Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Таллиннский аэропорт развивается с немыслимой быстротой

    председатель правления Таллиннского аэропорта ПиретМюрк-ДюбуаФото: Andras Kralla

    За прошлый год прирост пассажиров Таллиннского аэропорта был таким же, как за последние 10 лет. Вскоре прибавятся и новые направления полётов.

    Способствовали такому невероятному росту низкие цены на горючее и сильный экономический рост, утверждает председатель правления  Таллиннского аэропорта ПиретМюрк-Дюбуа, которая выступила в радиопередаче Aripaev «История успеха предприятия».
    Говоря о новых направлениях, она назвала Копенгаген и Киев, не исключён в будущем и Нью-Йорк. Для пассажиров полёты должны становиться всё удобнее, услуги дигитализируются, вследствие чего check-in и отправка багажа упростятся.
    Если взглянуть на карту, то таллиннского аэропорта вообще быть не должно, ведь мы расположены между аэропортами Хельсинки и Риги. Тем не менее, Таллиннский аэропорт добился результата, достойного  начинающего стартапа. Как так?
    Действительно, Таллинн довольно зажат. Но мы нацелены, в основном, на экономическое развитие Эстонии, в показателе ВВП которой аэропорт составляет 3процента. В прошлом году нам в помощь были сравнительно низкие цены на топливо, удовлетворительная доступность полётов, чему  большую поддержку оказал рост экономики Эстонии. Лизинг подешевел, мы рискнули принять новые линии и получили дополнительные посадочные места. Это привело к рекордному результату – мы выросли за год на 19 процентов.  Прошлогодний рост оказался большим, чем за все предыдущие 10 лет. Всего через Таллиннский аэропорт прошли 2,65 миллиона пассажиров. Из них примерно половина – это бизнес-клиенты. 
    Ожидаете ли вы в этом году трёхмиллионного пассажира? Перейдёте ли эту грань? Скоро ли воздушные линии по числу пассажиров можно будет сравнивать с морскими?
     
