Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Бизнес, помогающий найти луч света

    Сегодня на пятничный кофе в dv.ee пришёл руководитель и тренер-консультант обучающей и консультационной фирмы Meta-Profit OU Александр Кочубей.

    Сейчас, во времена кризиса, одни считают, что нужно на всём экономить, другие - что именно сейчас нужно больше учиться. Как Вы думаете?
    Я бы сказал, что нужно учиться экономно. Работники сегодня со всех сторон только и слышат о том, как всё плохо: СМИ рассказывают о мировом кризисе и кризисе в стране, работодатель говорит о возможных сокращениях, коллеги не уверены в завтрашнем дне. И если в такой ситуации не занять головы работников тем, что нужно работодателю – это всё равно, что потерять работника. Если у человека нет положительной подпитки, он погружается в болото негатива. И чем больше человек в это болото погружается, тем труднее ему из него выйти. Это как саморазвивающееся пророчество – чем больше думаешь о плохом, тем вероятнее, что оно сбудется. Человек начинает поступать интуитивно, так как он запрограммирован.
    Поэтому такое экономное обучение, когда раз в неделю или раз в месяц с людьми разговаривают о конкретных проблемах, психологических моментах, учат их умению думать конструктивно, полезно и самому человеку, и работодателю.
    Известно, что эстонские фирмы занимаются обучением больше, чем русские. С чем это связано?
    Здесь различные причины. Одна из возможных - разница в менталитете. Эстонцы больше ориентированы на западную культуру, а там обучению уже давно придают большое значение. У русских такой сильной связи с западом нет. Многие думают, что они сами могут справиться со всеми проблемами. «Чему вы можете меня научить, я и так всё знаю», - бывают и такие ответы. А ещё так сложилось, что русские фирмы, как правило, не такие большие. Управлять коллективом в них проще, чем в больших: всё на виду, и не нужно выстраивать систему взаимоотношений. Руководитель может общаться со всеми сам и знает, кто, как говорится, чем дышит, возможности каждого работника.
    Существует и такое мнение работодателей, зачем я буду тратить деньги на обучение, а вдруг человек уйдёт?
    То, что человек может уйти, это надо принимать как должное. Но здесь работодатель должен предпринимать правильные шаги. У каждого человека есть стремление к самосовершенствованию. У некоторых оно более сильное, такие люди развиваются быстрее, и они уйдут раньше, другие могут уйти чуть позже. Но есть и те, которые не уйдут, у которых очень сильна психология исполнителя. И поэтому для каждого типа работников надо выбирать соответствующее обучение. Если учить думать конструктивно - риск меньше. Если научить, как открыть своё дело, то риск, конечно же, больше.
    Зная человека, можно просчитать, уйдёт он или нет, а если уйдёт, то когда. А затем уже посмотреть, сколько я на его обучение сейчас потрачу, какова будет отдача и тогда уже оценивать, окупятся ли затраты на обучение, и, исходя из этого, принимать решение.
    А работники ценят ли, что для них организуют обучение?
    В здоровых коллективах это ценится. В коллективах, где руководство приложило много энергии и усилий для того, чтобы научить людей конструктивно думать, любое обучение воспринимается хорошо. Там, где болезнь уже развилась, получается, как и с больным - ему даёшь лекарство, а вместо помощи начинается отторжение. В этих случаях работники говорят примерно так: «Лучше бы те деньги, которые потратили на обучение, раздали нам». Это уже запущенный случай, и здесь должен быть другой подход. Надо смотреть, что поддерживает деструктивизм, чем он подпитывается, как можно его разрушить.
    Какие виды обучения сейчас востребованы больше всего?
    Да практически все те же, что и раньше. Это - мотивационное обучение, обучение, связанное с самоуправлением - как научиться чувствовать себя на своём месте. Командное обучение, техники обслуживания клиентов, новые техники продаж. Обычные техники, работающие в хорошие времена, сейчас не идут. Люди, которые учились продавать в хорошие времена, сейчас начинают обучаться по-новому. Востребовано и психологическое консалтинговое обучение.
    Добавилось и так называемое пай-обучение. Это когда мы помогаем работникам предприятия справиться с кризисными проблемами. Например, в одной организации закрывалась часть линий, некоторых работников отправляли в вынужденные отпуска. Когда человек видит, что его коллег отправляют в отпуск, он невольно думает, когда он будет следующим. Возникает чувство неуверенности, которое больше всего человека заводит. У людей должна быть возможность выплеснуть свои переживания, обсудить проблемы. Неопределённость, незащищённость нужно снижать.
    В чём заключается ваша помощь?
    Мы бизнес-процессы не планируем. Наше дело - постараться создать у человека базу данных правильных импульсов, чтобы он научился мыслить конструктивно. Ведь никто не знает, как будет развиваться ситуация дальше, когда кризис закончится.
    Ещё руководители предприятий по-разному относятся и к сокращениям.
