Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Смелость инвестора сгубила

    Отчаянная смелость погубила фонд рискового капитала GILD.

    В 2001 году Тынно Вяхк и Тынис Хаавель основали фонд, который уже многие годы предлагал инвесторам сверхотдачу. Теперь же фонд дышит на ладан. Почему?
    В первой эмиссии фонда участвовали друзья и знакомые Вяхка и Хаавеля. Сейчас это скромное начинание выросло в первый зарегистрированный в странах Балтии фонд рискового капитала GILD Arbitrage, в который большая часть эстонской бизнес-элиты инвестировала сотни миллионов крон.
    После долгого пира наступает похмелье, которое сейчас ощущают на себе все инвесторы, надеявшиеся быстро разбогатеть.
    За восемь лет стоимость пая поднялась в пять раз. Желающим вложить свои деньги приходится отказывать. В фонд верят и сами работники и партнёры GILD. Всего они вкладывают в Arbitrage свыше 60 млн. крон. Последняя инвестиция сделана прошлым летом. Через два месяца после этого фонд закрывается и полностью теряет ликвидность.
    Что же случилось? На этот вопрос ведущий партнер GILD Райн Тамм и Тынно Вяхк не могут сразу ответить. Оба они всё же уверены, что дело не в плохом управлении фондом, который сознательно брал на себя региональные риски, вначале в странах Балтии, затем в других развивающихся странах.
    Хотя, Вяхк назвал один существенный промах - кредитные деньги, которые были привлечены через пару лет после создания фонда, по мере роста рисков нужно было сокращать! До того, как начались проблемы, кредитные деньги составляли примерно четверть от объёма фонда, что GILD считал вполне разумным. Сейчас же ясно, что они не могут обслуживать кредиты и ведутся переговоры об отсрочке.
    В прошлом году в фонд было инвестировано около 470 млн. крон, по большей части институциональными иностранными инвесторами. Теперь и они находятся в подвешенном состоянии.
    На упрёки инвесторов, что GILD ещё непосредственно перед закрытием показывали высокую отдачу, Тамм и Вяхк поясняют, что для оценки стоимости пая фонд использует общепризнанный международный метод.
    «Даже если бы мы в августе или сентябре уценили стоимость пая, срок предупреждения о продаже составляет три месяца. На основании тех данных инвестор не смог бы принять решение о выходе из фонда», - признал Вяхк.
    «Иногда мы принимаем неправильные решения», - отметил один из кредиторов Arbitrage Райво Хейн, который год назад дал фонду в долг 15 млн. крон. Он надеется получить обратно хотя бы свои деньги.
    Крупнейший инвестор Arbitrage, инвестиционная фирма создателей Skype ASI заявила, что переговоры с фондом ещё не завершены. Напомним, что некоторое время назад ASI предъявила иск против Arbitage с требованием выплаты 22 млн. крон в счёт частичного погашения задолженности. Был даже блокирован счёт фонда в Swedbank, но управляющий фондом оспорил постановление суда и продолжает эмиссию облигаций.
    Если удастся договориться с кредиторами, то инвесторам предложат закрыть фонд на среднесрочный период.
    «Мы уже списали эти деньги», - признаёт инвестор Arbitrage Алан Мартинсон. Решения судьбы своих инвестиций ожидают также известные бизнесмены Тийна Мыйз и Тынис Палтс.
    Но есть и счастливчики, которые забрали свои деньги до обвала. Это, например, владелец Ekspress Grupp Ханс. Х. Луйк и член совета Ekspress Grupр Вилле Йехе.
    Судьба фонда GILD Arbitrage будет решена в ближайшие недели. Фон занимается подготовкой к общему собранию инвесторов. Перед этим необходимо прийти к соглашению с кредиторами.
    Финансовая инспекция: нет информации, что GILD неправильно оценил имущество
    Рауль Мальмстейн,руководитель Финансовой инспекции:
    Мы внимательно следили, чтобы деятельность фонда GILD Arbitrage отвечала законодательству.
    Если фонд не ликвиден, то очень трудно рассчитать чистую стоимость пая. За правильность расчётов отвечает управляющий фонда. Сейчас у нас нет доказательств, что фонд Gild Arbitrage намеренно неверно оценил какое-либо имущество, но мы оставляем за собой право изменить мнение при выяснении новых обстоятельств.
    Куда закопаны деньги инвесторов?
    В основном в портфеле фонда рискового имущества GILD Arbitrage можно найти паи и облигации уже исчезнувших или дышащих на ладан местных компаний, а также замороженные земельные инвестиции в Болгарию и Украину. Больше всего денег было инвестировано в лицензионный портфель природных ископаемых Армении, об успешной реализации которого пока что можно только гадать.
