Инвестор Тоомас: Alibaba и сорок разбойников

Джек Ма – основатель одной из самых крупных в мире коммерческих онлайн-платформ Alibaba. Фото: Reuters/Scanpix

После быстрой продажи акций технологической американской компании Adobe я задумался, чем бы можно было восполнить образовавшееся место в портфеле. Мои мысли занесли меня на другой конец света.

Технологический сектор радует инвесторов вот уже более десяти лет. Не нужно далеко ходить, достаточно посмотреть на мой портфель, где только позиция по акциям Microsoft за эти годы увеличилась настолько, что занимает уже более четверти портфеля.
Такая же история и с индексом S&P 500, который славится в том числе своей диверсификацией. Однако стоимость всего 7 компаний нынче выросла настолько, что они составляют уже около 30% этого индекса. Еще недавно эти гиганты имели аббревиатуру FAANG, сегодня это уже Magnificent 7: Meta Platforms, Microsoft, Apple, Alphabet, Amazon, Tesla и Nvidia.
Благодаря этим компаниям технологический индекс Nasdaq за прошлый год вырос аж на 45%. Хоть мне и нравится этот сектор, но столь стремительный рост вызывает опасения, что рынок поддался эйфории, вызванной ралли Санта Клауса в конце прошлого года.
Зато с другой стороны земного шара, в Китае, ситуация на рынках противоположная. Экономика страны не оправдала ожиданий аналитиков, которые уже второй год подряд надеялись на быстрое восстановление после пандемии. Это отразилось и на бирже – основные индексы страны находятся сегодня на уровне 2019 года.
Особенно пострадали как раз-таки технологическое компании, которые одно время были главными локомотивами китайского рынка. Но определенные внутриполитические решения, геополитическое напряжение, торговые войны и общее охлаждение экономики привели к тому, что сегодня акции этих компаний продаются по невероятно низкой скидке. Поэтому я решил заглянуть в отчет, наверное, одной из самых популярных и известных компаний Китая среди западных инвесторов – торговую онлайн-платформу Alibaba.
Так дешево, что подозрительно
Вместо акций Adobe, которые я сам для себя неожиданно продал на прошлой неделе, акции Alibaba кажутся мне неплохой потенциальной заменой. Это тоже представитель технологического сектора, но если показатель цены к заработку или P/E американских Magnificent 7, как и Adobe, находится около 50, то у китайской компании этот показатель составляет 10. Если же взять в расчет прогнозы прибыли на год вперед, то при нынешней цене акций Alibaba Forward P/E составляет вообще лишь 8. При том что исторический средний уровень для компании составляет 25.
Очевидно, что акции китайской торговой платформы стоят сегодня очень дешево. Но тут, конечно, надо учесть, что показатель P/E, в котором два компонента – цена акции и заработок на акцию, у Alibaba упал до исторически низкого уровня не потому, что компания начала больше зарабатывать, а потому, что цена акций за год упала на 40%. А со своего пика, которого цена достигла в октябре 2020 года, она упала на 77%.
Так что, даже не заглядывая в отчет, становится понятным, почему P/E компании достиг исторически низкого уровня. Но на цифры в отчете все-таки необходимо глянуть хотя бы для того, чтобы оценить, в чем причина такой реакции рынка.
Прибыль искажает переоценка активов
Судя по обороту за последние два года, кажется, что компания достигла своего пика. За финансовые 2022 и 2023 годы, которые заканчивались в марте, оборот компании не изменился, однако он выше, чем был двумя годами ранее, когда цена акции была на рекордно высоких уровнях.
В то же время за первую половину отчетного 2024 года, который закончился в сентябре, оборот все-таки вырос на 11%. Поэтому не исключено, что весной финансовый год компания закончит с рекордным оборотом. Но судя по движению акции вниз, рынок такая перспектива оставляет равнодушным.
Что действительно отличается за последние четыре года, это показатель чистой прибыли, который только в 2022 году упал на 67%. За 2023 финансовый год прибыль, правда, выросла на 40%, и тем не менее она была более чем в два раза ниже, чем в 2020 и 2021 годах.
