Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Адвокаты в обществе зануд и ревнивцев

    Самое распространенное обывательское мнение об адвокатах – они бывают хорошие и плохие, а их услуги совсем не дешевы. Нам удалось приоткрыть дверь, за которую предпочитают не пускать, и выяснить, что думают адвокаты о тех, кто обращается к ним.

    “Определить, что за клиент пришёл, иногда можно прямо с порога, а уж после первого разговора это становится совершенно ясно, - констатирует адвокат Леонид Оловянишников. - Клиентов я бы разделил на два типа: неверящие и верящие. Первые либо сомневаются, либо не доверяют, либо есть что-то такое, что при обращении к адвокату вызывает у них подозрения. Вторые верят адвокату безоговорочно. Неверящие, как правило, люди состоятельные. Верящие - по большей части со скромным достатком, принадлежат к низшему и среднему классу”.
    Каждый неверящий не верит по-своему
    Неверящих Оловянишников подразделяет на четыре основные категории: “учителя”, “эксплуататоры”, “зануды” и “ревнивцы”. “Учителя” любят поучать, они убеждены, что сами всё знают, и от того, чтобы не обращаться к адвокату, их удерживает только отсутствие юридического образования. “Я в таких случаях говорю: идите к другому и поучайте его”, - не скрывает Оловянишников.
    “Эксплуататоры” - те, что за крону хотят получить от адвоката работы на сто крон. По словам Леонида Оловянишникова, это связано не столько с тем делом, по которому они обращаются к адвокату, сколько со всевозможными дополнительными вопросами типа: “у меня ещё с квартирой проблемы, с семьёй - что вы посоветуете?”
    “Зануды” могут звонить, настаивать на встречах и приходить ежедневно, пото- му что им просто необходимо выговориться.
    “Для меня же главное - обвинение и приведённые в нём доказательства, - поясняет адвокат. - Как и что было на самом деле, рассказ под- защитного интересует меня в очень редких случаях”.
    “Ревнивцы” хотят хорошо выглядеть
    Самую небольшую группу составляют “ревнивцы”. Несмотря на недоверие, с которым относятся к адвокату, они ревнуют к его отношению к верящим, не хотят выглядеть плохо в его глазах и в своём социальном слое, а потому, невзирая на внутреннее сопротивление, платят за адвокатские услуги нормально.
    “Каждая категория может содержать черты другой, а порой присутствуют все четыре, - делится опытом Оловянишников. - Но что их всех объединяет, так это нежелание достойно оплачивать труд адвоката. С богатыми людьми работать вообще сложнее. Свои состояния они обрели, как правило, легко. Но деньги, которые они платят мне, не соответствуют этой лёгкости. При этом саму необходимость платить адвокату, труд которого очень тяжек, состоятельные люди воспринимают как личное оскорбление. Поэтому, несмотря на то, что у верящих с деньгами гораздо хуже, с ними я общаюсь охотнее. Даже если они несколько занудны. Их человеческие качества, в том числе чувство такта, внутренняя деликатность, таковы, что им хочется помогать”.
    Семь раз отмерь, один - отрежь
    А ещё Леонид Оловянишников делит клиентов на “реалистов”, “оптимистов” и “амбиционистов”.
    “Реалист” смотрит на вещи действительно реально: “Получу свои шесть лет, хорошо, что не больше, и буду рад”. “Оптимисты” явно завышают возможности: “Я понимаю, что мне светит такой срок, но считаю, что обязательно надо добиться меньшего”. “Амбиционисты” признают только оправдательный вердикт или выигранный иск, а если уж срок, то только условный. Они уверены, что никаких доказательств их вины нет.
    “Хотя откуда им знать, что такое доказательство?” - вопрошает Оловянишников. “Прежде чем обратиться к адвокату, неплохо бы задаться вопросом, зачем он вообще нужен? В уголовном деле без адвоката не обойтись - хочешь не хочешь, надо или нанимать его, или соглашаться на адвоката по назначению. Но потенциальным клиентам по гражданским делам я бы посоветовал решать проблемы самим, договариваться, не доводя дела ни до адвокатского бюро, ни тем более до суда.
    Обращение в суд влечёт за собой немалые расходы, так как процессы по гражданским делам тянутся - и это не редкость - многие месяцы, а то и годы, что в нашем маленьком королевстве приводит к втягиванию в этот конфликт враждующих армий, поддерживающих одну или другую сторону. Зачастую сам спор уже забывается, а волны от него всё расходятся”.
    Леонид Оловянишников считает, что, собираясь к адвокату, человек должен понимать, что идёт к специалисту, которому надо платить. Однако к адвокату, который обещает конкретный результат, особенно в уголовном деле, следует относиться насторожённо. “На мой взгляд, такой адвокат - не совсем честный человек, ведь многие вещи в процессе просто невозможно предугадать и предусмотреть”, - говорит Оловянишников. “Клиент должен чётко представлять, за что он платит, - продолжает юрист Александр Кустов. - В заключённом с адвокатом договоре желательно указать задачу, которую предстоит решить, стоимость и время решения. Если этого не учесть, возможны неприятности”.