    Исходя из отчёта фонда, на конец прошлого года рыночная стоимость инвестиций составляла 936 млн. крон. Если начать в срочном порядке распродавать имущество фонда, то,по словам фондового управляющего Тынно Вяхка, полученные деньги не покроют даже кредитную нагрузку в 400 млн. крон. Вяхк хочет подчеркнуть, что убытки пока что являются только балансовыми.
    Армения - 32% от портфеля
    Состоит из портфеля лицензий на исследования и добычу полезных ископаемых. Владельцы лицензий имеют право сначала исследовать тот или иной участок на наличие полезных ископаемых, а в случае положительных результатов начать добычу. Собственником полезных ископаемых является государство, но владелец лицензии, выплачивая государству фиксированную плату, имеет право на добычу и реализацию полезных ископаемых. Основные лицензии фонда находятся в фазе исследования.
    Инвестиция была сделана весной прошлого года. Основные полезные ископаемые - медь и золото.
    Эстония - 24% от портфеля
    Свыше 100 миллионов поглотил кредит, выданный занимающейся недвижимостью компании SLProductions. Из 45-миллионного кредита, предоставленного фирме Кристьяна Силда AS Steps, осталось 10%.
    До нуля уценён миллионный кредит Daria Invest OU.
    Стоимость 80-миллионной инвестиции собственного капитала в казино Cinamon Group была снижена до 12 млн. До нуля уценена инвестиция в компанию Urbanfors, которой принадлежит Vaatsa Agro. Инвестиционная компания Меэлиса Лео ML Investments получила от фонда 33 млн, он которых остались только крохи.
    Украина - 14% от портфеля
    В Украине GILD Arbitrage инвестировал в девелоперские проекты в Одессе. В качестве собственного капитала и кредита компания Tasolia Trading Ltd получила 104 млн. крон.
    Вторая крупная инвестиция - кредит в размере 111 млн. крон, выданный компании концерна Хиллара Тедера Filgate Credit Enterprises.
    Болгария - 13% от портфеля
    Фонд инвестировал в пять пока что замороженных девелоперских проектов в Болгарии.
    Gild Arbitrage
    -первый и единственный не зависящий от рынков акций фонд рискового капитала.
    -В начале 2008 года стал первым регулируемым фондом рискового капитала в Эстонии.
    -Статус регулируемого фонда сделал фонд для инвесторов более ясным и прозрачным.
    - Был создан в апреле 2001 года. Свои деньги в фонд вложило около 300 инвесторов в основном из стран Балтии.
    -GILD Fund Management был создан в апреле 2007 года, чтобы получить у Финансовой инспекции лицензию фондового управляющего и привести деятельность фонда GILD Arbitrage в соответствие с Законом об инвестиционных фондах.
    -В конце ноября GILD Arbitrage оценил свои инвестиции в 782-1815 млн. крон. Больше оценок не производилось.
    -Приобретение и продажа паев фонда остановлена до 3 ноября.
    Кто может инвестировать в фонд рискового капитала?
    Потенциальный инвестор должен отвечать как минимум двум из следующих условий:
    -минимальная начальная инвестиция 10 000 евро. Инвестор должен предварительно письменно заверить, что обладает достаточными знаниями об инвестировании и рисках;
    -не менее одного года проработал на должности, требующей знаний об инвестировании в ценные бумаги;
    -за последние четыре квартала он осуществлял в среднем не менее пяти существенных сделок с ценными бумагами в квартал;
    -объём его портфеля ценных бумаг превышает 100 000 евро.
    Также паи фонда рискового капитала можно предложить профессиональному инвестору (кредитное учреждение, страховая компания, инвестиционное объединение, фондовый управляющий, инвестиционный фонд, Банк Эстонии, центробанки других стран).
    Autor: Пирет Рейльян
  • Самое читаемое
Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Результаты Alphabet вызвали ралли на вторичном рынке
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Райво Хейн: социалисты всегда врут, но желаю мэру Таллинна быть открытым к инновациям!
Если, наконец, прислушаться к горожанам, предпринимателям и экспертам, то из Таллинна можно сделать современный и пригодный для жизни город – не чета прежнему византийскому стилю, пишет предприниматель и инвестор Райво Хейн.
Если, наконец, прислушаться к горожанам, предпринимателям и экспертам, то из Таллинна можно сделать современный и пригодный для жизни город – не чета прежнему византийскому стилю, пишет предприниматель и инвестор Райво Хейн.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.