной раза, и это притом, что затраты остаются прежними», – рассказал Пак.
    По словам Пака, ситуация аховая не только из-за отсутствия дождей, но и из-за высоких температур. «Если в ближайшее время дождей не будет, станет совсем плохо. Поливать уже нет сил, люди на жаре быстро устают. Но надежда умирает последней», – сказал фермер.
    Пак признался, что уже и не знает, чего хотеть от правительства. Решение о выделении 20 миллионов евро Целевому учреждению развития сельской жизни с тем, чтобы помочь фермерам справиться со своими финансовыми обязательствами, по мнению Пака – настоящая хохма. «Если правительство и поддержит селян, то ведь деньги до нас не дойдут. Они уйдут поставщикам за вспомогательные средства и удобрения, фирмам за технику», – пояснил он. Польза фермерам будет только в том, что они ещё и в следующем году смогут засеять свои поля.
    Пак отметил, что у Kadarbiku Köögivili долгов перед банками нет, но они были раньше и в ситуации, когда приходилось закладывать всё своё имущество в покрытие долгов перед поставщиками.
    С рапсом беда
    Многие годы выращивающий зерновые Ляэнемааский фермер Арво Нинн, владелец фирмы Viljatare OÜ, сказал, что пропало около 40% урожая. Но пока засуха напрямую на их работе не сказалась. «Скажется, когда по осени придётся отдавать долги. Вопрос в том, позволит ли собранный урожай покрыть все взятые на себя весной обязательства», – пояснил он. Срок выплат приходится на октябрь. Обязательства, в основном, перед банками, некоторые поменьше и перед предприятиями.
    Но самая большая беда этого лета, по словам Нинна, вовсе с нашествием вредителей на рапсовые культуры. «Стоит закончить опрыскивание на одном конце поля, как на другом надо тут же начинать сначала», – рассказал он. Хорошо хоть недавно над фермой Нинна пролились две грозовых тучи. «Пусть и поздно, но хоть что-то. Вон, в двух километрах отсюда дождик даже пыль не прибил», – заметил Нинн.
    «Сельскому хозяйству особо не благоволят. Я занимаюсь этим делом ещё с советских времён. Какую-то помощь правительство всё же оказывает, но минимальную», – сказал он. То, что правительство Эстонии по примеру Латвии и Литвы не объявило чрезвычайного положения, по словам Нинна, не имеет особого значения. «Что толку, деньги в любом случае хотелось бы вернуть», – сказал он. Единственное преимущество чрезвычайного положения – с банками вроде как полегче было бы дела улаживать. Но Нинн отмечает, что так или иначе, а с банками всё равно дело имеет каждый самостоятельно. «Да ведь и банки тоже не заинтересованы в потере клиентов», – добавил он.
    Техника горит на полях
    Такой засухи как в этом году в Эстонии не было десятки лет, почти с 70-х. Нинн заметил, что знойные лета бывали и прежде, но нынешним летом жара совпала с засухой, и это происходит уже второй сезон подряд. В такую погоду машины на полях перегреваются и часто загораются. «У меня, к счастью, такого не было, а у соседей сгорел сенопресс», – рассказал Нинн.
    Подорожало и сено. Нинн отметил, что спрос в этом году существенно возрос. «Каждый день звонят и спрашивают, нет ли сена. Наверняка, его не хватит», – заметил Нинн.
    Подорожание сена подтвердил и председатель партии Isamaa, бывший министр по делам сельской жизни Хелир-Валдор Сеэдер, у которого в Вильяндимаа есть хутор бобыля с несколькими животными. «Моя живность голодать не будет, но своего сена на зиму не хватит, нужно будет там-сям прикупить», – сказал Сеэдер. К сожалению, по его словам, ходят слухи, что появились скупщики сена, которые продают его дальше втридорога. «Если зимой не будет корма, то остаются две возможности: покупать его по цене золота или ликвидировать стадо», – сказал он.
    Фермеры были против фонда рискового капитала
    Председатель правительственной партии Isamaa, бывший министр по делам сельской жизни Хелир-Валдор Сеэдер считает, что в идеале правительство и не должно решать кризисные ситуации в сельском хозяйстве. «Для этого должен существовать гибкий буфер, с помощью которого можно решать повседневные проблемы. Я говорил об этом, будучи министром, говорил и потом, но результата не добился», – рассказал он.
