Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Контейнер, полный неожиданностей

    Около двух сотен работающих в Йыгевамаа в посёлке Авинурме у производителя контейнеров OÜ Birger считают само собой разумеющимся, что работодатель привозит их по утрам на работу, кормит в обеденный перерыв и вечером развозит по домам.

    Алексей Мяннисте, исполнительный руководитель и один из соучредителей BirgerФото: Väinu Rozental
    По-своему необычен как личность и Алексей Мяннисте, исполнительный руководитель и один из соучредителей Birger – фирмы, ставшей крупнейшим в Балтии производителем мусорных контейнеров. Когда он, выросший на Дальнем Востоке, в июне 1992 года приехал в Эстонию, то на эстонском он знал всего два слова – tere и sussid (здравствуйте и тапочки). Сейчас он разговаривает на эстонском языке с небольшим акцентом и почти безошибочно. При этом домашним языком Мяннисте остаётся русский, ибо жена у него украинка.

    Надеюсь, что партнёры будут постоянно увеличивать объёмы заказов, чтобы мы каждый год подрастали раз в пять. Хочу, чтобы наша трудовая среда была образцовой по примеру финских производителей металлоконструкций с их красивыми ангарами, ухоженной территорией, на которой не увидишь просто так валяющегося куска железяки.

    Мечтаю, чтобы построили Rail Baltic. Это дало бы нам хорошую возможность перевозить контейнеры в Германию по железной дороге. Это обходилось бы нам дешевле, ведь, по сути, мы возим воздух. Мы пытались продавать свою продукцию в Германию, но автотранспортные затраты слишком велики, мы не можем конкурировать с польскими производителями контейнеров.

    «Советский Союза начал разваливаться, и мой отец-эстонец решил возвратиться на родину, я приехал к отцу и матери в Авинурме после службы в армии, – рассказывает Мяннисте. – Какое-то время поработал на стройке, затем пошёл автослесарем в жигулёвский сервис. Потихоньку стал учить эстонский, ведь с клиентами надо было как-то общаться. Эстонский пошёл у меня хорошо, всё усваивал с лёгкостью, тогда как две попытки выучить в школе языков английский, окончились неудачей, так и не смог освоить».
    Как и руководитель, предприятие тоже двуязычное – в конторе и на площадке говорят в основном на эстонском, в производственных ангарах – на русском. И хотя фирма Birger в конце июля ещё в коллективном отпуске, тут и там видны снующие рабочие: в цехах идут ремонтные работы, строится пескоструйный ангар.
    С особенной гордостью Мяннисте показывает свою столовую. В период отпуска здесь безлюдно, а обычно сюда ходят посменно обедать рабочие цехов. «Организовали столовую, чтобы сэкономить время для рабочих, – объяснил Мяннисте. – Иначе они едят, как попало, бегают в магазин или на ходу перекусывают взятой из дома пищей. Так и до гастрита недалеко – вот мы и построили им столовую». Мяннисте замечает, что для своих работников еда здесь бесплатная, а чужих не кормят, даже за деньги.

    1. Инвестируй и в трудные времена. Когда в экономике спад, клиенты начинают искать более дешёвые возможности – вот тогда и наступает самое время расширяться. Мы начали во время кризиса реконструировать одно производственное подразделение, и нам говорили, что мы сошли с ума, ведь в плохие времена надо копить деньги. Мы никогда не держали свободных средств, каждый год что-то строим или инвестируем в станки и технику.

    2. Расти вместе с клиентом. Наш рост не основан на принципе – увеличим объём производства и тогда начнём искать новых клиентов. Мы наращиваем производство, чтобы удовлетворить нужды имеющихся клиентов. Когда посредники видят, что получают от нас качественную продукцию, они заказывают ещё и ещё. Сейчас спрос на контейнеры велик и заказов много.

    3. Оптимизируй производство. Мы организовали своё производство таким образом, чтобы изготовление каждой детали было как можно эффективнее. Мы работаем не на проектной основе, мол, когда, поступает заказ, тогда и закажем металл, чтобы начать работу. Запас необходимых деталей у нас рассчитан как минимум на две недели. Если у мастеров выпадает время посвободнее, они изготавливают детали впрок. Большой запас деталей даёт возможность быстрее выполнять заказы.