    Если тенденция продолжится, то да. Вообще-то авиация – очень изменчивая сфера. Прошлое показало, что за год всё может рухнуть на 40 процентов. Наш консервативный прогноз на этот год 8-10 процентов роста. Должно бы прибавиться минимум 200-250 000 пассажиров. Но до коридора Хельсинки-Таллинн ещё очень далеко.
    В аэропорту идёт бурное строительство. Какие из наиболее важных объектов уже готовы?
    В общей сложности было запланировано 18 объектов. Мы рассчитывали, что председательство Эстонии в Европейском Союзе начнётся в 2018 году, но оно передвинулось на полгода раньше. Встала задача, как можно раньше завершить строительство зоны контроля, которая должна была быть готова к концу года, но мы всё сделали в два раза быстрее. Открыли её в 9 утра 30 июня, за день до начала председательства. Всего по одной линии контроля безопасности теперь за час могут пройти в два раза больше человек, чем прежде. Территория приёма для VIP-пассажиров расширилась более чем вдвое.
    Каковы дальнейшие планы Таллиннского аэропорта? Какая стратегия развития рассматривается?
    Хотим быть привлекательными для аэрофирм, чтобы они захотели брать коммерческие риски и летать в Таллинн. Это рискованно, потому что самолёты как можно больше должны быть в воздухе. Полезнее всего летать в центре Европы, совершая двухчасовые рейсы. Полёт в Эстонию занимает 3,5 часов, и сегодня нет уверенности, что линии устойчивы. 10 лет мы не поднимаем тарифы, так как это увеличивает конкурентоспособность. Ещё у нас существуют бонусные планы при открытии новых линий. Важно и сотрудничество с государством и Фондом содействия развитию предпринимательства (EAS). И обязательна разумная, осознанная деятельность, чтобы, например, кластер дешёвых полётов не стал излишне большим, как это несколько лет назад случилось в Литве.
    А почему доля дешёвых рейсов не должна быть слишком большой?
    Политика дешёвых рейсов, а это связано со стеснениями и ограничениями, в принципе, не подходят бизнес-пассажирам. Их поток в Литве в результате оскудел, из-за чего под удар попали и гостиничный и туристический бизнес. Там явно не хватает и авиационного обслуживания достаточного уровня. Вторая тема касается пассажира. Его обслуживание, функциональность аэропорта и его качество должны быть обеспечены. 
    Сколько аэрофирм работает с вами сейчас? Прибавятся ли в ближайшие год-два новые пункты назначения? Прямой рейс в Нью-Йорк – это уже не утопия?
    В этом году наверняка присоединится Wizzair, ещё с 3-4 фирмами ведутся переговоры, чтобы они открыли линии на Таллинн. Из пунктов назначения прибавятся Киев, Копенгаген. В Лондон будут летать WizzAir и AirBaltic. Что касается Нью-Йорка – мечтать не вредно, причём мечтать надо смело. Здесь на помощь придут новые авиалайнеры, потребляющие на 50 процентов меньше горючего. Через 5-7 лет материковые перелёты можно будет осуществлять самолётами размером поменьше. Мы работаем над этим.
    Nordica  в 2016 году выросла на 69 процентов, что является рекордом роста. Они сфокусировались на Македонии, Румынии и наверняка вырастет и доля чартерных рейсов.  
    Почему у Nordica всё так удачно сложилось? С низкого старта подниматься, конечно,  легче, но рост этот превзошёл все прогнозы. 
    Одна из причин в их устойчивой стратегии. Они присоединяются к  устойчивости Эстонии, её окупаемости, и одновременно очень активно пользуются субподрядом. Как на севере, так и в целом в Европе, субподряд весьма задействован, что влечёт за собой ценовую политику на хорошем уровне. Налажена и коммуникация – пассажиров слышат, что тоже способствует росту. Значимым фактором является и общий подъём экономики. На контроле, где появились очереди, отчётливо видно, что увеличилась клиентура, впервые отправляющаяся в полёт.
    Насколько велик торговый объём Таллиннского аэропорта? Что нового ожидается в этом направлении?
    Доля торговли в объёме нашей чистой прибыли составляет 74 процента. Для нас это единственный выход, торговля компенсирует затраты на перелёты. У нас 10 магазинов и 10 точек общепита. Надеюсь, что этот ряд станет разнообразнее. Чтобы ещё больше расширить предложение, мы планируем работу с несколькими поставщиками. Уже в этом году откроется новый duty free самый крупный магазинBaltona, с огромной торговой площадью. Часть новых мест уже открылась, новый крупнейший магазин откроется в марте. Хотим создать интересную и разнообразную закусочную улицу. Сейчас, на вопрос, где можно утром перекусить, люди могут назвать только одно место.
    Это то место с картофельным салатом?
    Именно, тот самыйсмути-бар с картофельным салатом. А выбор мог бы быть большим и для семей, и на любой вкус любого клиента. Собираемся увеличить и долю услуг для удобства пассажиров. Люди даже не знают, что в аэропорту имеется гардероб, где по пути в южные страны можно оставить свою зимнюю шубу. Задуманы и новые услуги, адресованные бизнес-клиентам, и услуги, обеспечивающие более быстрый проход.
    Как воспринято самообслуживание? Как будет развиваться это направление?
    Эстония очень свыклась с дигитализацией. Хотим внедрить возможность самим оформлять check-in, самим сдать багаж, причём сделать это макcимально удобно. Хотим расширить возможности э-коммерции, чтобы уже из дома можно было сделать предварительный заказать на товар. Хотим активизировать и общение с клиентами в интернете, чтобы заблаговременно сообщать о положении с такси, длине очереди. Намжевсеэтипараметрыизвестны.
    Каков объём инвестиций и что ещё в ваших планах?
    Трёхлетний объём инвестиций рекордный – около 130 миллионов евро. В будущем году потратим больше всего. В этом году главным образом вложим в строительство парковочного дома, что временно сделает парковку несколько неудобной. Но места всё же хватит. 70 миллионов уйдёт на реконструкцию аэродрома, целью которого является уменьшение вреда для окружающей среды. Аэропорт мы без проблем можем расширить минимум до 6 миллионов пассажиров. Только вот когда это произойдёт – об этом и мечтать пока трудно.
     
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.