    Некоторые говорят людям «до свидания», и всё. Но есть и такие руководители, которые просят научить человека, как ему справиться с проблемой сокращения, как преодолеть эту ситуацию и не сломаться.
    И много таких работодателей?
    Достаточно много. Это те руководители, которые и раньше заботились о своём персонале. Существуют люди, которые по жизни хотят со всеми оставаться в хороших отношениях. Они стараются сделать расставание с работником как можно более безболезненным для последнего, оказывают ему, в том числе, и психологическую поддержку.
    На рынке сейчас много обучающих фирм. Как вы выдерживаете конкуренцию?
    Неожиданный вопрос. С одной стороны, действительно, есть большая конкуренция, но так, наверное, и должно быть. Вот вы, например: существует много разных газет, и можно спросить, как вы выживаете?
    Мы - единственная экономическая газета на русском языке в Эстонии.
    Но и другие пишут на экономические темы. Но это ваша ниша, хотя при этом вы точно так же пишете и на другие темы, но ваши читатели почему-то выбирают вас. Точно так же и в обучении. Даже командным обучением все занимаются по-разному. Часто нам говорят - вы делаете всё как-то по-другому. Я понимаю, чем мы сильно отличаемся от других. У нас обучение при необходимости может включать и больший терапевтический уклон. Я сам по первому образованию медик, в некоторых ситуациях приходится полученные знания и навыки использовать и сейчас. У нас свой почерк, свой стиль. Наш бизнес очень сильно связан с человеком, с личностью. Для нас очень важна личность как таковая. У нас есть клиенты, которые нам доверяют. Были, конечно, и те, которые попробовали и ушли.
    А как Вы сами учитесь?
    Учишься постоянно у жизни. Меняешь стереотипы. У меня были свои стереотипы про Тибет, про цивилизации инков и майя, но когда поехал на место - увидел, что всё очень сильно отличается от того, что я себе представлял. Это и есть обучение. Бизнес- процессы – они, как люди. Смотришь, как люди выживают в различных ситуациях, переносишь этот опыт на бизнес.
    Если говорить о конкретном обучении, то последнее место обучения – Калифорнийский университет. Обычно в год набирается около месяца различных курсов. Профессионалов, которые мне интересны, найти трудно. Поэтому я больше сам занимаюсь. Едешь куда-то - смотришь, как там организована жизнь, как эта модель может работать в наших условиях. Потом, когда пишу книгу, излагаю это на бумаге. Вот сейчас я общаюсь с Вами и думаю, какой вопрос будет следующим. Это тоже обучение.
    Что Вы посоветовали бы нашим читателям - работодателям и работникам?
    Работодателям - обучать работников, а работникам - обучаться. Жизнь циклична, и сейчас такое время, когда надо научиться перераспределять энергию. Человек должен сохранять работоспособность во все времена. Я не хочу сейчас говорить -трудные или кризисные времена. Надо научиться принимать вызовы, иногда полезно подумать, на что я способен. Надо научиться удерживать энергию, не выплёскивать её попусту. Не сломать себя, потому что восстанавливаться будет гораздо сложнее. Провести «инвентаризацию» своих мыслей. Остановиться и посмотреть, что я думаю и как я думаю. Качество мыслей помогает человеку или идти вперёд, или стоять на месте, а то и ещё хуже – пятиться назад.
    Как бы Вы сами охарактеризовали свой бизнес?
    Иногда я работаю как скорая помощь: приезжаешь и делаешь укол. Иногда ты просто находишься рядом и помогаешь. Иногда выступаешь оппонентом, который говорит человеку, что за поворотом пропасть, и ему лучше остановиться. А ещё можно сказать, что мы помогаем найти в тёмной комнате луч света.
  • Самое читаемое
Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Хелениус сообщил акционерам цену покупки Nordic Fibreboard
Компания NFB Pärnu Holdings, принадлежащая Йоакиму Хелениусу, делает предложение о добровольном выкупе акций Nordic Fibreboard. Цель Хелениуса – увеличить свою долю в этом предприятии, которая составляет в совокупности 49,1%.
Компания NFB Pärnu Holdings, принадлежащая Йоакиму Хелениусу, делает предложение о добровольном выкупе акций Nordic Fibreboard. Цель Хелениуса – увеличить свою долю в этом предприятии, которая составляет в совокупности 49,1%.
Райво Хейн: социалисты всегда врут, но желаю мэру Таллинна быть открытым к инновациям!
Если, наконец, прислушаться к горожанам, предпринимателям и экспертам, то из Таллинна можно сделать современный и пригодный для жизни город – не чета прежнему византийскому стилю, пишет предприниматель и инвестор Райво Хейн.
Если, наконец, прислушаться к горожанам, предпринимателям и экспертам, то из Таллинна можно сделать современный и пригодный для жизни город – не чета прежнему византийскому стилю, пишет предприниматель и инвестор Райво Хейн.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.