    Birger производит в основном мультилифт-контейнеры, то есть со съёмными, заменяемыми кузовами. Большинство больших мусорных контейнеров, стоящих рядом с многоквартирными домами, сделаны в селе Маэтсма под боком посёлка Авинурме. Подавляющая же часть продукции фирмы Birger отправляется на Скандинавский рынок.
    В 2014-2016 годах рост Birger был столь бурным, что фирма в этом году попала в рейтинг самых быстроразвивающихся предприятий «Gaselli TOP». В прошлом году предприятие опять показало солидный рост оборота, но прибыль уменьшилась почти в шесть раз. По словам Мяннисте, это вызвано резким скачком цены на металл.
    «В связи с тем, что Еврокомиссия начала в прошлом году расследование с целью решить, вводить ли для купленного в третьих странах металла антидемпинговые меры, металлообрабатывающие предприятия прекратили импорт из России, Украины и т.д., – объяснил Мяннисте. – И нам пришлось ранее принятые заказы выполнить по оговорённым ценам, а металл для этого мы вынуждены были покупать уже значительно дороже».
    За последние годы фирма Birger ежегодно создавала по 20-30 новых рабочих мест, сейчас на предприятии трудится 192 человека. «Раньше мы вовсю пользовались субподрядом, но теперь всё делаем сами. После того, как в 2015 году было готово новое производственное здание, у нас для этого хватает места», – сказал Мяннисте.
    Дополнительные рабочие руки находят преимущественно в Ида-Вирумаа. У фирмы два больших 45-местных автобуса, которые возят рабочих из Кохтла-Ярве, кроме них несколько 8-местных микроавтобуса, привозящих людей из Муствеэ, Тарту и пр.
    Предприятие Birger в 1999 году основали три человека, все они трудятся здесь до сих пор. Раньше Мяннисте работал как ПФЛ, предлагая ближайшим волостям коммунальные услуги. Чтобы получать мусорные контейнеры дешевле, он потихоньку стал их производить сам. Начальник отдела логистики и менеджер по закупкам Куйдо Кууск и мастер цеха Василь Фаркавец раньше занимались вывозом леса.
    «Мы создали предприятие, так как хотели купить бывшее картофелехранилище, нам всем троим нужна была ремонтная база», – вспоминает Мяннисте. Почти сразу компаньоны продали трактор для транспортировки леса и инвестировали деньги в новую фирму. В первый же год работы отказались от оказания услуг по вывозу мусора и сосредоточились на производстве контейнеров.
    «Серьёзной конкуренции в Эстонии у нас нет, а вот на рынке Швеции и Норвегии мы конкурируем с крупными производителями из Польши, – знакомит Мяннисте с рыночной обстановкой. – Так сформировалось, что рынки мы поделили – поляки не продают на главном для нас рынке Финляндии, а мы на их рынке Германии. А причина этому – большие транспортные расходы».
    Более 60 процентов продукции Birger уходит в Финляндию, где у фирмы имеется два крупных посредника. Два партнёра есть и в Швеции и один в Норвегии. На финский рынок в своё время фирма вышла благодаря случаю. Один проезжий финн заметил во дворе Birger мусорные контейнеры, остановил машину и вышел полюбопытствовать. Выяснилось, что его брат торгует в Финляндии контейнерами – эта самая фирма NK-Yhtumä по сей день наиважнейший партнёр фирмы Birger.
    «Все наши контейнеры снабжены значками производителя Birger. Наши посредники не скрывают, что это эстонская продукция,– рассказал Мяннисте. – В каждом государстве мы пользуемся услугами местных посредников, так как они лучше знают особенности своих рынков. Хоть и говорят о Скандинавском рынке в общем, но на самом деле финны, шведы и норвежцы очень отличаются по подходу к качеству, ценообразованию и многому другому».
    Мяннисте говорит, что в Финляндии и Норвегии они здорово закрепились, и теперь хотят нарастить объёмы на рынке Швеции. «Расширение всегда связано с дилеммой, – размышляет Мяннисте. – Если мы обзаведёмся в Швеции ещё одним посредником, но наверняка это не понравится нынешним партнёрам и они станут покупать у других. Так что, хотя с новым посредником мы бы выиграли, но в отношении имеющихся, проиграли бы. Ищем золотую середину».