Основная причина такого спада – переоценка инвестиционных активов компании. И в первую очередь это касается Ant Group, IPO которой было неожиданно отменено в 2020 году. В 2021 году эту статью доходов поддержал уже общий ажиотаж на рынках. Инвестиции в биржевые компании выросли настолько, что даже штраф за нарушение антимонопольных правил в этот год не помешал Alibaba зафиксировать исторический рекорд по чистой прибыли в размере 23 млрд долларов.
Однако два последних года подряд переоценка инвестиций наоборот уже с минусом, что и оказывает давление на показатель чистой прибыли. В дополнение к этому, Alibaba также переоценила ряд своих приобретений и два года подряд снижает их так называемый Goodwill. В итоге чистая прибыль за два последних года составила 9,8 и 10,6 млрд долларов США.
Но так как переоценка активов вещь довольно непредсказуемая, но при этом, как следует из отчета, может значительно влиять на чистую прибыль, то я решил заглянуть в отчет о денежных потоках, где переоценка не искажает общей картины.
Денежный поток зрелой технологической компании
И тут меня ждал сюрприз. Если не брать в расчет единоразовые события, такие как, например, Ant Group, то операционный денежный поток за все четыре года по сути не менялся. Расходы на инвестиции чуть сократились, но незначительно.
Но главное, денежный поток от финансовой деятельности последние два года был с минусом. И это прекрасная новость, так как Alibaba воспользовалась своим большим кошельком и низкой ценой акции и запустила обратный выкуп своих акций. А с конца прошлого года даже начала выплачивать дивиденды. Все это признаки зрелой и состоявшейся компании, в которую, наверное, Alibaba теперь и превратилась.
При этом чистый долг у компании отсутствует, так как объем наличных средств превышает задолженность в два с половиной раза. Это значит, что при желании Alibaba может расплатиться с кредиторами и безболезненно продолжать выкупать акции и платить дивиденды.
Соотношение чистого долга к EBITDA у Alibaba составляет 0,5, что говорит об эффективности компании и также ее небольшом долге.
Такие показатели характерны для зрелых технологических компаний, таких как, например, Microsoft или Apple, которые тоже генерируют огромные объемы денежных средств, имеют маленькую задолженность, и поэтому могут позволить себе порадовать инвесторов обратным выкупом акций и небольшими дивидендами. Но Alibaba, помимо куда более низкого P/E и более скромного роста, чем у этих двух американских гигантов, есть еще одна отличительная черта – это китайская компания.
Alibaba и сорок разбойников
Как и в сказке «Али Баба и сорок разбойников», компания в свое время обнаружила пещеру с несметными богатствами, которые и сделали ее одной из самых известных и дорогих в мире. Но теперь Alibaba предстоит справиться с «сорока разбойниками».
Новые антимонопольные правила и более жесткие регуляции в Китае нанесли большой удар по технологическому сектору страны, оставив инвесторов гадать, что же будет дальше.
Экономика страны, как и ее международные отношения с западными странами, добавляют в и без того сложную ситуацию приличную порцию неопределенности.
Более того, внутри самой компании тоже происходят различные не всегда понятные пертурбации. Сначала ушел бессменный лидер Alibaba Джек Ма, на смену которого пришел Дэниел Чжан. Но менее года назад он сообщил, что уйдет с этой должности, чтобы сосредоточиться на выводе из группы облачного подразделения. Однако в сентябре неожиданно стало известно, что он полностью покидает компанию, и вопрос облачного подразделения завис в воздухе.
В то же время конкуренты не дремлют. Акции китайской торговой онлайн-платформы Pinduoduo за год выросли на 60%, что позволило ей обойти своего главного конкурента Alibaba по рыночной капитализации. И это несмотря на то, что оборот PDD в несколько раз меньше, чем у Alibaba. С другой стороны, рост оборота за последние девять месяцев у PDD составил 75%, а прибыли – 66%. А такие резвые конкуренты – всегда опасный сигнал для больших и менее поворотливых гигантов.
Если судить по движению цены акции Alibaba, инвесторы не очень верят в хороший конец этой сказки. Хотя отчеты компании и говорят, что золотая пещера еще не иссякла. Но для такого долгосрочного инвестора, как я, главным остается вопрос – сумеет ли Alibaba в итоге преодолеть все трудности и выйти из сложившейся ситуации победителем. У меня пока нет ответа на этот вопрос. А значит в такой инвестиции будет больше спекуляции, на что я пока не готов пойти.

