После депрессии начинаются этапы оживления и подъема, которые характеризуются ростом производства. Во время оживления восстанавливается предкризисный объем промышленного производства, а во время подъема экономика достигает нового максимума в пределах данного цикла. Эти фазы характеризуются тем, что будет наблюдаться рост уровня занятости и рост заработной платы, который должен обеспечить повышение уровня жизни даже при том, что цены на производимые товары будут расти в связи с ростом спроса из-за повышения покупательской способности. В ходе промышленного подъема увеличение спроса на ссудный капитал опережает рост предложения кредитов, и норма банковского процента постепенно также повышается.
В современной экономике длина экономического цикла в среднем составляет семь-девять лет, из них на кризис и депрессию приходится около трех-четырех лет. По всем признакам, кульминацию нынешнего кризиса мы уже преодолели, так что кто еще не повесился – не торопись: мыло и веревку можно прятать в дальний ящик до следующего раза. Итак, цикличность развития экономики - это объективное явление и никто в кризисах не виноват, в том числе и правительство. Другое дело, что правительство должно позаботиться о том, чтобы эти процессы в стране проходили более безболезненно, и население не сильно лихорадило бы на крутых виражах экономических спадов и подъемов.
Не бейте меня, но я наше правительство ругать не буду. И не потому что, я его сильно люблю, просто я ругаться не умею и не хочу. Когда все только и делают, что поносят правительство всякими нехорошими словами, и даже оно само внутри себя уже все перессорилось, хочется вспомнить слова легендарного кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!». Давайте попробуем взглянуть на вещи с другой стороны и найти позитив в действиях наших руководителей.
Наше правительство больше всего ругают, за то что, нет программы по выходу из кризиса. Я думаю, что программа все-таки есть, и первый этап этой программы заключается в том, чтобы обеспечить Эстонии переход на евро в 2011 году. Можно сколько угодно кричать о том, что нам не нужен Евросоюз с их общей валютой, и мы сами проживем, но эти вопли больше всего похожи на утреннюю истерику трехлетнего малыша: «Не хочу в садик, я сам большой». Эстония – маленькая страна с ограниченными ресурсами, исторически не приученная к самостоятельности, и идея о том, что она проживет за счет собственных сил – абсурдна. Тем более, в условиях современной глобализации. Процесс уже запущен, и отступать некуда. Так что самая важная задача – это как можно быстрее интегрироваться в европейскую экономику.
Итак, по плану, что для этого надо: 1) Необходимо выполнить условия Маастрихтского договора для перехода на евро: - держать уровень инфляции в заданных пределах (сейчас не более 2%); - не брать больших кредитов, чтобы внешний долг не превышал 60% от ВВП; - дефицит бюджета подогнать под цифру не более 3% от ВВП; - поддерживать стабильный курс национальной валюты в заданных пределах; - поддерживать уровень процентных ставок по государственным ценным бумагам в заданных пределах (не более чем на 2% выше, чем ставки в странах с самым низким уровнем инфляции). На сегодняшний день это приоритетная задача, и она вполне успешно решается правительством: уровень инфляции за май 2009 нулевой по сравнению с апрелем; внешний долг порядка 350 миллионов крон при ВВП за первый квартал 52,2 миллиарда крон; дефицит бюджета всеми возможными способами подгоняется под 3%, так же как и процентные ставки по ценным бумагам; обменный валютный курс эстонской кроны стабилен относительно евро, и в данной программе девальвация не предусмотрена.
2) Чтобы развивать экономику, необходимы деньги, и без иностранных вливаний не обойтись. Переход на евро создаст предпосылки для привлечения иностранного капитала, причем как в форме прямого и портфельного инвестирования (когда собственниками предприятий полностью или частично являются иностранцы) или в форме кредитования (когда местные предприниматели развивают бизнес за счет зарубежных займов). Но для того чтобы инвесторы были действительно заинтересованы вкладывать деньги в эстонскую экономику, конечно должны быть благоприятные законодательные и налоговые условия, и задача правительства на этом этапе такие условия создать. 3) На этапе оживления и подъема экономики задачей правительства будет развитие социальной сферы и создание резервов для того, чтобы очередной кризис не застал нас врасплох. Кстати, не надо скидывать со счетов и тот положительный факт, что на предыдущем этапе промышленного цикла в период подъема эстонское правительство позаботилось о формировании резервов, что и позволило нам пережить текущий кризис без того, чтобы решать финансовые проблемы снижения банковской ликвидности за счет средств налогоплательщиков или кредитов от международных фондов.
Такой мой оптимистичный сценарий развития события, и мне кажется, он опирается на объективные закономерности. Возможно, я не права, и найдутся силы, которые запустят процесс в другое русло и приведут нас светлое в будущее более красивым путем. Хорошо бы, чтобы они заранее описали, насколько это будущее будет светлым, а путь к нему красивый и легкий. Но пока что-то никто не предлагает никаких других конструктивных решений, зато все недовольны тем, что происходит и что делается.
Конечно, это ужасно, когда люди теряют работу, квартиры, средства к существованию, но еще хуже, когда люди теряют надежду и оптимизм и впадают в отчаяние. Не забывайте, пожалуйста, что жизнь «полосатая», и рано или поздно наступят лучшие времена.