    Алексей Мяннисте

    исполнительный руководитель и владелец контрольного пакета акций OÜ Birger

    Кто рано встаёт, тому Бог подаёт. Мы работаем в две смены: первая начинается в 6 утра и заканчивается в 14.30, вторая с 14.30 до 23.00. Поскольку я живу тут же в Авинурме, то на работе появлялся в 6 утра и закрывал за собой двери в 11 вечера. Так вкалывал годами, соучредители работали точно так же. В какой-то момент почувствовал, что больше так не могу. В разросшемся предприятии приходит время, когда необходимо менять свой менталитет. В малом бизнесе всё под личным контролем, а в большом уже надо научиться доверять людям и делегировать рабочие обязанности. Занимаясь бизнесом, надо всецело отдаваться ему, но при этом не до бессознательного состояния.

    К сведению
    Что лежит в основе быстрого роста?
    В 2014–2016 годы оборот OÜ Birger вырос в 1,55 и прибыль в 1,59 раза.
    1. Новое производственное здание. В апреле 2015 года начали работать в специально построенном для массового производства здании, наняли много дополнительных рабочих рук. Вместо пяти бригад контейнеры начали делать 15 бригад из двух человек. Приобрели станок-робот, сваривающий дно и боковины контейнеров, рабочие осуществляют монтаж и прочие сварочные соединения.
    2. Массовая продукция. Продукция массового производства даёт большую часть оборота Birger. Предприятие разработало модели, в которых частично можно использовать унифицированные детали – то есть, детали, подходящие для нескольких типов контейнеров.
    3. Сортировка мусора. Ужесточение требований по охране окружающей среды и зелёное мышление порождают спрос на контейнеры. Чем больше сортируется мусора, тем больше контейнеров для этого нужно. В Скандинавских странах учитывают на каждый миллион жителей около тысячи новых контейнеров в год. В Эстонии за год покупается пару сотен новых контейнеров.
    Кто есть кто
    Алексей Мяннисте
    l Родился на Дальнем Востоке России, там же окончил среднюю школу.
    l В Эстонию приехал в июне 1992 года после службы в советской армии.
    l Работал в Авинурме строительным рабочим и механиком в автосервисе Жигулей, осуществлял в качестве ПФЛ услуги по вывозу мусора.
    l Входит в Reformierakond.
    l Член волостного собрания Муствеэ (ранее два раза избирался в волостное собрание Авинурме).
    Что есть что
    OÜ Birger
    l Фирма учреждена 29.09.1999.
    l Производит мусорные контейнеры.
    l Члены правления: Алексей Мяннисте (исполнительный руководитель), Куйдо Кууск (менеджер по логистике и закупкам), Теа Паю (главный бухгалтер).
    l Собственники: Алексей Мяннисте (57%), Куйдо Кууск (38%), мастер цеха Василь Фаркавец (5%).
    l В «ТОП Газелей» на 896 месте (в 2010 году на 55 и в 2009 году на 316 месте).
    l Работников - 192.
    l Производственных площадей 12 500 м2, складских площадей 10 000 м2.
    l В 2017 году экспортировано 93,4% и на долю местного рынка пришлось 6,6% продукции. Экспортные направления: Финляндия (62% продукции), Норвегия и Швеция.
    l В Эстонии партнёрами являются крупные мусороперерабатывающие фирмы AS Ragn-Sells, AS Eesti Keskkonnateenused и AS Epler & Lorenz, в Финляндии и Швеции по два посредника и в Норвегии один посредник.
    l В год выпускает свыше 5000 контейнеров.
    l 2000 год – отказались от оказания услуг по вывозу мусора и сосредоточились на производстве контейнеров.
    l 2010 – значительно расширили имеющееся производственное здание.
    l 2015 – готово новое производственное здание площадью 2400 м2.
    l 2015 – началось производство алюминиевых платформ, вся продукция уходит на экспорт.
    l 2017 – реконструирован покрасочный ангар.
    l Осенью 2018 года будет готов пескоструйный ангар.
    * Рубрика Aripaev «Газель», где мы пишем о быстро развивающихся малых предприятиях и их владельцах, выходит два раза в месяц.
    * Исходными данными для ТОПа «газелей» Aripaev являются оборот и коммерческая прибыль до налогообложения в 2014, 2015 и 2016 годах, оборот в 2014 году должен достигать 100 000 евро и в 2015–2016 годах оборот и прибыль должны расти как минимум на 50%.
    *Движение «газелей» поддерживают LHV и Markit.
  • Самое читаемое
Вкус биржи: любишь какао, люби и денежки платить. Биткойн отдыхает
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Тийт Пруули: обсудим введение налога на собак!
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
«Вечером стулья – утром деньги». Боль в спине вдохновила таллиннца начать бизнес
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.