    Дела хозяйственные: “я плачу, вы делайте”
    Кустов предлагает классификацию клиентов, обращающихся к нему по хозяйственным делам. “Сначала о тех, с которыми работать сложно и за решение проблем которых адвокатам, по-моему, лучше не браться, - начинает он. - Первая группа - грубые, надменные, часто малообразованные. Их типичный стиль общения с юристами - “вы внимательно слушайте, я же сказал”, “ваша работа не стоит таких денег”, “я вам плачу, так делайте то, что я говорю”.
    Вторая группа - недалёкие. Вы ему одно, а он о своём. Вы ему о другом, а он о том же.
    Третья группа - несобранные и небрежные. Вы ему - для работы нужен такой-то документ, например, устав. Он тут же кидается искать, не найдя, вываливает на стол всё, что имеется в его кейсе, вдруг вспоминает, что ему надо позвонить, а, заметив ваше недоумение, предлагает, чтобы бумагу поискали вы. Четвёртая группа - “пораженцы”. Они апатичны и заранее уверены в проигрыше. Например, такому клиенту нужна лицензия на строительство. Вы объясняете, что надо делать. Он слушает с кислой миной, потом перебивает и заявляет: “Даже если я выполню все условия, мне всё равно скажут, что у меня всё не так. Да и строить сегодня невыгодно”.
    Со скупыми клиентами работать легче
    С бедными, скупыми, заняты- ми клиентами работать, как считает Кустов, проще, хотя и здесь есть свои нюансы. В случае с несостоятельными людьми основная неприятность в том, что постоянно приходится объяснять - объективные расходы зависят не от адвоката, и снизить их он не в состоянии.
    Небогатые клиенты из экономии часть работы выполняют сами, а то, что им не по силам, приносят в юридическую фирму, обычно заявляя, что остались сущие мелочи. Но если клиент пришёл, значит, речь идёт вовсе не о мелочи. Основная опасность, которая подстерегает в работе с небогатым человеком, то, что эта работа финансируется на последние деньги и в случае непредвиденных расходов может остановиться.
    Главный недостаток скупого клиента - он оценивает работу не по результатам, не по методу их достижения, а только по стоимости. За меньшую сумму он получает и не очень высокое качество. Опасность в том, что если работа большая, то в какой-то момент может подвести её результат на одном из предыдущих этапов, когда “не кирпич клали, а грязью мазали”. Основной недостаток занятых клиентов - они вечно в разъездах или на службе. Если необходимо получить какой-то документ, вам обеспечены бесконечные созванивания, поиски. Основная опасность - можно не вписаться в рамки чётко оговорённых законом сроков.
    Лёгких клиентов не бывает
    По определению адвоката Анатолия Ярославского, клиенты классифицируются по категории дел - административных, гражданских, уголовных, по трудовому праву и т. д. Это совершенно разные люди. Но, обращаясь к адвокату, им следует иметь в виду, что их версия или взгляд на проблему могут не совпадать с мнением адвоката.
    “Лёгких клиентов не бывает, - убеждён Ярославский. - Одни желают переделать право (закон) под себя, под свою ситуацию. Другие уверены, что сами прекрасно справятся с проблемой, но им интересны точка зрения адвоката и его совет. Третьим нужен человек, способный принять решение за них. Этот список может быть бесконечным. Какие клиенты предпочтительней? Те, которые тебе доверяют. Доверие - главная составляющая отношений. Кредитоспособность клиента для меня на последнем месте”.
    “Я бы распределил клиентов в зависимости от сложности решения их проблемы путём компромисса или иным соглашением, Интересно, под какую категорию у адвоката Леонида Оловянишникова попал Дмитрий Линтер и выслушал ли он версию под- защитного? - говорит старший помощник присяжного поверенного Сергей Чуркин. - Чем меньше поле для возможно- го компромисса, тем сложнее помочь. Было бы очень хорошо, если бы, приходя в адвокатское бюро, клиент точно знал, чего он хочет, и смотрел на возникший конфликт шире, а не концентрировался бы, возможно, на острой, но конкретной проблеме, которая из-за этого кажется полностью неразрешимой”.
  • Самое читаемое
Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Meta в I квартале удвоила чистую прибыль, но разочаровала рынок
Meta Platforms представила отчет за первый квартал – чистая прибыль выросла более чем вдвое, выручка подскочила более чем на четверть. Однако дальнейший прогноз разочаровал инвесторов и вызвал падение цены акций.
Meta Platforms представила отчет за первый квартал – чистая прибыль выросла более чем вдвое, выручка подскочила более чем на четверть. Однако дальнейший прогноз разочаровал инвесторов и вызвал падение цены акций.
Работает - не трогай: решая в Нарве проблемы, министры их создают
Последние годы правительство активно взялось за Нарву. Министры стремительно решают застарелые проблемы, за которые раньше почему-то никто не брался - так это, наверное, видится из Таллинна. Но для многих нарвитян всё выглядит ровно наоборот: министры одну за другой создают для них новые и совершенно нерешаемые проблемы.
Последние годы правительство активно взялось за Нарву. Министры стремительно решают застарелые проблемы, за которые раньше почему-то никто не брался - так это, наверное, видится из Таллинна. Но для многих нарвитян всё выглядит ровно наоборот: министры одну за другой создают для них новые и совершенно нерешаемые проблемы.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.