    Речи идёт о так называемом фонде рискового капитала или о страховке, откуда можно получить помощь в случае финансовых затруднений, будь то в виде целевого займа или поручительства. Сеэдер считает, что и в нынешней ситуации надо сосредоточиться на том, чтобы выделить дополнительные деньги Целевому учреждению развития сельской жизни, которое затем раздало бы дополнительные средства перспективным в плане долгосрочной жизнеспособности фермераам, попавшим в данный момент в затруднительное положение. С прицелом на будущее и буфер, по мнению Сеэдера, должен быть больше.
    По словам Сеэдера, разговоры о фонде рискового капитала для сельского хозяйства уже история с бородой. Увы, именно хуторяне были против внедрения такой системы. «Всё тормозят неграмотность, нежелание и невеликие размеры Эстонии», – сказал Сеэдер. Ведь для того, чтобы прилично застраховать урожай, нужны большие масштабы. При этом, страхование урожая нельзя сделать обязательным, как, например, дорожное страхование. Есть опасность, что из-за дороговизны страховки многие фермеры её не будут использовать, и объём фонда оказался бы слишком маленьким.
    Другим препятствием, по словам Сеэдера, служат прямые дотации. Именно в поддержке сельского хозяйства важную роль играют прямые дотации, которые намного привлекательнее для хуторян. «Это искушение - получить сразу на руки безвозвратную сумму и использовать её тоже сразу», – пояснил Сеэдер. Программа развития сельской жизни также рекомендует, как сказал Сеэдер, сосредоточиться на инвестиционной поддержке и финансовых инъекциях, которые фермерам не придётся возвращать. «Поэтому так словно создать буфер в виде страхования урожая – этот выбор не слишком привлекает хуторян», – признаёт Сеэдер.
    И всё же Сеэдер верит, что в один прекрасный момент фермеры будут готовы к созданию буферного фонда, поскольку это перспективный выбор.
    Страховка поглотила бы прибыль
    Председатель правления Эстонской сельскохозяйственно-торговой палаты Роомет Сырмус признаёт, что страхование было бы для фермеров слишком дорогим вариантом, почему они до сих пор и не хотят его. «Если страховой взнос с гектара был бы 100 евро, то это и оказалось бы всей ожидаемой с гектара прибыли», – обрисовал он ситуацию. В Латвии и Литве страхование урожая введено, но, по словам Сырмуса, не слишком себя оправдало – большинство фермеров из-за дороговизны им не пользуется.
    Сырмус считает, что в этом деле важно, чтобы продукт предлагался по нормальной цене. Поскольку нужды фермеров различаются, выбор страховых продуктов должен быть разнообразным. Но сейчас на рынке нет никакого продукта.
    Сырмус добавил, что его палата поддерживает идею правительства выделить дополнительный капитал учреждению по развитию сельской жизни.
    Сейчас в министерстве по делам сельской жизни разрабатывается новая мера, с помощью которой в будущем году в программе развития сельской жизни будет выделено 2 миллиона евро на поддержку фермеров, страхующих урожай от погодных условий.
    К сведению: Европейская Комиссия обещает помощь
    Министр сельской жизни Тармо Тамм обратился к уполномоченному Европейской комиссии по вопросам развития сельского хозяйства и сельской жизни Филу Хогану в связи с чрезвычайно засухой, которая уже угрожает урожаю яровых и со всей очевидностью может угрожать урожаю озимых.
    У Европейской комиссии для помощи пострадавшим фермерам есть в запасе два метода, но основная роль отводится всё же самим государствам-членам.
    Во-первых, комиссия собирается дотации этого года, которые должны были поступить в декабре, выплатить в октябре. Во-вторых, обещано помочь с заготовкой кормов странам, оставшимся без кормовой базы.
    Непосредственную финансовой поддержки Европейская комиссия не предполагает, но у государств-членов есть право выделить фермерам для компенсации ущерба от засухи пособие, покрывающее до 90% убытков. При этом необходимость в заготовке кормов будет оформлена как ущерб, понесённый в исключительных обстоятельствах, или не полученная прибыль.
  • Самое читаемое
Японский рынок продолжает лихорадить: теперь падает иена
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Несмотря на историческое решение центробанка Японии на прошлой неделе, иена упала против доллара до самого низкого уровня за 34 года, что увеличило риск вмешательства со стороны властей.
Пенсионер недоволен планом правительства: политики слепо верят в чудеса экономики
Это, конечно, хорошо, что политики строят рабочие планы, ставят цели и мечтают о многом. Вот только чудес не бывает, пишет беспартийный пенсионер Аллан Аан о недавно представленном плане по удвоению экономики Эстонии.
Это, конечно, хорошо, что политики строят рабочие планы, ставят цели и мечтают о многом. Вот только чудес не бывает, пишет беспартийный пенсионер Аллан Аан о недавно представленном плане по удвоению экономики Эстонии.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.