Как оценивать и сравнивать компании и выбирать самые привлекательные акции – узнаете на обучении «Как найти выгодную акцию»

Время: вечера 21 и 28 февраля

Формат: очный, онлайн и запись

Информация и регистрация

Тайные сделки продавцов повышают цены на лекарства «Тех, кто что-то скажет, распнут»
Ведущие оптовые торговцы лекарств в Эстонии заключают секретные соглашения с производителями и зарабатывают на этом десятки миллионов евро в год. Из-за секретных сделок цены на лекарства искусственно завышены, в результате проигрывают и Касса здоровья, и пациенты.
Ведущие оптовые торговцы лекарств в Эстонии заключают секретные соглашения с производителями и зарабатывают на этом десятки миллионов евро в год. Из-за секретных сделок цены на лекарства искусственно завышены, в результате проигрывают и Касса здоровья, и пациенты.
Предложение облигаций Liven поделило инвесторов на два лагеря
Реакции на новое предложение облигаций от Liven, стремящегося собрать 4 миллиона евро, оказались весьма разными. Кристьян Лийвамяги и Яак Роосааре отнеслись к этому позитивно, в то время как Ивар Мяги и Пеэтер Пяртель от предложения воздержатся.
Реакции на новое предложение облигаций от Liven, стремящегося собрать 4 миллиона евро, оказались весьма разными. Кристьян Лийвамяги и Яак Роосааре отнеслись к этому позитивно, в то время как Ивар Мяги и Пеэтер Пяртель от предложения воздержатся.
Акционеры Merko утвердили дивиденды больше изначально заявленных
Вместо изначально заявленного дивиденда в размере 1 евро в апреле правление Merko увеличило его до 1,3 евро, в эту среду акционеры это утвердили.
Вместо изначально заявленного дивиденда в размере 1 евро в апреле правление Merko увеличило его до 1,3 евро, в эту среду акционеры это утвердили.
Тоомас Кихо: могут ли Нымме или Ласнамяэ отделиться от Таллинна?
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Тоомас Кихо: могут ли Нымме или Ласнамяэ отделиться от Таллинна?
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Райво Варе: привлечение иностранных компаний – это не случайный секс. Тут ухаживать надо
Экономика Литвы растет, в то время как в Эстонии она падает. ВВП Литвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, уже выше, чем в Эстонии. Зарплаты пока ниже, но растут опережающими темпами. Приведет ли все это к тому, что Литва станет экономическим лидером стран Балтии? ДВ расспросили об этом эксперта Райво Варе.
Экономика Литвы растет, в то время как в Эстонии она падает. ВВП Литвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, уже выше, чем в Эстонии. Зарплаты пока ниже, но растут опережающими темпами. Приведет ли все это к тому, что Литва станет экономическим лидером стран Балтии? ДВ расспросили об этом эксперта Райво Варе.
Райво Варе: привлечение иностранных компаний – это не случайный секс. Тут ухаживать надо
Экономика Литвы растет, в то время как в Эстонии она падает. ВВП Литвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, уже выше, чем в Эстонии. Зарплаты пока ниже, но растут опережающими темпами. Приведет ли все это к тому, что Литва станет экономическим лидером стран Балтии? ДВ расспросили об этом эксперта Райво Варе.
Экономика Литвы растет, в то время как в Эстонии она падает. ВВП Литвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, уже выше, чем в Эстонии. Зарплаты пока ниже, но растут опережающими темпами. Приведет ли все это к тому, что Литва станет экономическим лидером стран Балтии? ДВ расспросили об этом эксперта Райво Варе.