Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Чёрные прогнозы сбылись

    По данным Больничной кассы (БК), за последние три месяца после изменения порядка выплаты компенсаций по болезни число оформленных больничных листов по сравнению с предыдущим периодом сократилось наполовину. Из страха потерять работу больничные стали оформлять реже.

    По сравнению с третьим кварталом прошлого года количество больничных листов сократилось на целых 57 процентов. Благодаря этому государство сэкономило за счет людей свыше 133 миллионов крон, пишет Postimees.ee.
    Семейный врач и председатель правления Фонда здоровья Эстонии Ээро Мерилинд признал, что сбылись самые черные прогнозы скептиков по поводу того, чем обернется введение нового, более сурового по отношению к работающим людям порядка выплаты компенсаций по болезни.
    «Многие люди боятся потерять работу, поэтому стараются не брать больничный лист. Его берут только в случае очень серьезных заболеваний», — отметил Мерилинд, по мнению которого именно новый порядок выплаты компенсаций сказывается больше всего на оформлении больничных листов.
    Начиная с 1 июля 2009 года порядок выплаты компенсации стал следующим: первые три дня компенсация не выплачивается, после 4-го дня болезни компенсацию выплачивает работодатель, с 9-го дня компенсацию начинает платить Больничная касса.
    Согласно оценке Мерилинда, за последние три месяца количество больничных листов, оформленных в случае кратковременных заболеваний, значительно сократилось. В отношении тех болезней, которые требуют оформления листа об утрате трудоспособности на более продолжительный срок, статистические показатели не изменились.
    Если в третьем квартале прошлого года (с июля по сентябрь) было оформлено 93 608 больничных листов, то в этом году — 40 593. Количество дней болезни сократилось на 43 процента. Зато средняя продолжительность пребывания на больничном листе выросла с 14 до 19 дней.
    Мерилинд вспомнил о женщине, побывавшей у него на приеме несколько дней назад, которая не пожелала оформить больничный лист, поскольку опасалась, что работодатель будет ею не доволен. Таких примеров немало.
    «Люди опасаются за свое рабочее место, поэтому, если у них есть выбор, брать или не брать больничный лист (или если у них при этом болеет ребенок), то предпочтение отдается листу по уходу», — констатирует Мерилинд.
    Председатель правления Общества семейных врачей Эстонии, семейный врач Руть Калда также отметила, что больничные листы после изменения порядка выплаты компенсаций действительно стали оформлять реже. «Но ведь люди болеют по-прежнему.
    Они часто звонят и сообщают, что заболели, спрашивают совета, — рассказывает Калда. — Поскольку обычные вирусные инфекции и простуды длятся в среднем от трех до пяти дней, пациенты чаще всего не просят оформить больничный лист».
    При этом Калда сталкивалась с тем, что пациенты не хотят оставаться дома из-за болезни, поскольку первые три дня не оплачиваются. К счастью, такое отношение к своему здоровью встречается не слишком часто.
    Лемме Кримм, которая более месяца находится на больничном, на прошлой неделе посетила своего семейного врача. «Если ты болен, значит, надо лечиться, — считает она. — Зачем нужны эти деньги, если нет здоровья? Здоровье — наше самое большое богатство». По мнению Кримм, люди, которые ходят на работу в полубольном состоянии, могут заразить своих коллег, причем они осознают это.
    Лечащий врач Кримм Ирис Коорт, в отличие от своих коллег, не заметила, чтобы люди реже брали больничные. «Да и родители, как и полагается, сидят со своими детьми, оформив лист по уходу, хотя им теперь тоже платят меньше», — отмечает Коорт.
    Компенсацию родителю, сидящему дома с больным ребенком, то есть компенсацию по уходу Больничная касса выплачивает в пределах 80 процентов от среднего дневного дохода. По данным Больничной кассы, количество листов по уходу за больным за последние з месяца уменьшилось на 36 процентов.
    Людей, которые игнорируют свое заболевание и ходят на работу больными, по словам Коорт, хватало всегда. «Статистика Больничной кассы отражает лишь те случаи, которые продолжаются более восьми дней», — заметила она.
    По словам члена правления предприятия Kiirwarren.KL OU, занимающегося дорожной разметкой, Киммо Лийвака, новый порядок выплаты компенсации по болезни действует еще слишком мало времени, поэтому пока рано делать выводы о том, приходится ли владельцам фирм раскошеливаться в большей мере, чем раньше.
    «Наши работники здоровы, как черти», — радуется Лийвак. По его сведениям, за последний год из 40 работников только один неделю был на больничном. «Тогда он еще три недели промаялся в офисе, а после недельного пребывания дома опять был здоров», — вспоминает Лийвак.
    По мнению Больничной кассы, резкое сокращение числа больничных листов связано с тем, что при более легких заболеваниях люди уже не спешат сразу оформлять их. «При этом те, кто в них нуждаются, все-таки берут больничный», — уверяет пресс-секретарь Больничной кассы Эстонии Эвелин Коппель.
    Хотя число родителей, которые сидят дома с ребенком на основании листа по уходу, сократилось, их среднестатистический дневной доход вырос на девять процентов.
    «Причиной этого является возможность выбора — лист по уходу оформляет родитель с более высоким доходом», — разъяснила Коппель. По ее мнению, четыре месяца — слишком небольшой срок для того, чтобы делать фундаментальные выводы.
    Министр социальных дел и здравоохранения Ханно Певкур утверждает, что больничные листы и листы по уходу выдаются реже еще и потому, что количество работающего населения по сравнению с минувшим годом из-за рос shy;та безработицы сократилось на десять процентов.
    Почему люди стали меньше сидеть на больничном?
    Харри Талига,
    председатель Цент shy;рального союза проф shy;союзов
    Видимо, причина в том, что с 1 июля изменился порядок выплаты компенсаций по болезни — за первые три дня люди не получают компенсации. Заболев, люди не берут больничный лист, они либо договариваются с работодателем, либо приходят на работу больными.
    Разу shy;меется, работодатель не хочет платить компенсацию. Вторая причина связана с тем, что из-за безработицы сейчас работает меньше людей, чем раньше. Если люди не лечатся и ходят на работу, их здоровье ухудшается. Кроме того, они могут заразить своих коллег. Все это в конечном итоге обходится обществу гораздо дороже, чем достигнутая Больничной кассой экономия средств.
    Тоомас Карийс,
    председатель Союза врачей
    В этом нет ничего неожиданного, целью изменения порядка выплаты компенсаций по болезни было сокращение расходов Больничной кассы. Раньше компенсация БК по болезни составляла 80 процентов от заработной платы начиная со второго дня заболевания, что создавало стимул для оформления листа временной потери трудоспособности.
    Теперь же в случае обыкновенных легких заболеваний, продолжающихся от двух до пяти дней, нет смысла оформлять больничный лист, надо просто договориться с работодателем по поводу отсутствия на работе. Обычные простудные заболевания чаще всего не требуют специфического лечения, помощь врача необходима в случае осложнений, которые не проявляются в первые дни болезни.
    Сигне Каурсон,
    директор по персоналу Swedbank
    Тенденция выходить на работу во время болезни, по-моему, появилась отнюдь не в связи с поправкой к закону. Это все-таки больше зависит от конкретного работника и профиля его работы. При появлении первых признаков болезни люди по возможности стараются работать дома.
    Вместе с тем можно заметить, что работники стали реже оформлять больничные листы. При работе по графику они стремятся изменить его и позже отработать пропущенные дни. В отношении обычных работников бывало, что дни отсутствия на работе по причине болезни оформлялись как дни отпуска.
    Autor: dv.ee Istsenko Olga
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.